Цель мероприятия
- Воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашей страны, патриотизма и любви к истории малой родины.
- Знакомство с деятельностью Екатерины II в области реформ.
- Определение значимости истории Кубани для истории России.
Действующие лица:
- Корреспондент
- Историк
- Фикхен
- Екатерина Великая
- Священник
- Казаки
- Дворяне
- Крестьяне
- Аналитик
- Школьница и школьник
(Телевизионная передача "История в датах и событиях").
Звучит Гимн Кубани. Учащиеся исполняют Гимн.
Учитель.
Ребята, сегодня во всех школах края проводится единый классный час "Именем Екатерины наречённый". Мероприятие посвящено 280-летию со дня рождения Императрицы "Золотого века российского дворянства" Екатерины второй.
(На доске вывешены названия некоторых мер, принятых в годы правления царицы: секуляризация земель, Наказ, " Жалованная грамота", пожалование Кубанских земель черноморским казакам.)
Ученица.
Свет Российская Держава
Очи бренные слепит,
Там на первом в свете троне
В лучезарнейшей короне
Мать Отечества сидит.
Правит царств земных судьбами,
Правит миром и сердцами,
Скиптром счастье дарит,
Взором бури укрощает,
Словом милость изливает
И улыбкой все живит.
Учитель.
Классный час проходит в форме экскурсии - расследования, и наша цель - познакомиться с некоторыми реформами царицы, приведших нашу страну к процветанию и могуществу.34 года Екатерина находилась на русском престоле. За эти годы она сделала страну просвещённой. Императрица укрепила просвещённый абсолютизм, через который боролась за грамотность, развитие и процветание России.
В 1762 г. Была проведена секуляризация земель. Это превращение церковных и монастырских земель в собственность государства. Отныне все крестьяне входили в ведение дворян. Эта мера была необходима для укрепления социальной опоры. Дворяне должны были стать правой рукой Екатерины. В 1767 году была принята Уложенная Комиссия (Наказ), по которому все сословия представляли своих депутатов: от царских дворян была представлена сама царица, были депутаты от дворян, духовенства, государственных крестьян, а крепостных представляли дворяне, ими владеющие. В 1785 году Екатерина даровала "Жалованную грамоту благородному дворянству и городам", по которой дворяне получали привилегии: они освобождались от военной службы, от податей, от телесных наказаний. В городах горожане, купцы третьей гильдии и другие категории городского населения имели теперь право заниматься предпринимательством. В конце 80-х годов 19в. Екатерина вторая даровала черноморским казакам кубанские земли. Антон Головатый и Захарий Чепега - войсковые атаманы организовали поход к царице за разрешением на поселение в кубанской стороне. Екатерина благословила хлебом- солью казаков и просила их защищать южные границы от набегов кавказских народов. Казаки заверили императрицу в верности, в том, что построят города и сёла, и будут защищать юг России.
(Речь учителя чередуется с инсценированными эпизодами)
Применяется презентация мероприятия.
Присутствуют в костюмах рассматриваемой эпохи Фикхен, Екатерина Великая, дворяне, крестьяне, духовенство, казаки и современные историк, аналитик, корреспондент, ученик и ученица.
Ход мероприятия
Корреспондент:
Наша сегодняшняя встреча посвящена дню рождения Великой Императрицы Российской и называется "Дел благородных след Екатерины". В гостях у нас историк. Первый вопрос к вам, что вы можете сказать о рождении и детстве будущей императрицы.
Историк:
Фикхен была первым ребенком у четы герцогов Ангальт-Цербстских - дочь вместо горячо ожидаемого сына. Герцогиня была еще слишком молода, кроме того, капризна, легкомысленна и самолюбива - материнские чувства по отношению к старшей дочери в душе ее не пробудились. Когда София-Августа-Фредерика подросла, мать убедилась в том, что ее первенец - просто невозможный ребенок. Девочка была, как уже отмечалось ранее, упряма, своевольна, при том же очень бойка, непоседлива, в ней рано начали проявляться мальчишеские замашки. К тому же Фикхен была, по мнению матери, безнадежно некрасива. Все вместе это, похоже, ни коим образом не соответствовало представлению герцогини об идеальной принцессе.
