Информационные технологии на уроках окружающего мира

Разделы: Информатика


Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей чувство понимания прекрасного, бережного отношения к природе. Окружающий мир - один из самых интересных и в тоже время сложных предметов начальной школы. Сложен он потому, что охватывает очень большой курс вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, природа и общество рассматриваются здесь в неразрывном единстве. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой - найти что - то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе его познания происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность. В курсе "окружающий мир" формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивается переход от созерцания явлений к осмыслению их сущностей.

Отличительной особенностью работы на моих уроках окружающего мира является использование мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point, Windows Movie Maker. Технологию презентаций всё шире использую как средство предъявления учащимся материала: иллюстраций, фотографий, анимации, вопросов и заданий, схем, таблиц. Это позволяет мне, как учителю, самостоятельно создавать необходимые материалы, а так же планировать их изучение по "личному маршруту", оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников. Мои уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание, средства представления материала, формы организации работы и используемые методические приёмы имеют ряд существенных особенностей, обусловленных использованием новых информационных технологий на уроках и на этапе подготовки к ним. Тем самым стремлюсь обеспечить высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, развить у них интерес к учёбе.

Применение компьютера на уроках окружающего мира, мне помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задавать вопросы и предлагать собственные решения. Использование новых технологий помогает реализовать идеи развивающего обучения, совершенствовать формы и методы организации учебного процесса, овладению учащихся знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Исходя из программных требований и задач урока, подбираю содержание урока таким образом, чтобы оно отвечало принципам научности, доступности, связи с жизнью, системности, последовательности, практической, трудовой направленности. А подготовиться к урокам - по настоящему - значит, заблаговременно решить, как обеспечить усвоение программы всеми учащимися. Урок не может быть без наглядности, без технических средств обучения, без занимательности и игровых ситуаций, без индивидуальной работы. Для этого я собрала разнообразные наглядные пособия, богатый раздаточный и ярко иллюстрированный материал. Всё систематизировано по классам, предметам, темам. Применение новых информационных технологий на уроках, помогает учащимся не только учиться грамотно работать с информацией, но и формировать информационную культуру младших школьников, развивать их умение самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения. На своих уроках направляю детей на осознание необходимости их самостоятельной работы над развитием собственного интеллекта, культурного уровня и информационной компетентности. На уроках учу детей думать: абстрагировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения и связно, последовательно её излагать; учу учиться, чтобы дети развивались и самосовершенствовались. Особую роль при этом отвожу использованию ресурсов и возможностей Интернета при подготовке к урокам. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет - технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

Убеждена, что в настоящее время, чтобы заинтересовать детей изучением предметов, необходимо применять такие способы, методы работы, которые позволяют ученику находить неординарный подход к решению различных проблем. Формы использования компьютера в качестве обучающегося средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа с машинами. На своих уроках использую новые методы не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле. Замечательный энциклопедический материал, который может использовать как учитель, так и учащийся. Много информации для развития эрудиции пользователя в различных предметных областях. Таким образом, при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий. Многие авторы высказывают опасения об отрицательном воздействии компьютера на процесс обучения в начальной школе. На мой взгляд, применение новых информационных технологий в работе с младшими школьниками, ориентированный на поддержку традиционных курсов обучения, не только не отвлекает детей от школьного предмета, но и создаёт условия для повышения эффективности его изучения. И самое, на мой взгляд, важное - применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности.

Анализируя опыт применения новых информационных технологий на уроках окружающего мира, я отметила, что на первых порах младшие школьники проявляют большое любопытство - это было естественной реакцией на появление на уроке современной техники, а так же на красочное представление нового материала. В дальнейшем многие учащиеся проявляли желание глубже разобраться в материале, понять изучаемое явление, повышалась их активность на уроках. На мой взгляд, внедрение компьютерных технологий обучения в начальной школе должно быть постепенным. Это предполагает развитие привычных методических приёмов, совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями, созданием и внедрение новых, интегральных форм учебной работы.

