Урок-конференция по предмету "Окружающий мир в 4-м классе по теме: "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Лес и человек».

Цели:

1. Раскрыть роль леса в природе и жизни людей; показать важность рационального использования и охраны лесов; сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.
2. Знакомить с редкими растениями и животными леса и их охраной.
3. Способствовать формированию бережного отношения к природе.

Форма проведения: конференция.

Оборудование: Карта «Природа России», карта Белгородской области, плакат «Деревья», блок – схема «Значение леса», знаки, эмблема, жетоны – деревья, трибуна, картина вырубки, папка «Свод законов природопользования», игрушка – сова.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Сегодня наш урок пройдёт в виде КОНФЕРЕНЦИИ. Это латинское слово. В переводе означает: собрание, совещание для обсуждения важных вопросов. А вопросы, действительно, будут очень важными, так как мы изучаем раздел «Природа России».
  • Вот и сегодня мы будем обсуждать эту проблему, говоря как о России в целом, так и о нашей области – её неотъемлемой части. Все мы будем представлять «КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ» с полной ответственностью взяв эмблему ВСЕМИРНОГО ФОНДА ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ (показ).
  • Тема конференции (читают хором с доски): «Лес и человек».
  • Вопросы для обсуждения:

- Знаете ли вы, что…
- Спасатели леса.
- Жалобная книга леса. 

  • Для удобства работы мы делимся на «ОТДЕЛ ПО ОХРАНЕ РАСТЕНИЙ» и «ОТДЕЛ ПО ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ».
  • Определите свои задачи.
  • И все мы в конце урока ответим на главный вопрос: «Что мы сажаем, сажая леса?»
  • Если вы справитесь с этой задачей, то наша мудрая гостья – сова (показ) посвятит вас в ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ и откроет одну из тайн этого объединения. Старайтесь активно работать, чтобы у каждого к концу урока появилось хотя бы одно деревце – жетон.

2. Проверка домашнего задания. Творческие задания.

  • Переходим к обсуждению первого вопроса. Назовите тему предыдущего урока. («Леса России»)
  • Нашу страну часто называют великой лесной державой. И, действительно, зона лесов занимает больше половины территории России . Покажите зону лесов и назовите её составные части, коротко охарактеризовав каждую. (Работа с картой России).
  • Этот материал вам хорошо знаком с прошлого урока. Трое ребят получили творческое задание: рассказать о лесах Белгородской области. (Выступления детей)

3. Изучение нового материала.

  • Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о заповедных зонах, об исчезающих животных? (Они требуют защиты.)
  • Ваша следующая задача – убедить всё человечество в необходимости защиты лесов. Переходим к следующей рубрике «Спасатели леса».
  • Представители отделов берут конверты с заданиями:

- Рассказать о роли леса в природе и жизни людей (учебник, стр. 106 – 107)
- Рассказать об экологических проблемах в зоне лесов (стр. 107 – 109)

Дети изучают материал самостоятельно.

  • Выступление «ОТДЕЛА ПО ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ» с информацией о роли леса. Вывешивание  блок-схемы:
Лес – Защитник воздуха
Защитник водоёмов
Защитник почвы
Место отдыха человека
Источник ягод, грибов, лекарственных растений
Дом для животных
Источник древесины
Пища для животных  

4. Физминутка.

Чемпионы по выделению фитонцидов – хвойные деревья. В молодом сосновом бору и в кедровых лесах воздух, практически, стерилен. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, особенно со слабыми лёгкими. Но, чтобы дыхание принесло пользу, мы должны правильно дышать. Не через рот, а через нос. Болезнетворные бактерии убиваются с помощью выделяемого слизистой оболочкой носа вещества – лизоцима. Мы сейчас изучим дыхательную гимнастику.

1 упражнение: 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю по очереди.
2 упражнение: при выдохе постукивать по крыльям носа указательными пальцами.

  • Выступление «ОТДЕЛА ПО ОХРАНЕ ЖИВОТНЫХ».

Вывешивание блок-схемы:

Экологические проблемы – Вырубка
Браконьерство
  • Мы открываем последнюю рубрику «Жалобная книга леса», проанализировав жалобы – знаки, озвучив их, вы составите «Свод законов о природопользовании», внеся туда свои добавления.

Выступления детей.

5. Итог урока.

  • Наша конференция завершает свою работу. И мы отвечаем на главный вопрос: «Что мы сажаем, сажая леса?»
  • Звучит стихотворение «Что мы сажаем, сажая леса?». Дети отвечают на вопрос.
  • Смех совы. Она довольна вашей работой и посвящает вас в юные экологи, открыв один из секретов этих ребят. С сегодняшнего дня и мы будем стараться жить под этим девизом:

МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ!
МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ!
НЕТ ЛЕСА – ПОСАДИ!

Что вы можете сделать уже сегодня, следуя этому девизу? (Ответы детей.)

В знак начала работы – прикрепите свои деревца на эту вырубку. Пусть она зазеленеет! А все, кто её украсил, получают «5».

6. Задаётся домашнее задание по страницам учебника.