Классный час "День народного единства"

Разделы: Классное руководство


Задачи:

  • пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ;
  • воспитание учащихся в духе толерантности, с опорой на героическую историю прошлого и общечеловеческие ценности;
  • развитие критического отношения к действительности.

«Единство – возвестил оракул наших дней,
Быть может спаяно железом лишь и кровью.
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там посмотрим, что прочней».
Ф. Тютчев.

1. Введение праздника Дня народного единства.

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одна из поправок – введение праздника Дня народного единства.

В пояснительной записке отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством  К. Минина и Д. Пожарского освободили Москву от польских интервентов, «продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Несколько лет продолжалась смута, поляки и шведы разоряли страну. Только созданное всем миром народное ополчение сумело изгнать захватчиков.

Ученик:

Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдём мы, жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, ни серебра!

 …И понесли ему добро:
И жемчуга и серебро,
Иконы, ризы и меха,
Одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых  коней, 
Коров, баранов и свиней.
Кто приносил мешки зерна,
Тюки овечьего руна, -
Ну, словом, всё, что
несть могли,
На площадь Минину несли.
Тащили и везли.
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал…

Объединились все. Все внесли свою лепту. В ополчение вошли и купцы, и князья, и горожане, и мелкие торговцы, и крестьяне. И помощь была разной: кто личным участием, кто денежными средствами.

И свершилось. Осенью 1612 года войска ополчения освободили Москву от интервентов. Россия праздновала победу. (Звучит хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».)

Такие трудные минуты история преподносила нам не раз, и единение народа проявлялось вновь. Независимо от национальности, религии, социального положения.

- Как Вы думаете, актуальна ли проблема единения для современной России?

(Обычно, прежде всего, ученики указывают на многонациональный и многоконфессиональный  состав населения России.)

Действительно, в России, кроме русских, проживают. представители других национальностей. Немало семей, где отец одной национальности, а мать другой. Не трудно объяснить, о чём свидетельствует этот факт.

2. Свои и чужие после Октября 1917.

 В октябре 1917 г.  политика большевиков разделила всех россиян на «своих» и «чужих». Многие вынуждены были навсегда покинуть пределы Родины. Там, за границей они жили многие без гражданства, без работы, без средств. У них почти не оставалось надежды вернуться. На Родине имена многих из них были прокляты и забыты.

И вот весть о войне. Фашистская Германия напала на СССР. Может это единственный шанс вернуться домой? Вслед за немецкими штыками? Как же встретили русские эмигранты сообщение о войне?

«- Прежде всего, это было чувство тревоги за судьбу России – вспоминала Зинаида  Алексеевна Шаховская». [1]

Да, нашлись тогда в эмиграции те, кто сделал ставку на Гитлера, но большинство русских эмигрантов отвергло союз с немцами. А тех, кто служил им, стала окружать стена презрения. Как принято было в той среде, им не подавали руки.

 Они жили не мщением изгнавшей их Родине, а надеждой на её спасение. У них были свои герои. Потомки дворянских родов и не только, они стали водителями такси, узнавшими, что такое безработица, помнившие, как сжигали их библиотеки и поместья, ставшие сиротами на Гражданской Войне. Они вступали в ряды Сопротивления, понимая, что многим не выжить.

Среди них – Борис Вильде, сын русских эмигрантов, ставший блестящим учёным-этнографом. «Моё главное увлечение – философия. Политикой я не занимаюсь» – писал он в одном из писем.

Когда  Б. Вильде арестовали, в тюрьме, ожидая казни, он написал дневник. Разговор с самим собой о том, чем он дорожит, в чём его понимание свободы.

«…Теперь, друг, придётся серьёзно посмотреть в глаза смерти…

Подумай о книгах, которые ты мог бы прочесть, но которые останутся непрочитанными тобой, подумай о путешествиях, которые ты уже никогда не сможешь совершить… Никогда больше не увидишь ты Венеру Боттичелли, солнце Гогена и человечность Родена…

За спиной у тебя уже 33 года… Знаешь ли ты, в чём смысл жизни? Оглянись на свою, и ты увидишь, что смысл в очеловечивании… Ты почувствуешь в себе человеческую душу» [1].

Как страшно и непостижимо всё сошлось в жизни       этих русских там, за границей. В тесных парижских квартирах, где со стен смотрели фотографии казнённых в России отцов, порушенных дворянских гнёзд, они печатали листовки, в которых призывали помогать    истекавшей кровью России. Они молились за её победу.

Княгиня Вики Оболенская стала секретарём подпольного комитета «Гражданская и военная организация» - одной из крупных в Сопротивлении. В её руках были адреса, явки, листовки, маршруты, по которым добровольцы отправлялись в армию Де Голля. За несколько месяцев до освобождения Парижа Вики Оболенская была арестована. Немецкий следователь пытался упрекать её: как могла она, княгиня, участвовать в Сопротивлении? Она отказалась просить о помиловании: «От врагов своей Родины я ничего ни просить, ни получать не  желаю» [1]. Её казнили на гильотине, за несколько дней до того, как пришла весть об освобождении Парижа.

