Задачи урока:
- раскрыть причины преступлений,
- выявить наиболее типичные из них;
- подвести учащихся к выводу о том, как можно избежать преступлений,
- воспитывать у детей ответственность за совершенные поступки, стремление к осознанному восприятию законодательства страны,
- работать над формированием навыков работы с документами.
Оборудование урока:
- таблица статистических данных по преступности,
- тест "Мои шансы оступиться"*(приложение 1),
- рекомендательный сборник "Ты - человек", (приложение 2)
- ситуации для работы в группах,**,
- фонозапись**.
* Тест предлагается учащимся накануне урока. На самом уроке учитель говорит о результатах тестирования.
** Составляются учителем с учетом особенностей воспитания и условий жизни детей, чтобы не причинить им психологическую травму
Слова учителя: Право. Предмет, который помогает вам освоить основы правовых знаний в соответствии с действующим законодательством. Что такое право?
(Ответы учащихся)
Слова учителя: Что бы человек ни делал, он непременно вступает с другими людьми, нередко с коллективами, а то и с государством в определенные отношения. Многие из этих отношений регулируются правом. Нарушение норм поведения, установленных государством, является правонарушением. Наиболее основные правонарушения - преступления. Чем же правонарушение отличается от преступления?
(Ответы учащихся)
Слова учителя: Ваши ответы на предложенную мною анкету меня порадовали. Вы хорошо усвоили, что такое правонарушения и преступления. Смогли классифицировать предложенные ситуации. Слово "преступление" каждый слышал не раз и как-то представлял себе, что это такое. В местах лишения свободы (учитель может предложить статистические данные регионального масштаба) находятся тысячи осужденных, в том числе женщины и подростки. Численность осужденных растет. Скупые строки тревожной хроники:
Звучит фонозапись "Тревожная хроника".
Слова учителя: Преступление. За каждым из них судьба человека. Что толкает человека на преступление? Каковы причины преступления? Этому посвящена тема сегодняшнего урока (учитель излагает цель урока). Ежедневно в залах суда идет слушание судебных дел. В среднем за месяц только в зале каждого районного суда рассматривается около 20 дел. Представим, что мы в зале суда. Рассматривается дело. Какова причина каждого преступления? Можно ли было его избежать? Как? Дайте ответы через 7-8 минут. Я предлагаю несколько ситуаций.
(Работа школьников в группах с ситуациями).
Слова учителя: Итак, анализируем ситуацию.
(Ответы учащихся)
После ответов учащихся по ситуации слова учителя: Преступление, совершенное группой лиц является наиболее тяжким преступлением, чем тоже преступление, совершенное одним лицом. К сожалению, в анкете вы не смогли дать ответ на этот вопрос. Групповое участие в преступлении является отягчающим вину обстоятельством, так как совершается по сговору, по заранее разработанному сценарию.
(В процессе ответов учащихся по каждой из предложенных ситуаций на доске вычерчивается таблица (см. далее), учащиеся ведут запись в тетрадях).
Причины преступлений | Пути предупреждения |
Неблагополучная семья | Здоровый образ жизни семьи |
Алкоголизм, аморальный облик личности, безнаказанность | Культура личности, правовая культура |
Хулиганство | Правовая ответственность, здоровый образ жизни личности |
Нравственная деградация, месть | Культура общения |
Нарушение правил ДД | Знание и соблюдение правил ДД |
Корысть | Нравственная культура |
Экономическая нестабильность | Высокий уровень развития личности |
Слова учителя: Из каждых 50 рассматриваемых судом дел, 47 имеют под собой экономическую основу. В период экономической нестабильности общество наиболее подвержено преступности. Это является объективной причиной преступлений. Мы рассмотрели только некоторые наиболее типичные примеры из зала суда. Но и сказанное достаточно ясно свидетельствует о том, что многое зависит от свойств души и характера человека, его личного отношения к нормам морали и права. Причины преступлений, связанные со свойственными человеку отрицательными качествами, являются субъективными причинами.
(Учащиеся еще раз читают причины преступлений и пути их предупреждения).
Слова учителя: Существует еще одна причина, о которой мы не можем не говорить сегодня. Это так называемая врожденная склонность к преступной деятельности.
(Школьники слушают дополнительное сообщение одноклассника о фенотипе и генотипе, возможном и проявившемся качестве).
Слова учителя: Как видим, условия совершения преступлений весьма многочисленны и играют разную, иногда довольно существенную роль в совершении преступления. Но какой бы ни была важной роль этих и подобных обстоятельств, в любой ситуации, даже самой сложной, у человека всегда есть выбор: поступит правильно, нравственно, бороться и стремиться преодолевать трудности, может поступиться чем-то, или пойти более легкому пути. Эгоизм и малодушие - это только некоторые из всех качеств человека, которые определяют преступный выбор в сложной житейской ситуации. Объективные и субъективные причины преступлений настолько тесно переплетаются, что порой трудно рассматривать каждую отдельно. Ситуация с преступностью в стране очень сложная. (Далее учитель анализирует результаты теста "Мои шансы оступиться"). И если вдруг возникает сложная ситуация, тогда вспомните золотые слова "Ты - человек".
(Учитель дарит учащимся рекомендательные сборники, зачитывает их содержание. Звучит фонозапись песни Высоцкого "Пророк").
Слова учителя: Дома всем необходимо прочитать материалы учебника, поработать с записью в тетрадях, выполнить задание в учебнике.