Разрабатывая методы и приемы формирования знаний учащихся об окружающем мире, необходимо учитывать особенности мышления младших школьников, характер содержания отобранного материала. Известно высказывание В. А. Сухомлинского: "В природе заложены в доступной для ребенка форме простые и в то же время сложнейшие вещи, предметы, факты, явления, зависимости, закономерности, информация о которых ничем не заменима, потому что соответствует именно миру детской природы, потому что информация об этих вещах, предметах является тем миром, в который входит сам ребенок, в этом мире первоисточник его представлений, понятий, мыслей, обобщений, суждений: Природа-колыбель детской мысли, и надо стремиться, чтобы каждый ребенок прошел школу детского мышления" (1, с. 37-38). Поэтому необходимо использовать наблюдения учащихся непосредственно в природе за растениями и животными родного края, которые являются объектами охраны. Именно родной край направляет внимание учеников на анализ существенных признаков изучаемых объектов путем восприятия объекта различными органами чувств: дети прислушиваются к голосам животных, воспринимают запахи листьев и цветов растений, внимательно рассматривают их.

Таким образом, систематические наблюдения учащихся; за растениями и животными в естественной обстановке способствуют формированию учащихся осознанных знаний об объектах охраны природы, создают прочную базу для понимания природы, вызывают, то чувство природы, которое лежит в основе действенной охраны природы и способствует воспитанию сознательных и активных защитников природы.

С особым интересом дети нашей школы принимают участие в технологии проектно-исследовательской деятельности, и тому есть разные причины. Необходимо отметить в первую очередь, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, учит выходить на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, "романтиков", мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Вот одним из вариантов проведения Дня защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной интегрированной работы по теме "Берёзка - символ Родины моей".

Форма проведения - защита проектов, где представлен итог долгосрочной интегрированной работы с использованием мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point.

Класс представил в актовом зале школы свои выставки, стенды, плакаты по заявленной теме. Сцена оформлена в виде березовой рощи. Звучит песня "С чего начинается Родина".

На фоне музыки слова ведущего:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!

Наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.

Без берёзы не мыслю России -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена.
Деревьев разных не сочтёшь-
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей!

Слайд №1.

Чтец 1:

Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез!

Слайд №2.

Звучит аудиозапись "Волшебство природы. Пение птиц". Выходит Березка:

Здравствуйте, ребята! Как я рада.
Быть с вами в этот день осенний рядом!
Спасибо, что березку не забыли.
Ей этот светлый праздник посвятили.
Много в мире есть деревьев,
Много красоты,
Но чудеснее березы
В мире не найти.
В нежном белом сарафане,
Листья - кружева,
Раскудрявила сережки -
Вот уж где краса.
Что за чудо на Руси?
Нигде на свете не найти!
Ни в Америке далекой,
Ни в Китае, ни в Литве.
Есть красавица березка,
Только в русской стороне!

Чтец

Березке русской праздник посвящаем,
О ней теперь мы очень много знаем
И знанием готовы поделиться,
Нам всем пришлось немало потрудиться.

Чтец 3:

Мы много книг перечитали
И материалы отбирали,
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи березке посвящали.
Писали мы ученые конспекты,
И вот пред вами все наши проекты!

Объявление порядка защиты проектов.

Слайд №3

1. Проект "Вдохновение".

Ведущий во вступительном слове рассказывает, какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Ее скромная красота вдохновляла многих писателей и поэтов на создание прекрасных произведений.

Учащиеся рассказывают о своих поэтических открытиях и находках, делятся впечатлениями, читают свои сочинения.

Я любуюсь красивой природой.
Как прекрасна ты, Родина-мать!
Восхищаюсь я русской березкой.
И хочу про нее рассказать.

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево - сакура, символ Канады - клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.

Россия - край белоствольных берез и бескрайних полей.

По-моему, березка - самое красивое дерево на свете. В каждое время года хороша она по-своему. Чуть пригреет солнышко - березка начинает наряжаться, излучает тепло. Когда я встречаю березку, то мне хочется погладить ее ствол.

Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане, с золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: "Мир вам, люди добрые!".

Любят в России белую березу. Издревле в ней видели символ девичьей красоты, нежности, воспевали ее в песнях за ту теплоту и радость, которую она дарит людям.

Под сенью берез создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы. Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников. Береза всегда вдохновляла русских писателей и поэтов.

Безмятежна, стройна, боязлива,
В то же время сильна и верна,
Сердцу русскому будешь ты мила
Год за годом, во все времена!

Проект "Рисуем русскую березку". Для защиты проекта класс приготовил панно "Вечно жить березовым рощам", на котором представлены живописные работы учащихся.

Слайд №4

Художник:

Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один
-Весь 4 класс проект готовил.
- Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой Русской природы.

Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку - она встрепенется
И засмеется, до слез засмеется (А. Яшин)

Ребята представляют свои работы

Сочинение по картине И.И. Левитана "Березовая роща". (от имени березки)

Смотри, как роща зеленеет.
Палящим солнцем залита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа! (Ф. Тютчев)

I. Я береза - символ России. Я стройная, ясная, нежная, красивая. И даже во времена Великой Отечественной войны я укрывала солдат от вражеских пуль, помогала вспомнить о родном доме, о семье. На Руси я являлась символов женской красоты. Из моих веток девушки плели венки. Я вдохновляла многих поэтов и художников. Например, Сергей Есенин писал обо мне такие строчки: Белая береза под моим окном

Принакрылись снегом, точно серебром.

Художник И.И. Левитан очень любил изображать на картинах меня. На его картине "Березовая роща" изображена я с сестрами. Его картина пронизана солнечным светом. Трава яркая, свежая. Стволы белоствольные.

II. Береза очень красивое дерево! Ствол у нее белый с черными полосками. Ветви длинные гибкие, они, словно кудри, свисают вниз. Листочки небольшие, ярко-зеленые, похожи на маленькие сердечки. Береза и Россия не разделимы. Почти у каждого русского поэта есть стихотворения о березе. Во многих народных песнях можно услышать о березе.

На картине Левитана летний пейзаж березовой рощи. Вместе с автором мы входим в березовую рощу. Чудесный солнечный теплый летний день. Воздух чистый, наполнен ароматом цветущих трав, деревьев, цветов. Деревья в молодой, зеленой, свежей листве, покрыты золотыми лучами солнца. Все пронизано светом, стволы светятся, под ногами яркий ковер из трав и цветов. Хочется вдохнуть ароматный свежий воздух полной грудью.

И.И. Левитан написал свою картину, чтобы мы смогли увидеть красоту летнего пейзажа, полюбить и сберечь природу.

Слайд №5.

Проект "Берёзовое царство - хорошее лекарство"

Школьники составили медицинский бюллетень, собрали для выставки медицинские препараты, изготовленные на основе растительного сырья, которое дает береза, написали сценарии рекламы и теперь представляют их, разыгрывая как сценки.

Сценарий рекламы № 1 Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.

Врач: Проходите. Садитесь.

(Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня! Слышь, как суставы щелкают, скрипят.

Врач: Так... Поясница, ноженьки болят? Больная кивает.

Врач (подает бутылочку):

Принять лекарство "Сок березы" вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны. Больная пьет... Выпрямляется.

Врач: Что, полегчало, милая, немножко? Как ваши поясница; ручки, ножки?

Больная (с легкостью встает): Да, очень, очень полегчало! Спасибо, доктор, я спешу! Пока-пока! Я поскакала! (Убегает, забыв про костыли.)

Слайд №6.

5. Экологический проект "Мы посадим березы кругом".

Ребята разработали план озеленения улиц микрорайона, сделали необходимые расчеты.

Ведущий:

Проекта интереснейший вопрос
Заставил нас задуматься всерьез.
Мы план составили и начертили схему,
Писали реферат на тему
О том, что видов 60 берез бывает.
Одни кустарники собою представляют,
Другие - дерево ветвистое такое,
А третьи по земле ползут змеею.

6. Творческий проект "Если рядом с тобою береза".

Ребята собрали материал и составили энциклопедию о видах берез нашего края, их использовании в быту, медицине, промышленности.

Слайд №7.

Ведущий:

Проект не прост.
Все мы вначале
В библиотеках материал искали.
Смотрели в словари, энциклопедии читали,
Своих знакомых, бабушек пытали.
Собрав необходимый материал,
Отбор его мы провели старательно.
Затем о том, что каждый разузнал,
Энциклопедию писали обстоятельно

Берёзка:

Смотрела я ваши конспекты,
В них дети все ваши проекты.
Всё, что знать обо мне людям надо,
Как любить меня и беречь.
А сейчас сообщить я вам рада:
Отличившимся будет награда.

Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: "Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу.

Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Ведущий:

Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе:
Берегите Россию-
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!

Слайд №8.

