Цель: создание нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности в ситуации школьного обучения.
Задачи:
- дать понятие о влиянии цвета на психическое здоровье человека;
- развивать произвольное внимание, воображение, тактильное и слуховое восприятие;
- способствовать созданию хорошего настроения;
- снять беспокойство, напряжение;
- развивать чувство внутреннего покоя и доверия к самим себе.
Оборудование.
- плакат с изображением радуги,
- яблоко красного цвета,
- модель солнца с лучами,
- рисунки, выполненные в оранжевом цвете,
- карточки с ребусами,
- модель подснежника,
- пазлы "Дельфин",
- бумажные цветы.
Ученик:
На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост,
Чудо мастер мастерил
Мост высокий без перил.
Что это такое? (Радуга)
Слово "радуга" похоже на слово "радость". И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. "Райская" дуга называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут радуга.
- Ребята! А в природе вы видели радугу?
Пусть ответит, тот, кто знает
Или может сосчитать
Сколько красок в радуге играет,
Озаряя моря, гладь. (Семь)
- Чтобы запомнить правильное расположение цветов радуги, нужно произнести слова. Какие? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Первая буква каждого слова в этом предложении укажет на очередность того или иного цвета в спектре радуги. "К" - красный; "О" - оранжевый; "Ж" - желтый; "З" - зеленый; "Г" - голубой; "С" - синий; "Ф" - фиолетовый.
- Скажите, а как радуга связана с нашей учёбой?
- Радуга изображена на всех учебниках и тетрадях нашего учебного комплекта "Гармония".
Упражнение "Радуга"
- 1 - 4 - чертим "радугу" (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
- 5 - 8 - повторить движение счёта 1-4 в другую сторону.
Замечательный мир, окружающий нас, наполнен цветом, что невольно влияет на наше самочувствие, на наше эмоциональное состояние. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие функциональные изменения в организме: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции.
На уроках, занятиях вы можете при помощи разных цветов повлиять на улучшение нашего самочувствия. Плохих цветов не существует. У каждого цвета есть свои замечательные свойства.
Если б все на свете было
Одинакового цвета
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным :
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Мы видим радугу после того, как небо освежило землю дождем. Прежде всего, дождь прибивает к земле и смывает всю пыль. Воздух свеж и прозрачен, полосы радуги показывают нам как бы красоту в чистом виде. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей.
Красный цвет.
Учитель. (Закройте глаза) Сначала представьте себе, что вся комната наполнена красным воздухом. Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы даже можете дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его чудный аромат:
Красный цвет - это сила, это цвет огня, жажды жизни и скорости. Красный цвет дает нам энергию, активизирует и возбуждает. Под воздействием красного цвета у человека учащается пульс, увеличивается артериальное давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная сила.
Красный цвет может помочь в преодолении инерции, депрессии, страха, меланхолии. Красный цвет может помочь активно преодолевать жизненные препятствия, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение. Но избыток красного цвета может спровоцировать перевозбуждение нервной системы, головную боль, усталость глаз.
Отгадайте загадку:
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь - гладко,
А откусишь - сладко.
Что это? (Яблоко)
Ученик:
Вот так яблоко.
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
Трудно яблочко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблочко сорву.
Вот так яблочко!Встали. Руки в стороны.
Руки на пояс.
Протянули руки вперёд.
Руки вверх.
Качаем вверху руками.
Потянулись.
Подпрыгнули.
Хлопок в ладоши над головой.
Встали.
Учитель. Рассмотрим яблоко.
- Что могут увидеть ваши глазки? (Яблоко красное, круглое, красивое.)
- Потрогаем яблоко руками. Какое оно? (Яблоко твердое, гладкое, приятное).
- Понюхаем яблоко. Что нам расскажет носик? (Яблоко ароматное, душистое, пахучее, свежее.)
- Съедим по кусочку от яблока. Что расскажет нам рот и язык о яблоке? Какое оно? (Сладкое, сочное, спелое, хрустящее, вкусное).
