Профориентация в работе классного руководителя

Разделы: Классное руководство


1. Введение

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя– свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель моей работы как классного руководителя видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

Во-первых, чтобы профессия была интересной.
Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Основная идея программы заключается в том, чтоб помощь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии

Задачи:

  • сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
  • сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
  • подготовить к профессиональному самоопределению.

Ожидаемые результаты:

  • сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
  • выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
  • будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;
  • будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
  • будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;
  • ученики ознакомятся с различными видами профессий;
  • учащимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки профессий»;
  • с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей

2. Основная часть

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.

 Цель работы в 8-9-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.

 Цель работы в 10-11-х классах - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

Темы профориентационной работы:

8-й класс- «Мир профессий».
9 -10-й классы - «Я и самопознание».
11-й класс - «Твой выбор».

 «Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.

 «Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10-х классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.

 Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда республики, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.

Методы и форма проведения занятий:

  • активизирующие профориентационные опросники и тесты;
  • читательские конференции по профориентационной тематике;
  • классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;
  • приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;
  • работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
  • индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;
  • вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;
  • профориентационные игры с классом.

Работа с родителями:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
  • организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога
  • индивидуальные беседы
  • совместные детско-родительские профориентационные игры.

Профориентационные диагностика и консультации:

  • исследование мотивации выбора профессии;
  • исследование профессиональных интересов;
  • исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
  • индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.

Проект рассчитан на 4 года с 01.09.2008 по 31.08. 2012 . В 8,10,11 классах занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю, за счет школьного компонента учебного плана.

1 этап – 8-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь «Дело твоей жизни». Анкета. Методика Л. Н. Кабардовой
Октябрь «Что такое профессия»
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»
Ноябрь «Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда»
Декабрь «Понятие о профессиограмме»
Январь «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка
Февраль Пресс-конференция с участием родителей
Март «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка
Апрель «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка
Май Защита проекта «Моя будущая профессия»

2 этап – 9-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь Ориентировочное
Профориентационная игра «Пришельцы»
Что такое тренинг. Самопрезентация.
Октябрь «Знакомство с профессиями и их классификация»
Написание схемы анализа профессий
«Интересы и выбор профессий»
«Правила тренинговых занятий
Ноябрь «Темперамент и выбор профессии
Понятие о личности
Посещение-знакомство с центром занятости района
Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков»
Декабрь «Трудовое право»- статьи Конституции
«Производство и дисциплина труда» - обсуждение статей Конституции.
Экскурсия в строительный колледж п.Параньга
Профессиональный успех. Анкета «Выбор»
Январь «Склонности и профессиональная направленность»
Ценностные ориентации личности.
«Поддержка друзей»
Февраль «Профессиональный тип личности»
«Профориентация и медицинская профконсультация»
Деловая игра «Кадровый вопрос»
Март «Поддержка друзей»
«Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии»
Профессьянс
Характеристика человека
Апрель Игра «Профконсультация»
Читательская конференция
«Профессии с большой перспективой»
«Анатомия профессии». Профессиограмма
Май Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей
«Выбор профессии». Защита проекта

3 этап – 10-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь « Я и мир профессий» урок-игра
Октябрь «Мифы профессионального самоопределения»
Ноябрь «Личные и профессиональные цели»
Декабрь Методы психологии
Январь Характер
Февраль Потребности человека
Март Интеллект
Родительское собрание-диспут «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем»
Апрель Навыки распознавания эмоций и чувств
Май Умение понимать других

4 этап – 11-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь Работа с периодикой. Поиск профессии.
Октябрь Новые профессии.
  Родительское собрание «Призвание-это маленький росточек таланта».
Ноябрь Ситуация на рынке труда. Встреча с представителями центра занятости.
Декабрь Методика «Ранговая позиция», «Отождествление»
Январь «Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками.
Февраль «Сотвори свое будущее».
Март Опросник Айзенка
Апрель «Основы поиска работы».
Май «Защита выбранной профессии»

3. Заключение

 Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2006. -320с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.:ВАКО, 2006. -208 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
  5. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 1998 г
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  8. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.