Список литературы:

  1. Сухомлинский В. А. Школа и природа. // Советская педагогика.
  2. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников (Методические рекомендации) Воронеж, 1989г
  3. Шнейдер С. Ф. Митрякова О. Я. Учимся использовать новые образовательные технологии.// Начальная школа 2004г №11

Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей чувство понимания прекрасного, бережного отношения к природе. Окружающий мир - один из самых интересных и в тоже время сложных предметов начальной школы. Сложен он потому, что охватывает очень большой курс вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, природа и общество рассматриваются здесь в неразрывном единстве. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой - найти что - то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе его познания происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность. В курсе "окружающий мир" формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивается переход от созерцания явлений к осмыслению их сущностей.

Отличительной особенностью работы на моих уроках окружающего мира является использование мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point, Windows Movie Maker. Технологию презентаций всё шире использую как средство предъявления учащимся материала: иллюстраций, фотографий, анимации, вопросов и заданий, схем, таблиц. Это позволяет мне, как учителю, самостоятельно создавать необходимые материалы, а так же планировать их изучение по "личному маршруту", оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников. Мои уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание, средства представления материала, формы организации работы и используемые методические приёмы имеют ряд существенных особенностей, обусловленных использованием новых информационных технологий на уроках и на этапе подготовки к ним. Тем самым стремлюсь обеспечить высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, развить у них интерес к учёбе.

Применение компьютера на уроках окружающего мира, мне помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задавать вопросы и предлагать собственные решения. Использование новых технологий помогает реализовать идеи развивающего обучения, совершенствовать формы и методы организации учебного процесса, овладению учащихся знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Исходя из программных требований и задач урока, подбираю содержание урока таким образом, чтобы оно отвечало принципам научности, доступности, связи с жизнью, системности, последовательности, практической, трудовой направленности. А подготовиться к урокам - по настоящему - значит, заблаговременно решить, как обеспечить усвоение программы всеми учащимися. Урок не может быть без наглядности, без технических средств обучения, без занимательности и игровых ситуаций, без индивидуальной работы. Для этого я собрала разнообразные наглядные пособия, богатый раздаточный и ярко иллюстрированный материал. Всё систематизировано по классам, предметам, темам. Применение новых информационных технологий на уроках, помогает учащимся не только учиться грамотно работать с информацией, но и формировать информационную культуру младших школьников, развивать их умение самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения. На своих уроках направляю детей на осознание необходимости их самостоятельной работы над развитием собственного интеллекта, культурного уровня и информационной компетентности. На уроках учу детей думать: абстрагировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения и связно, последовательно её излагать; учу учиться, чтобы дети развивались и самосовершенствовались. Особую роль при этом отвожу использованию ресурсов и возможностей Интернета при подготовке к урокам. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет - технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

Убеждена, что в настоящее время, чтобы заинтересовать детей изучением предметов, необходимо применять такие способы, методы работы, которые позволяют ученику находить неординарный подход к решению различных проблем. Формы использования компьютера в качестве обучающегося средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа с машинами. На своих уроках использую новые методы не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле. Замечательный энциклопедический материал, который может использовать как учитель, так и учащийся. Много информации для развития эрудиции пользователя в различных предметных областях. Таким образом, при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий. Многие авторы высказывают опасения об отрицательном воздействии компьютера на процесс обучения в начальной школе. На мой взгляд, применение новых информационных технологий в работе с младшими школьниками, ориентированный на поддержку традиционных курсов обучения, не только не отвлекает детей от школьного предмета, но и создаёт условия для повышения эффективности его изучения. И самое, на мой взгляд, важное - применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности.

Анализируя опыт применения новых информационных технологий на уроках окружающего мира, я отметила, что на первых порах младшие школьники проявляют большое любопытство - это было естественной реакцией на появление на уроке современной техники, а так же на красочное представление нового материала. В дальнейшем многие учащиеся проявляли желание глубже разобраться в материале, понять изучаемое явление, повышалась их активность на уроках. На мой взгляд, внедрение компьютерных технологий обучения в начальной школе должно быть постепенным. Это предполагает развитие привычных методических приёмов, совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями, созданием и внедрение новых, интегральных форм учебной работы.