- Полезное ли яблоко? (Да)
Яблоки полезны абсолютно всем. Врачи считают, что одно яблоко в день поможет существенно оздоровить организм, активизировать пищеварение, избавиться от шлаков и, как результат, значительно улучшить состояние кожи. Яблоко - мощный очиститель крови.
Они также полезны для лимфатической системы. Яблоки помогают бороться с раком, обладают антибактериальными и антивирусными свойствами. Стабилизируют уровень сахара в крови, укрепляют сосуды, очищают кишечник, укрепляют десны. В яблоках содержится железо, поэтому они помогают бороться и с анемией.
Оранжевый цвет
Учитель. Представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него: Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (Эти слова произносятся при закрытых глазах слушателей).
Оранжевый цвет - это теплый, активизирующий цвет. Этот цвет помогает человеку почувствовать себя более раскрепощенным, свободным.
Оранжевый цвет способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.
Это любимый цвет людей, обладающих интуицией, страстных мечтателей.
Послушайте песню в исполнении учащихся.
"Оранжевая песенка" Сл. А. Арканова, Г. Горина, муз. К. Певзнера
1. Вот уже подряд два дня,
Я сижу, рисую.
Красок много у меня
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет.2. Вдруг явился к вам домой
Очень взрослый дядя,
Покачал он головой,
На рисунок глядя
И сказал мне: - Ерунда!
Не бывает никогда:
Припев:
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам
Оранжево поют.
Желтый цвет.
Учитель. Смотрите, теперь воздух вокруг вас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему!
Желтый цвет - это цвет оптимизма и радости.
Созерцание желтого цвета обеспечивает организму равновесие, самоконтроль, создает гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку.
Желтый цвет стимулирует умственную деятельность, интеллект, улучшает внимание, память и способность к восприятию, обеспечивает покой, возбуждает аппетит, лечит бессонницу.
Желтый цвет поднимает настроение, рождает веселье и радость.
- Отгадайте загадку.
Кто, утром не спеша,
Надувает желтый шар,
А как выпустишь из рук,
Станет вдруг светло вокруг.
Что это за шар? (Солнце)
Зарядка "Солнышко"
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде: "раз" (руки вверх)
А над нами весело проплывают облака, (покачиваем руками)
Заряжает солнышко нас - это два.
Упражнение "Зарядись солнышком"
В природе есть солнце. Оно светит и любит всех. Давайте сотворим солнце в себе. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем. Поделитесь друг с другом солнышком. (Протянуть руки и поделиться).
На уроке трудового обучения мы с вами изготовили звездочку-солнышко с кружочком посередине и множеством лучиков. В кружке вы прикрепили свою фотографию (свой портрет) или написали свое имя. А сегодня вдоль лучей мы напишем все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете.
Дорогие мои, носите это солнышко всегда с собой и по необходимости добавляйте лучики. Оно поможет вам, в тот момент, когда будет трудно на душе и покажется, что вы не на что не годитесь. Достаньте ваше солнышко, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом качестве и вам станет радостнее на душе.
Зеленый цвет.
Учитель. (Закрыли глаза) Цвет окружающего нас воздуха снова изменился : Теперь он излучает зеленый цвет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат:
Зеленый цвет - цвет самой природы, вечного обновления и бессмертия. Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды. Зеленый снижает артериальное давление, обостряет зрение, нормализует кровообращение. Он, как всем известно, укрепляет нервную систему. Это цвет сердца. Он благоприятствует дружбе и симпатии.
Эффективно действие зеленого цвета при головных болях, утомлении глаз и нарушении зрения. При отсутствии зеленого цвета возможно развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Так же зеленый цвет обладает усыпляющим действием, способностью успокаивать расшумевшихся не в меру детей.
Отгадайте загадку:
Есть у ребят зелёный друг, весёлый друг, хороший друг.