Княгиня Т.А. Волконская, врач по профессии, узнав, что в лесу появился партизанский отряд из советских военнопленных, стала искать с ним связь. Передавала продукты, одежду.

В Тулузе после войны был открыт памятник Ариадне Скрябиной, дочери известного русского композитора. В дни войны, оставив родных, Ариадна ушла в партизанский отряд. Она погибла в бою.

Кирилл Радищев в те годы учился в парижском университете и писал работу о своём великом прадеде. Он тоже участвовал в Сопротивлении, был арестован и умер в тюрьме.

Классовый враг Советов – Антон Иванович Деникин наотрез отказался сотрудничать с гитлеровцами. А ведь его отличала  жёсткая непримиримость в борьбе с  советской властью.

И таких примеров сотни и сотни. Примеров великого единения россиян со своей далёкой  Родиной и её народом.

3. В годы Великой отечественной войны.

Нападая на СССР, фашисты намеревались добиться успеха, прежде всего,  разделив по национальному признаку нашу страну. Но не удалось, не получилось. На фронтах, в тылу плечём к плечу сражались и трудились все народы Сов. Союза. Побеждали общечеловеческие ценности. Независимо от национальности они считали СССР своей общей Родиной, которая нуждается в защите.

Особенно жуткая ситуация складывалась на оккупированной территории, где фашисты начали чудовищный геноцид против евреев и цыган, настраивая против них местное население. Но, к счастью, не все оказались столь податливы националистической пропаганде.

Из воспоминаний Праведника народов мира Изабеллы Николаевны Образцовой о спасении русской семьёй еврейской девочки: « …. Начало войны застало меня в Ленинграде. Позже, когда начиналась блокада, меня вывезли к отцу, в Курск. Туда меня привезли уже в конце сентября 1941 г. И почти сразу в Курск вошли немцы.

... Где-то в конце октября к нам пришла женщина-еврейка Лида. Она просила отца (он работал врачом) спасти свою племянницу Инку, маленькую дочку маминой подруги. Эта Лида обошла всех своих друзей, но никто не согласился им помочь. Потому что уже тогда по всему городу висели листовки: «Всякий, кто спасет жида или жидовку, и вся его семья будут выкорчеваны с корнем».

В тот момент, когда немцы пришли ее забирать, Инке удалось сбежать, а ее тетя, Лида, велела ей бежать в наш дом. И вот но­чью она прибегает к нам, я ее быстро раздеваю, и она ложится со мной в постель. В ту ночь ее не нашли. На следующий день вызвали священника. Он окрестил Инну, и она получила имя Нина Васильевна Ларина.

Папе вписали ее в паспорт как племянницу. А мне отец сказал: «Вот тебе, доченька, сестренка, будь всегда с ней». И мы стали ходить вместе, никогда не разлучаясь. Все соседи нас не­навидели. Однажды меня булыжниками закидали, в двух местах позвоночник перебили. Но Инна все время была со мной. Дважды за ней приходили и забирали в гестапо. А я, естественно, брала ее за руку и шла вместе с ней. Немецкий я pнала и всем говорила: «Это моя сестра». Поскольку я приставала к этим гестаповцам, как банный лист, они говорили: «Ладно-ладно, забирай ее, только уходи».

После войны в Курск приехал Инночкин папа искать могилу Инны и ее мамы. Когда ему сказали, что его дочь жива и находится у Николая Васильевича Дудина, он не мог поверить своему счастью...» [6].

Учащиеся легко отвечают на вопрос о том, чем руководствовались люди, спасающие других, рискуя жизнью. Это принципы гуманизма, не знающие национальных и религиозных границ.

4. Актуальность толерантного поведения в современном мире.

Но очень хочется, чтобы единение народа не взирая на национальности,  религиозные конфессии, материальное благосостояние и иные различия проявлялись не только в годы войны и тяжёлых испытаний, но и в наше (относительно мирное) время.

Сколько ненависти вызывает порой наша неодинаковость у некоторых людей.

Последние события в Воронеже показали определённый весьма негативный настрой некоторых особенно молодых людей, которые говорят, что терпеть не могут «чёрных», «цветных»…в своей стране. Но ведь если человек учится в России, то он согражданин или гость, с которым просто неприлично обходиться недружественно. Не общайся, если антипатия сильна, но преследовать никто не имеет права.

Но разве только иностранцы подвергаются недружелюбным нападениям.

В последнее время стали активизироваться молодёжные экстремистские организации фашистского толка.

- Вероятно, Вы слышали о них?
- Чем они опасны для нашей страны?

Россия издавна существовала как многонациональное государство. Таким оно остаётся и сейчас. В России, как и в мире, народы «перемешаны». Миграции происходили столетиями. Повернуть историю вспять, создать однонациональные государства не представляется возможным. Да и нужно ли?

Все мы, такие разные – граждане одной страны, одного государства. У нас одна родина. И выжить народ может не враждуя, а сотрудничая, помогая друг другу.

