Государственные символы России

Разделы: Внеклассная работа


 «Знаки и символы управляют миром...»
Конфуций.

Актуальность. 70 статья конституции Российской федерации гласит: «Государственные флаг, герб, и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».

Важность проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения на современном этапе не вызывает сомнения, поскольку последнее десятилетие XX и начало 21 века в России связано с восстановлением исторической российской государственности и соответственно восстановлением российской символики.

Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. Чем раньше мы начнем знакомить детей с самой разной символикой, тем способнее они к ее восприятию, к пониманию целесообразности символов для государства и нашей сознательной деятельности.

По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, к своему государству и к своей Родине, поэтому важно как можно раньше знакомить детей с важнейшими символами своей и других стран мира, воспитывать у них бережное отношение к ним.

Ознакомление детей с символами своего государства - гербом, флагом, гимном - традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории, поскольку современные государственные символы Российской Федерации имеют давнюю и богатую историю.

Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитывать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Цели и задачи классного часа

1) Формирование у учащихся понимания сущности и значения слова Родина, Конституции и государственных символов Российской Федерации.
2) Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников.
3) Расширение кругозора и повышение правовой культуры учащихся.

Форма: классный час.

Методы: рассказ, беседа, совместная деятельность, работа в парах.

Оборудование: Изображение российских флага и герба; музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна; карта России; плакат с пословицами о Родине; Конституция РФ, мультимедиа проектор, аудиозапись песен, кроссворд.

Основные понятия: Россия, Родина, Отечество, Российская Федерация, символ, герб, флаг (знамя), гимн, конституция.

Ход классного часа

Звучит мелодия песни «Ромашковая Русь».

Учитель. Ребята, как называется страна, в которой мы все живем? (Россия.)

Ученик 1. Откуда появилось такое название «Россия»?

Ученик 2. В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Ученик 3. Русь - страна рек и озер. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, - Россией.

Ученик 4.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

Учитель.

Послушайте слова из песни: Россия.
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.

Учитель. Что автор показал этими словами? (Уважение и любовь к России.) Ребята, а что для нас - Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество.) Звучит песня «С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка В. Баснера.

Ученик.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Учитель. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

(Показ слайдов фотографий, принесенных детьми о своем поселке, о доме, об улице, о любимом уголке природы.)

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромная и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Недаром из поколения в поколения передается народная мудрость, пословицы и поговорки о Родине.

Учитель. Ребята, какие вы знаете пословицы о Родине? Давайте проведем аукцион пословиц? Одна у человека мать, одна у него и Родина. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родина - мать, умей за нее постоять. Своя земля и в горсти мила. Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Жить - Родине служить. С родной земли умри - не сходи. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Всякому мила своя сторона.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое. Любовь к Родине сильнее смерти. На родной сторонке и камешек знаком. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родная земля и во сне снится. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Кто Родиной торгует, того кара не минует. Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь. Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается. Смело иди в бой, Родина за тобой. Родина краше солнца, дороже золота. За край родной иди бесстрашно в бой.

Учитель. Вспомните из уроков истории, в каком государстве вы живете? (Российская Федерация.)

Учитель. Назовите столицу нашего государства? (Москва.)

Учитель. Какие достопримечательности столицы вы знаете? (Высказывания детей. Беседа-диалог.)

Учитель. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией Российской Федерации - основным документом государства, где записаны все, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. 12 декабря 1993 году всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Давайте познакомимся с главой «Права и свободы человека и гражданина». Как вы думаете, о чем написано в этой главе? (Мнение учеников). Правильно, в этой главе Конституции записаны права, свободы и обязанности. Как вы думаете, какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (Мнения учеников). Работа с Конституцией РФ (знакомство). Откройте текст Конституции РФ (указать страницу). Во второй главе находим ст. 19. У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг и гимн. Герб, флаг и гимн - это символы нашего государства. Символика - понятие сложное, но очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством. Символ - это отличительный знак, «визитная карточка» страны или города. Символы возникли и существуют с древнейших времен и будут существовать вечно. Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических традициях. Они неповторимы и у каждой страны свои символы, отличные от символов других стран. К государственной символике все обязаны относиться уважительно.

