Применение метода проектов и научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках при изучении начального уровня информатики

Разделы: Информатика


Исследовательские умения и навыки ребенка лучше всего развиваются в процессе исследовательской практики ученика. Для привлечения учащихся к исследовательской деятельности сначала определяется круг его увлечений привязанностей и интересов. Затем выявляются темы интересующие ребенка в реальной жизни. Только после этого учитель совместно с младшим школьником определяет тему будущего проекта и совместно с учеником ставит основополагающий вопрос, на который ребенок должен ответить в ходе выполнения данного проекта. Для более полного осмысления, а также полной уверенности в своих возможностях, а также с целью создания условий для совершенствования умений и навыков Работы на компьютере первые проекты создаются в группах. Для этого определяются вопросы, интересующие учащихся в реальной жизни, их привязанности хобби. А затем формируются группы по интересам. Обязательно в творческую группу учащихся должны войти учащиеся разных уровней развития и мышления. Психологи рекомендуют формировать творческие группы: по интересам и увлечениям, по типу характера по типу наклонностей: гуманитарного или физико-математического склада ума. Моя задача на начальном этапе изучения информатики не только прививать интерес к моему предмету, но и развивать у детей потребность в исследовательской деятельности. Для решения этой проблемы мною предлагается вариант структурирования учебных материалов "по принципу концентрирования кругов". Пройдя первый круг, дети осваивают второй круг - более широкий, затем третий и так далее. Благодаря такой структуре программы один и тот же вид творческого мышления и исследовательской деятельности, одна и та же интеллектуальная операция отрабатываются на занятиях периодически, многократно. Причем содержание занятий постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.

Когда проблема выявлена, наступает этап создания проекта. На каждой возрастной ступени при выборе темы учитываются возрастные особенности детей. Учащиеся начальных классов отлично справляются с исследованиями природных явлений, жизни животных, генеалогического древа своей семьи. На этом этапе развития дети обладают повышенной любознательностью и способны творчески перерабатывать любую информацию. Поэтому учащимся начальных классов легко удается создавать проекты по увиденным событиям и проведенным в школе мероприятиям, а так же электронные дневники школьной летописи. Проекты, выполненные детьми, говорят сами за себя. Например, проект "Милой родной посвящаю!", выполненный как итоговый отчет по проведенному мероприятию, посвященному Международному женскому дню или "Моя семья" презентация о родословной получили высокую оценку среди родителей. Младшие школьники создают элементарные проекты. Однако для них, на самом деле, компьютерные проекты должны быть весомыми и учащиеся должны чувствовать удовлетворение своим "детищем". Только тогда происходит процесс развития потребности в использовании информационных технологий для решения тех или иных исследовательских проблем. В начальной школе в соответствии с рабочей программой используются такие информационные технологии как - блокнот, графический редактор Paint и Power Paint. Творческий подход к решению проблемы поставленной в работе сочетается с основными требованиями к оформлению работ на каждой ступени. Так, например, в начальной школе при оценке представленных работ учитываются:

  1. Эстетичность оформления.
  2. Умелое сочетание вставляемых объектов теме проекта.
  3. Умение форматировать текст.
  4. Умение представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами.
  5. Работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.
  6. Умение осуществлять поиск информации, её представление и простейшее преобразование.
  7. Умение организовывать хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавления, указатели, каталоги, справочники, записные книжки.
  8. Умение раскрыть тему проекта.
  9. Умение ответить с помощью информационных технологий на основополагающий вопрос проекта.
  10. Умение пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
  11. Умение использовать свою разговорную речь в проекте.
  12. Умение сочетать музыкальное оформление с темой проекта.

Примерная структура проекта для младших школьников имеет вид.

  1. Титульный лист с обязательным указанием, учреждения, темы, данных авторов проекта, данных учителя, года создания проекта.
  2. Проблема проекта.
  3. Содержание.
  4. Текст по теме.
  5. Выводы.
  6. Используемая литература.
  7. Заключительная часть.

По мере взросления любознательность детей снижается, поэтому её необходимо поддерживать с этой целью на второй ступени обучения (5-6 классы) проектная деятельность учащихся выходит на более высокий уровень. Учащиеся создают предметные и межпредметные групповые проекты научно - исследовательского и практического характера. Мощным стимулом на этом возрастном этапе является практическая значимость выполненных проектных заданий. Поэтому проблемы, которые ставятся в проектах и раскрываются посредством информационных технологий, должны быть максимально приближены к жизни. Например, творческое оформление стенной газеты или классного альманаха способствует развитию потребности использовать информационные технологии в решении жизненных задач. Достижения каждого ученика фиксируются в листах опроса, которые помещаются в портфолио учащихся по "И и ИКТ". На уровне 5-6 класса при оценивании проектов выполненных учащимися учитываются такие умения как:

1. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

2. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

3. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

4. создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;

5. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий проектов по различным учебным дисциплинам;

6. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

7. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

На этой возрастной ступени считаю необходимым введение элективного курса "Начальные азы программирования" в соответствии с возрастом учащихся. Проектная деятельность учащихся по результатам изучения этого элективного курса не исключается. Учащиеся создают элементарные программные проекты графического содержания в печатном и электронном варианте.

Примерная структура проекта для школьников 5-6 классов имеет вид.

  1. Титульный лист с обязательным указанием, учреждения, темы, данных авторов проекта, данных учителя, года создания проекта.
  2. Проблема проекта.
  3. Задачи проекта.
  4. Содержание.
  5. Текст по теме.
  6. Творческое задание.
  7. Пример программы на одном из изученных языков программирования.
  8. Выводы.
  9. Используемая литература.
  10. Заключительная часть.

Семилетний опыт работы показал эффективность проектного метода обучения и получил высокую оценку со стороны педагогов, учащихся и родителей. Обучение осуществляется в свойственном каждому ученику темпе и уровне обучения. Результат обучения говорит сам за себя.

Презентация.