Разработка урока "Русская культура в ХI - начале ХIII вв."

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • в процессе выполнения учащимися задания добиться понимания, что литературные произведения XI - начала XIII веков являются историческими источниками;
  • развивать умения анализировать исторические источники, делать выводы;
  • воспитывать уважение к историческому прошлому нашего народа, прививать интерес к чтению.

Оборудование:

  • таблица "Отечественная литература XI - начала XIII веков",
  • отрывки из первоисточников "Повесть временных лет о князе Владимире и о князе Святославе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово о полку Игореве".

" Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это - реки, наполняющие вселенную, это - источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они узда воздержания"
(монах Нестор) (высказывание проецируется на экране)

Этапы урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя:

- На сегодняшнем уроке вы будете знакомиться с наиболее яркими произведениями литературы XI - начала XIII веков. В ходе занятия вы заслушаете сообщения, и, работая с первоисточниками, разрешите проблему (проецируется на экран): "Докажите почему произведения Древнерусской литературы считают не только литературными памятниками, но и историческими источниками".

2. Сообщения учащихся (краткий обзор наиболее ярких событий изучаемого периода).

3. Беседа:

- какие исторические источники помогли узнать об этих событиях?

- Какие из этих источников дают наиболее полные сведения о прошлом?

- Какими вы представляете себе письменные источники изучаемого периода?

- Много ли было книг на Руси в XI - начале XIII веков?

4. Рассказ учителя.

В домонгольский период на Руси довольно широко были распространены книги. Установлено, что в XI - начале XIII веков в русских землях имелось в обращении, по меньшей мере, около 140 тыс. книг нескольких сот наименований. Если при этом учесть, что население Руси в то время не превышало 7 млн. человек, то этот показатель указывает на весьма высокий уровень грамотности среди русских людей в домонгольскую эпоху.

- Как вы думаете, о чем любили читать русские люди в XI - начале XIII веков?

5. Сообщения учащихся: " Русские летописи", Жанр "слова", жития.

Таким образом, в XI - начале XIII веков самыми распространенными жанрами были летописи, жития, "слова". Данные о произведениях представляются в таблице

"Отечественная литература XI - начала XIII веков"

Название произведения Время написания
" Слово о законе и благодати" начало 11 в.
"Житие преподобного Феодосия Печерского" начало 11 в.
"Поучение Владимира Мономаха" начало 11 в.
"Повесть временных лет" около 1113 г.
"Слово о полку Игореве" около 1185 г.

7. Работа по группам над проблемой: Докажите почему произведения Древнерусской литературы считают не только литературными памятниками, но и историческими источниками".

1 группа: "Слово о полку Игореве"

Из "Слова о полку Игореве"

" Ум князя уступил желанию.."Хочу,- сказал, -копье преломить на границе поля Половецкого, с вами русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону".

:.

Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие ,и,

:

на другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают

:

С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой.

Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы.

Уже ведь, братья невеселое время настало..Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: "Это мое, и то тоже мое". Стали князья про малое "это великое" говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую.

2 группа: "Житие Феодосия Печерского"

Из "Жития Феодосия Печерского"

"В то время великий Феодосий присмотрел свободное место невдалеке от пещеры, и, рассчитал, что достаточно оно для сооружения монастыря и собрал средства по благодати божественной, и, укрепившись верой, надеждой и духом святым исполнившись, начал готовиться к переселению на новое место. И с божьей помощью в недолгое время построил на том месте церковь во имя святой и преславной Богородицы и Приснодевы Марии, и окружил стеной место то и построил множество келий, и переселился туда из пещеры с братией в год 1062. С того времени по божественной благодати возвысилось место, и существует монастырь славный, и доныне называем мы его Печерским и который устроен отцом нашим Феодосием".

3 группа: о князе Святославе (из "Повести временных лет")

О князе Святославе из " Повести временных лет"

"В лето 964, когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых. В походах он не возил за собой ни обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил её на углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал, постелив подклад и положив седло в головах, таковы были и другие его вои. Перед началом похода он посылал послов к странам, говоря "Иду на вы".

4 группа: о князе Владимире (из "Повести временных лет")

О князе Владимире из "Повести временных лет"

"И сказал Владимир: нехорошо, что мало городов около Киева. И начал ставить города по Десне, и по Ворскле, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И начал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населял города, так, что нападали печенеги и воевали, с ними, и побеждали их"

5 группа "Поучение Владимира Мономаха".

Из "Поучения" Владимира Мономаха.

" Что хорошего умеете, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, сидя дома, знал пять языков, от того и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного, более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем,они проезжая будут прославлять человека либо добром, либо злом по всем землям"

III. Обсуждение результатов работы.

IV. Вывод (учащиеся делают самостоятельно)

V. Подведение итогов.

VI.Домашнее задание: составить кроссворд по теме "Русская литература XI - началаXIII веков"