Фикхен:
Принцесса Софья-Августа Ангельт-Цербтская, при святом миропомазанье наречена Екатериной Алексеевной, родилась 21 апреля 1729 года в семье прусского генерала из мелких немецких князей и росла резвой девочкой. Отец был усердный служака, а мать, Иоанна-Елизавета неуживчивая женщина, ходячая интрига, воплощенное приключение. Я получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявила независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни я провела в России и только детство и отрочество - в Германии. Но именно за эти 14 лет я сформировалась как личность, именно в Германии во мне прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым меня на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая мои хорошие манеры и вежливость.
Историк: 28 июня 1762 года Екатерина оказалась у власти.
Корреспондент к историку: Назовите самые важные преобразования Екатерины, повлиявшие на авторитет России?
Историк: Это секуляризация церковных земель.
Екатерина: Отныне все монастырские и церковные земли переходят в собственность государственную.
Историк: А для чего сей закон предназначен, Матушка?
Екатерина: Для укрепления социальной опоры, я подтверждаю манифест " О даровании вольностей и свобод всему российскому дворянству"
Историк: А что произошло 30 июля 1767 года?
Екатерина: Был принят "Наказ".
Выходят дворянин, священник, крестьянин.
Обращаются к Екатерине (говорят хором):
Великая, Премудрая, Мать Отечества.
Корреспондент:
В чем важность "Наказа"?
Дворянин, священник, крестьянин. (Говорят хором):
"Для укрепления царской власти, чтобы не было никакой напасти"
Историк: Какой смысл вложили Вы, в этот "Наказ", Матушка?
Екатерина: Дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа.
Аналитик: В "Наказе" предполагалось вскрывать недостатки и чаяния бедных сословий и всего общества. Императрица реформами пыталась оздоровить российское государство.
Корреспондент к историку: Расскажите подробнее о событии 21 апреля 1785 года?
Историк: Опубликована "Жалованная грамота благородному дворянству"
Дворянин: Отныне мы освобождаемся от обязательной государственной службы, от податей, от постойной повинности и от телесных наказаний.
Аналитик: Этой грамотой императрица создала в лице дворянства социальную опору для абсолютизма.
Корреспондент историку: А какую роль сыграла Екатерина в заселении Кубани черноморскими казаками.
Казаки:
Екатерина II - царица -
матушкой в песне казачьей зовется.
Здесь разрешила она поселиться
Преданным ей казакам-черноморцам.
И в благодарной кубанской столице
Высится памятник мудрой царице.
И провели борозду казаки в дикую степь.
Обозначили главную улицу - Красную.
Кубань и Карасунский Кут.
Был город наш заложен тут.
И Красной названа была
Прямая улица - стрела.
Аналитик: За преданную службу царица даровала казакам черноморские земли.
Школьница и школьник:
Екатерины славных дел
Тех, что России Матушка дала.
Абсолютизм дала ей просвещенный!
России славу возвращенную.
34 года на престоле -
Авторитет России, казачеству - долю!
В завершение урока учитель говорит о том, что губернатор нашего края А.Н. Ткачёв призывает проголосовать за имя Екатерины, привнесшей своей 34-летней деятельностью процветание и развитие России и Кубани. Вы ещё не имеете права голоса. Но сейчас можете отправить с м с - сообщение в голосование за имя Екатерины Великой. Губернатор края называет самые уважаемые имена Кубани, прославившие её:
1. Екатерина вторая - великая императрица
2.Епистиния Степанова, вырастившая 9 сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
3. Ф. А..Щербина - историк, написавший "Историю Кубанского казачьего войска"
4. Е. Д Фелицын - историк, этнограф, археологические данные которого помогают изучать историю Кубани.
5. Ф.А. Коваленко - художник, коллекционер картин, которому И.Е. Репин подарил свои картины для организации выставок.
6. Я.Г. Кухаренко - первый писатель и историк Кубани, служивший более 20 лет на пограничных кордонах Кубани и написавший первую летопись кубанских казаков.
7. К В. Россинский - просветитель, построивший церкви и школы на Кубани
В конце классного часа учитель рассказывает историю памятника Екатерине.
Звучит музыкальная ода императрице " Славься, Екатерина!" Одновременно демонстрируются кадры документального кино.