 В последнее время модным стало слово толерантность.

- Как его следует понимать?

Многие не любят  термин «толерантность», так как традиционно его трактовали как терпимость. Но разве приятно, когда нас просто терпят с брезгливым выражением на лице.

Толерантность в признании, принятии и понимании человеком представителей иных культур.

- Как же понимать признание, понимание и принятие?

Принятие, т е. положительное отношение к инаковости человека. Признание – это осознание его права быть иным. Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами.

Становление толерантной личности - это творение личностью самого себя через преодоление предрассудков, стереотипов, эго- и этно-центризма.

На глаза попалась статья   Эдуарда  Рубеновича Сукиасяна – библиотекаря по профессии. О себе он говорит так: «Я армянин, но родился и вырос в Грузии. В школьные годы (заканчивая русскую школу в Тбилиси) я понял, что свободное владение грузинским языком снимает все национальные проблемы. С детства не могу понять тех русских  и иных людей, которые не использовали   возможности изучить язык народа, на земле которого они жили и живут многие годы». [4]

Многим школьникам кажется, что придя, например, в библиотеку, они будут общаться со здоровыми людьми, как правило, - русскими, или уж во всяком случае – на русском языке, европейцами по мироощущению, а возможно и белого цвета кожи, православного вероисповедания.

Ожидания ожиданиями, но в реальной жизни всё складывается иначе. Нам могут встретиться «люди, приятные во всех отношениях», но часто больные – слабовидящие, слабослышащие, передвигающиеся с трудом. С ними надо найти контакт и возможность общения.

- А теперь подумаем, разве достаточно будет просто «терпеть» для обеспечения толерантности? Мы должны их понять, для начала – стараться понять, набирать опыт общения. Эти простые выводы подтверждает жизненный опыт Эдуарда Суакисяна.

«…остались друзья на окраине Манагуа. …оказался на свадьбе, со всеми отправился на воскресное богослужение. Между прочим, совсем не зная испанского, я не чувствовал никаких проблем….

… В Нью-Йорке осмелился пойти в негритянское гетто. Предупреждали о возможных последствиях. Да, я видел, как на меня смотрят из окон. Это подвигло меня «на подвиги» - поговорил с подростками, поиграл с маленькими детьми, починил куклу, успокоил ребёнка - взял на руки. «Поход» закончился неожиданно – обедом в большой негритянской семье (17 человек), после которого меня торжественно отвезли в гостиницу…»[4].

Заканчивая,  Э.Суакисян говорит: «Нигде нет ничего такого, что потребовало бы «толерантности». Опасность представляем только мы сами: своим непониманием, нежеланием разобраться в ситуации, всегда оставаться человеком. Терпимость, а она может выражаться на лице весьма негативно, например, выражением брезгливости, нам не поможет. Надо быть искренним, любить людей, понимать их. Надо улыбаться. Достичь успеха можно только путём настойчивого самообразования и самовоспитания. Тогда разговор о толерантности станет просто лишним». [4]

-  Как просто, не правда ли?

Хочу обратить ваше внимание на четверостишье Б. Окуджавы, написанное на доске:

Для всех, кто носит имя человека,
Вопрос решён от века и на век –
Нет иудея, финна, негра, грека,
Есть только человек.

Каждый  день мы творим историю своими делами и поступками. Какой она будет, какой будет наша страна, каким назовут 21 век, в котором мы живём, зависит только от нас.
Далее звучит стихотворение Р. Рождественского «История – прекрасная, как зарево!...»

История –

Прекрасная, как зарево!

История –

Проклятая, как нищенство!

Людей преображающая заново
и отступающая перед низостью.
История –

Прямая и нелепая!

Как часто называлась ты, -

припомни, -

Плохой,
когда была

великолепною!

Хорошей –
хоть была

постыдно подлой!

Как ты зависела
от вкусов мелочных.
От суеты,
От тупости души.
Как ты боялась властелинов,
мерящих
тебя на свой

придуманный аршин!

Тобой клянясь,

Тобою прикрываясь,
земли
грабили.
Тебя подпудривали.

И подрумянивали.

И перекрашивали!
И перекраивали!
Ты наполнялась криками

истошными

и в великаны
возводила хилых…
История,
гулящая история!
Послушай,
Ты ж не просто

Пыль архивов.

История!..
Сожми сухие пальцы.
Живое сердце людям отвори.
Смотри,
как по-хозяйски просыпаются
Бессмертные создатели твои!..

Список литературы

  1. Лаптева Л.Ф. «За землю русскую, за Москву», // Преподавание истории в школе, №7, 2006.
  2. Овчинникова Л. «Хорошая кровь не может лгать», //  «Комсомольская правда», 27. 03. 1992 г.
  3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», № 3, 2004 г.
  4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», //  «Час ноль», № 6, 2005 г.
  5. «История России в портретах» под ред. Блохина Б.Ф., Смоленск, «Русич», 1996 г.
  6. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста», М., 2001 г.