1. Введение
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя– свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель моей работы как классного руководителя видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.
Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.
Во-первых, чтобы профессия была интересной.
Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.
Основная идея программы заключается в том, чтоб помощь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии
Задачи:
- сформировать у учащихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;
- сформировать у учащихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;
- подготовить к профессиональному самоопределению.
Ожидаемые результаты:
- сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
- выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;
- будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;
- будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;
- будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;
- ученики ознакомятся с различными видами профессий;
- учащимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки профессий»;
- с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей
2. Основная часть
В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.
Цель работы в 8-9-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.
Цель работы в 10-11-х классах - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Темы профориентационной работы:
8-й класс- «Мир профессий».
9 -10-й классы - «Я и самопознание».
11-й класс - «Твой выбор».
«Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.
«Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10-х классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.
Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда республики, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.
Методы и форма проведения занятий:
- активизирующие профориентационные опросники и тесты;
- читательские конференции по профориентационной тематике;
- классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;
- приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;
- работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
- индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;
- вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;
- профориентационные игры с классом.
Работа с родителями:
- тематические родительские собрания;
- классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
- организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога
- индивидуальные беседы
- совместные детско-родительские профориентационные игры.
Профориентационные диагностика и консультации:
- исследование мотивации выбора профессии;
- исследование профессиональных интересов;
- исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
- индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.
Проект рассчитан на 4 года с 01.09.2008 по 31.08. 2012 . В 8,10,11 классах занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю, за счет школьного компонента учебного плана.
1 этап – 8-й класс
Сроки |
Мероприятия |
Сентябрь | «Дело твоей жизни». Анкета. Методика Л. Н. Кабардовой |
Октябрь | «Что такое профессия» |
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии» | |
Ноябрь | «Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда» |
Декабрь | «Понятие о профессиограмме» |
Январь | «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка |
Февраль | Пресс-конференция с участием родителей |
Март | «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка |
Апрель | «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка |
Май | Защита проекта «Моя будущая профессия» |
2 этап – 9-й класс
Сроки |
Мероприятия |
Сентябрь | Ориентировочное |
Профориентационная игра «Пришельцы» | |
Что такое тренинг. Самопрезентация. | |
Октябрь | «Знакомство с профессиями и их классификация» |
Написание схемы анализа профессий | |
«Интересы и выбор профессий» | |
«Правила тренинговых занятий | |
Ноябрь | «Темперамент и выбор профессии |
Понятие о личности | |
Посещение-знакомство с центром занятости района | |
Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков» | |
Декабрь | «Трудовое право»- статьи Конституции |
«Производство и дисциплина труда» - обсуждение статей Конституции. | |
Экскурсия в строительный колледж п.Параньга | |
Профессиональный успех. Анкета «Выбор» | |
Январь | «Склонности и профессиональная направленность» |
Ценностные ориентации личности. | |
«Поддержка друзей» | |
Февраль | «Профессиональный тип личности» |
«Профориентация и медицинская профконсультация» | |
Деловая игра «Кадровый вопрос» | |
Март | «Поддержка друзей» |
«Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии» | |
Профессьянс | |
Характеристика человека | |
Апрель | Игра «Профконсультация» |
Читательская конференция | |
«Профессии с большой перспективой» | |
«Анатомия профессии». Профессиограмма | |
Май | Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей |
«Выбор профессии». Защита проекта |
3 этап – 10-й класс
Сроки |
Мероприятия |
Сентябрь | « Я и мир профессий» урок-игра |
Октябрь | «Мифы профессионального самоопределения» |
Ноябрь | «Личные и профессиональные цели» |
Декабрь | Методы психологии |
Январь | Характер |
Февраль | Потребности человека |
Март | Интеллект |
Родительское собрание-диспут «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем» | |
Апрель | Навыки распознавания эмоций и чувств |
Май | Умение понимать других |
4 этап – 11-й класс
Сроки |
Мероприятия |
Сентябрь | Работа с периодикой. Поиск профессии. |
Октябрь | Новые профессии. |
Родительское собрание «Призвание-это маленький росточек таланта». | |
Ноябрь | Ситуация на рынке труда. Встреча с представителями центра занятости. |
Декабрь | Методика «Ранговая позиция», «Отождествление» |
Январь | «Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками. |
Февраль | «Сотвори свое будущее». |
Март | Опросник Айзенка |
Апрель | «Основы поиска работы». |
Май | «Защита выбранной профессии» |
3. Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список использованной литературы
- Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2006. -320с.- (Педагогика. Психология. Управление).
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.:ВАКО, 2006. -208 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
- Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина- М. Молодая гвардия, 1998 г
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2006. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление).
- Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.