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. (Лес)
Ученик. Лес
Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А жажда будет мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться и видно все до дна.
Течет вода - водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы.
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если я устану, присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность лес шумит.
(С.Никулин)
Игра "Доскажите словечко"
Релаксационная игра "Дерево"
Цель: данная игра используется для снятия волнения, напряженности, она придает чувство уверенности в себе и собственных силах.
Технология проведения. Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.
Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом (стройной тонкой березкой, прекрасной ивой, склонившейся над рекой).
Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.
Ствол - тело - ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви - руки - свободно "колышутся" вдоль ствола, листья - пальцы - легко "шелестят", слегка задевая друг друга.
Крона - голова - чиста и свежа.
Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится. (Садятся).
А теперь я вам расскажу о лечебном действии деревьев.
Вы, наверное, слышали, о китайском учении фен-шуй? Это искусство гармонии.
По этому учению воздействие зеленого цвета создает в организме ощущение мира, равновесия, недаром мы так замечательно себя чувствуем на природе, на лужайке, в лесу.
Деревья обладают удивительной способностью преобразовывать космическую энергию в энергию земли и этой энергией они могут делиться с нами.
Существуют деревья-доноры и деревья-вампиры. Деревья-доноры подпитывают нас энергией, помогают преодолеть болезнь, выработать иммунитет, повышают сопротивляемость организма. К таким деревьям относятся: береза, сосна, дуб, яблоня, кедр.
Деревья-вампиры, напротив, отсасывают негативную энергию. Их часто используют для снятия боли. К таким деревьям относятся: ольха, черемуха, тополь, ясень, вяз, осина, ель.
Процедура деревотерапии проста. Выберите дерево помощнее, желательно стоящее особняком. Вы должны почувствовать симпатию и доброжелательность к этому дереву. Приблизившись, почувствуйте его биополе. Встаньте к дереву спиной, прижмитесь к нему всем телом или обхватите ствол ладонями, полностью расслабьтесь и представьте себе, что в каждую точку тела поступает необходимая энергия. Для этого хватит от 4 до 10 минут.
Но если вы не здоровы и вас мучают боли или не проходят воспалительные процессы, воспользуйтесь помощью любого дерева-вампира, оно сможет забрать у вас негативную энергию.
Уходя, поблагодарите дерево, погладьте его. (Не используйте деревья, растущие вблизи магистралей, на улицах городов и в промышленных зонах.)
Голубой цвет.
Учитель. Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснись к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки, как крылья, и медленно парите в голубом пространстве:
Голубой цвет - цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Это цвет учит, его называют цветом истины! Голубой так же цвет мира, он тих и спокоен. Он обладает болеутоляющим свойством, эффективен при воспалительных процессах, при лечении болезней горла, головных болях.
Голубой цвет успокаивает душу. Это важно для детей страдающими страхами и навязчивыми идеями. Теплая голубая спальня, например, очень хорошо будет успокаивать гиперактивного ребенка.
Загадка:
У занесенных снегом почек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
Упражнение на релаксацию: "Подснежник" (под муз. П.Чайковского "Март")
В лесу под сугробом спрятался нежный цветок.
Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода, уснул до весны. (Дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову). Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб. (Дети медленно приподнимаются и встают.)
Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло. (Дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).
Но вот подснежник вырос, окреп. (Опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой. (Дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). "Это я - первый весенний цветок. И зовут меня подснежник" - кивает он всем головой.
Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. (Дети раскачиваются). Цветочек склоняется все ниже и ниже и совсем лег на проталинку. (Дети ложатся на парту).
Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. (Путешествуем с закрытыми глазами). Когда цветочек напутешествуется, он приплывет в сказочную страну.
Вопрос к детям. - В какую страну ты приплыл?
Синий цвет.
Учитель. Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется плотным, и его хочется раздвигать руками, как воду:
Синий цвет - цвет преданности и справедливости, указывает на дружелюбие, но также на независимость.