Знакомство с Российской символикой.

Учитель. Ребята, кто знает значение слова «герб»? (Мнения детей.)

Учитель. У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины - России. (Учитель предлагает рассмотреть изображение современного герба России.) Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит.)

Совместная работа.

Учитель. Давайте сейчас вместе опишем герб.

Ученик 1. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла - скипетр и держава.

Ученик 2. Скипетр- это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями.

Ученик 3. Держава - это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти.

Ученик 4. Теперь у нас нет царя. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

Учитель. Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о нем знаете?

Ученик 5. Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца.

Ученик 6. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и земледельцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т.е. отличительным знаком, Москвы- столицы России.

Ученик 7. Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия- символ зла. Учитель. Расскажите о другой составной части современного герба России - двуглавом орле.

Ученик 8. На гербе мы также видим изображение орла. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

Ученик 9. Крылья орла подняты. Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали,
что Россия - могучая страна.

Учитель. Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению государственной думы и Президента РФ.

Ученик 10. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос и иначе называется знамя.

Ученик 11. Эти слова означают одно и то же, только слово знамя - славянское, а флаг - голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности - они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

Ученик 12. Белый, синий и красный цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета. Учитель. Когда поднимают флаг?

Ученик 13. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Ученик 14. Мы должны гордиться нашим флагом - ему уже более трехсот лет!

Учитель. О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн). А вы знаете, что такое гимн?

Ученик 15. Гимн - это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях, каких? Гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется Гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

(Звучит гимн, слова С.В.Михалкова, музыка А.В. Александрова, дети слушают и поют гимн стоя.)

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина- Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.

(Класс делится на две группы.)

Учитель. А теперь я предлагаю вам решить небольшие кроссворды. Если вы правильно угадаете все слова по горизонтали, то догадаетесь, какое слово спряталось в вертикальной колонке.

Кроссворд для первой группы.

Задания к словам по горизонтали:

  1. Главный символ - эмблема любого государства. (Герб)
  2. Какая птица изображена на гербе Российской Федерации? (Орел)
  3. Отчий кров любого гражданина нашей страны. (Дом)
  4. Главная торжественная песня любо государства? (Гимн)
  5. Люди, проживающие в какой- либо стране. (Народ)
  6. Государственный символ из ткани. (Флаг)

(Ключевое слово в первой вертикальной колонке - « Родина».)

Кроссворд для второй группы

Задания к словам по горизонтали:

  1. Как называлась наша страна в период с 1922 по 1991 год. (СССР)
  2. Антоним слову «война» (Мир)
  3. Столица нашей Родины. (Москва)
  4. Река, являющаяся символом России. (Волга)
  5. Что получает ребенок от отца. (Отчество)
  6. Раздел исторической науки, изучающей гербы и их историю. (Геральдика)

(Ключевое слово по 1 вертикали - «Символ».)

Коллективная работа

(На доске иллюстрация гербов и флагов разных стран.)

Задание. Из множества гербов выделите Российский герб. Из множества флагов выделите Российский флаг.

Познавательное логическое задание. Заполни квадраты. (Если дети затрудняются, им предоставляются подсказки).

Подсказки:

1. Каждый человек при рождении получает три отличительных признака от других, так называемое ФИО.
2. В каждом из этих слов присутствует буква «Г». В двух словах она заглавная, а в одном последняя.
3. Государство при своем рождении также получает три отличительных признака. Не может государство существовать без этих трех символов. Напишите их.

Подведение итогов классного часа

- Что нового узнали на классном часе?
- Что такое Конституция Российской Федерации?
- Какие государственные символы вы знаете?
- Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?
- Что изображено на гербе России?
- Что является торжественным музыкально - поэтическим произведением в стране?