Разрабатывая методы и приемы формирования знаний учащихся об окружающем мире, необходимо учитывать особенности мышления младших школьников, характер содержания отобранного материала. Известно высказывание В. А. Сухомлинского: "В природе заложены в доступной для ребенка форме простые и в то же время сложнейшие вещи, предметы, факты, явления, зависимости, закономерности, информация о которых ничем не заменима, потому что соответствует именно миру детской природы, потому что информация об этих вещах, предметах является тем миром, в который входит сам ребенок, в этом мире первоисточник его представлений, понятий, мыслей, обобщений, суждений: Природа-колыбель детской мысли, и надо стремиться, чтобы каждый ребенок прошел школу детского мышления" (1, с. 37-38). Поэтому необходимо использовать наблюдения учащихся непосредственно в природе за растениями и животными родного края, которые являются объектами охраны. Именно родной край направляет внимание учеников на анализ существенных признаков изучаемых объектов путем восприятия объекта различными органами чувств: дети прислушиваются к голосам животных, воспринимают запахи листьев и цветов растений, внимательно рассматривают их.

Таким образом, систематические наблюдения учащихся; за растениями и животными в естественной обстановке способствуют формированию учащихся осознанных знаний об объектах охраны природы, создают прочную базу для понимания природы, вызывают, то чувство природы, которое лежит в основе действенной охраны природы и способствует воспитанию сознательных и активных защитников природы.

С особым интересом дети нашей школы принимают участие в технологии проектно-исследовательской деятельности, и тому есть разные причины. Необходимо отметить в первую очередь, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, учит выходить на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, "романтиков", мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Вот одним из вариантов проведения Дня защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной интегрированной работы по теме "Берёзка - символ Родины моей".

Форма проведения - защита проектов, где представлен итог долгосрочной интегрированной работы с использованием мультимедийной презентации, выполненной с помощью программы Power Point.

Класс представил в актовом зале школы свои выставки, стенды, плакаты по заявленной теме. Сцена оформлена в виде березовой рощи. Звучит песня "С чего начинается Родина".

На фоне музыки слова ведущего:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!

Наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.

Без берёзы не мыслю России -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена.
Деревьев разных не сочтёшь-
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей!

Слайд №1.

Чтец 1:

Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез!

Слайд №2.

Звучит аудиозапись "Волшебство природы. Пение птиц". Выходит Березка:

Здравствуйте, ребята! Как я рада.
Быть с вами в этот день осенний рядом!
Спасибо, что березку не забыли.
Ей этот светлый праздник посвятили.
Много в мире есть деревьев,
Много красоты,
Но чудеснее березы
В мире не найти.
В нежном белом сарафане,
Листья - кружева,
Раскудрявила сережки -
Вот уж где краса.
Что за чудо на Руси?
Нигде на свете не найти!
Ни в Америке далекой,
Ни в Китае, ни в Литве.
Есть красавица березка,
Только в русской стороне!

Чтец

Березке русской праздник посвящаем,
О ней теперь мы очень много знаем
И знанием готовы поделиться,
Нам всем пришлось немало потрудиться.

Чтец 3:

Мы много книг перечитали
И материалы отбирали,
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи березке посвящали.
Писали мы ученые конспекты,
И вот пред вами все наши проекты!

Объявление порядка защиты проектов.

Слайд №3

1. Проект "Вдохновение".

Ведущий во вступительном слове рассказывает, какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Ее скромная красота вдохновляла многих писателей и поэтов на создание прекрасных произведений.

Учащиеся рассказывают о своих поэтических открытиях и находках, делятся впечатлениями, читают свои сочинения.

Я любуюсь красивой природой.
Как прекрасна ты, Родина-мать!
Восхищаюсь я русской березкой.
И хочу про нее рассказать.

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево - сакура, символ Канады - клен. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.

Россия - край белоствольных берез и бескрайних полей.

По-моему, березка - самое красивое дерево на свете. В каждое время года хороша она по-своему. Чуть пригреет солнышко - березка начинает наряжаться, излучает тепло. Когда я встречаю березку, то мне хочется погладить ее ствол.

Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане, с золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: "Мир вам, люди добрые!".

Любят в России белую березу. Издревле в ней видели символ девичьей красоты, нежности, воспевали ее в песнях за ту теплоту и радость, которую она дарит людям.

Под сенью берез создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы. Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников. Береза всегда вдохновляла русских писателей и поэтов.

Безмятежна, стройна, боязлива,
В то же время сильна и верна,
Сердцу русскому будешь ты мила
Год за годом, во все времена!

Проект "Рисуем русскую березку". Для защиты проекта класс приготовил панно "Вечно жить березовым рощам", на котором представлены живописные работы учащихся.

Слайд №4

Художник:

Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один
-Весь 4 класс проект готовил.
- Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой Русской природы.