Синий цвет снижает мышечное напряжение, значительно уменьшает чувство боли. Дыхание становится долее замедленным и глубоким. Синий цвет используется при лечении нервных заболеваний, сверхвозбудимых и буйных. Не редко применяется при бессоннице, беспокойстве. Хорош этот цвет для слабых и утомленных глаз.
Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий цвет - также представляет собой силу разума, ясность мысли.
(Звучит музыка и шум прибоя).
Сядьте поудобнее и закройте глаза:.Сделайте три вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно:
Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатывают на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды все громче и громче:. Затем волна откатывается обратно: Потом снова бросается на берег и снова отступает: Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и все, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.
Представь, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и мягкий. Оглядись вокруг и ты обнаружишь, что совсем не один.
Ученик:
Синяя вода, поле без следа.
Без конца и края синяя вода.
Там, где волны сильные,
Там, где волны синие
Плещутся дельфины,
Прыгают дельфины.
Учитель. Кто такие дельфины?
Дельфины - самые разумные из всех животных. Они сообразительнее обезьян и собак. Это животные, а не рыбы. Они дышат легкими, а не жабрами. У дельфина одна ноздря, которая находится сверху головы. Когда дельфин всплывает к поверхности, он открывает свою ноздрю и набирает воздух.
Мы научимся правильно дышать.
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку: дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
Попробуйте:
Вдох через нос - выдох через рот.
Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу повторить три раза).
Краткий глубокий вдох - замедленный выдох.
Медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох.
Медленный глубокий вдох - выдох 3-мя толчками.
Перед вами картина с дельфином. Вам необходимо из кусочков (пазлов) собрать такую же картинку при этом правильно дышать. (Работа в парах)
Фиолетовый цвет.
Учитель. И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады:
Фиолетовый цвет - цвет высшей доброты, любви и мудрости.
Фиолетовый цвет красивый и чистый, связан с интеллектуальными способностями. Он успокаивает нервную систему, способствует спокойному сну, его эффективно используют при психических нарушениях, воспалительных заболеваниях, и как болеутоляющее средство. Благоприятно влияет на сосудистую систему, облегчает течение простудных заболеваний.
Хорош фиолетовый цвет при занятиях творческим трудом, он оказывает влияние на духовное развитие человека.
"Фиолетовый запах" (Звучит спокойная мелодия.)
Закройте глаза. (Учитель кладет каждому ребенку на ладонь фиолетовый бумажный цветок, слегка надушенный).
Фью, фью птица распевает,
И фиалка расцветает.
И земля глядит на нас
Сотнями фиолетовых глаз.
Вы разбудили цветочки, что ощущаете вы теперь, когда цветок проснулся. Посмотрите на свой разбуженный цветочек. Чувствуете, какой замечательный аромат? Давайте вдохнем фиолетовый запах! Запах нежный. Вдыхать надо медленно через нос, ощущая тонкий аромат цветка. Животик наполняется воздухом, а плечики не поднимается. Теперь медленно и плавно выдыхаем.
Солнце вдыхает в цветок энергию жизни. Цветок распускается. Он прекрасен. Солнце дает энергию цвета, энергию радости и счастья цветку и : ВАМ. Вы наполняетесь энергией солнца. ( Повторяйте за мной). ВО МНЕ ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА. Я СИЛЬНА, РАДОСТНА, ЭНЕРГИЧНА, СЧАСТЛИВА. Я ПРЕКРАСНА, КАК ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЦВЕТОК. (Поделитесь вашими ощущениями.)
А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату, стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете.
Литература.
- Водолазская Е.С. Фэн-шуй - путь к гармонии. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.
- Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. М., ЭКСМО, 2007.
- Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. Волгоград, Учитель, 2007.
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо всюду. Ярославль. Академия развития, 1998.
- Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. Москва, Владос, 2001
- Тукачёва С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. Волгоград, Учитель, 2007.