Дождик прошел по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку - она встрепенется
И засмеется, до слез засмеется (А. Яшин)

Ребята представляют свои работы

Сочинение по картине И.И. Левитана "Березовая роща". (от имени березки)

Смотри, как роща зеленеет.
Палящим солнцем залита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа! (Ф. Тютчев)

I. Я береза - символ России. Я стройная, ясная, нежная, красивая. И даже во времена Великой Отечественной войны я укрывала солдат от вражеских пуль, помогала вспомнить о родном доме, о семье. На Руси я являлась символов женской красоты. Из моих веток девушки плели венки. Я вдохновляла многих поэтов и художников. Например, Сергей Есенин писал обо мне такие строчки: Белая береза под моим окном

Принакрылись снегом, точно серебром.

Художник И.И. Левитан очень любил изображать на картинах меня. На его картине "Березовая роща" изображена я с сестрами. Его картина пронизана солнечным светом. Трава яркая, свежая. Стволы белоствольные.

II. Береза очень красивое дерево! Ствол у нее белый с черными полосками. Ветви длинные гибкие, они, словно кудри, свисают вниз. Листочки небольшие, ярко-зеленые, похожи на маленькие сердечки. Береза и Россия не разделимы. Почти у каждого русского поэта есть стихотворения о березе. Во многих народных песнях можно услышать о березе.

На картине Левитана летний пейзаж березовой рощи. Вместе с автором мы входим в березовую рощу. Чудесный солнечный теплый летний день. Воздух чистый, наполнен ароматом цветущих трав, деревьев, цветов. Деревья в молодой, зеленой, свежей листве, покрыты золотыми лучами солнца. Все пронизано светом, стволы светятся, под ногами яркий ковер из трав и цветов. Хочется вдохнуть ароматный свежий воздух полной грудью.

И.И. Левитан написал свою картину, чтобы мы смогли увидеть красоту летнего пейзажа, полюбить и сберечь природу.

Слайд №5.

Проект "Берёзовое царство - хорошее лекарство"

Школьники составили медицинский бюллетень, собрали для выставки медицинские препараты, изготовленные на основе растительного сырья, которое дает береза, написали сценарии рекламы и теперь представляют их, разыгрывая как сценки.

Сценарий рекламы № 1 Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.

Врач: Проходите. Садитесь.

(Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня! Слышь, как суставы щелкают, скрипят.

Врач: Так... Поясница, ноженьки болят? Больная кивает.

Врач (подает бутылочку):

Принять лекарство "Сок березы" вы должны,

Две полных чайных ложки вам нужны. Больная пьет... Выпрямляется.

Врач: Что, полегчало, милая, немножко? Как ваши поясница; ручки, ножки?

Больная (с легкостью встает): Да, очень, очень полегчало! Спасибо, доктор, я спешу! Пока-пока! Я поскакала! (Убегает, забыв про костыли.)

Слайд №6.

5. Экологический проект "Мы посадим березы кругом".

Ребята разработали план озеленения улиц микрорайона, сделали необходимые расчеты.

Ведущий:

Проекта интереснейший вопрос
Заставил нас задуматься всерьез.
Мы план составили и начертили схему,
Писали реферат на тему
О том, что видов 60 берез бывает.
Одни кустарники собою представляют,
Другие - дерево ветвистое такое,
А третьи по земле ползут змеею.

6. Творческий проект "Если рядом с тобою береза".

Ребята собрали материал и составили энциклопедию о видах берез нашего края, их использовании в быту, медицине, промышленности.

Слайд №7.

Ведущий:

Проект не прост.
Все мы вначале
В библиотеках материал искали.
Смотрели в словари, энциклопедии читали,
Своих знакомых, бабушек пытали.
Собрав необходимый материал,
Отбор его мы провели старательно.
Затем о том, что каждый разузнал,
Энциклопедию писали обстоятельно

Берёзка:

Смотрела я ваши конспекты,
В них дети все ваши проекты.
Всё, что знать обо мне людям надо,
Как любить меня и беречь.
А сейчас сообщить я вам рада:
Отличившимся будет награда.

Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: "Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу.

Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Ведущий:

Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе:
Берегите Россию-
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!

Слайд №8.

Список литературы:

  1. Сухомлинский В. А. Школа и природа. // Советская педагогика.
  2. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников (Методические рекомендации) Воронеж, 1989г
  3. Шнейдер С. Ф. Митрякова О. Я. Учимся использовать новые образовательные технологии.// Начальная школа 2004г №11