Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активно позиции, субъективности учащихся в учебном процессе.
«Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, …, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». (1)
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка.
Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития ребенка.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». (2),(3)
Изучая выше указанные документы (1,2,3), пришла к выводу, что актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию.
В своей педагогической деятельности выявила следующие противоречие.
Между необходимостью обеспечить гармоничное развитие личности, его творческих способностей и неумением применять новые педагогические технологии.
Отсюда вытекает проблема необходимости умения применять новые педагогические технологии.
Одной из личностно – ориентированных развивающих технологий является интеграция предметов, предотвращающая предметную разобщенность и перегрузку обучающихся и проектная деятельность, неоспоримым достоинством которой является высокая степень
самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
Таким образом целью деятельности в межаттестационный период является – овладение теорией и практикой проектной деятельности младших школьников и интегрированного обучения, а также внедрение в свою практику и практику образовательного учреждения данных педагогических технологий.
Задачи деятельности:
- изучить теорию и практику проектной деятельности младших школьников и интегрированного обучения;
- внедрить в практику своей педагогической деятельности, деятельности методического объединения и образовательного учреждения проектный метод и интегрированное обучение;
- разработать методические рекомендации, дидактический материал по проектной деятельности и интегрированному обучению;
- провести анализ результатов внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс;
- сделать выводы о эффективности своей деятельности и наметить программу деятельности на следующий аттестационный период.
Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов деятельности в форме аналитического отчета.
Цель аналитического отчета – осуществить анализ и дать оценку результата эффективности внедрения в практику проектного метода и интегрированного обучения в начальной школе.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- проанализировать эффективность применения новых педагогических технологий в образовательном процессе, для определения возможностей развития познавательной самостоятельности младших школьников;
- дать оценку результатам внедрения проектного метода и интеграции обучения;
- сделать выводы о значимости применения новых педагогических технологий для себя и образовательного учреждения
- наметить цель и задачи на следующий межаттестационный период.
Объектом аналитического отчета является – педагогическая деятельность, направленная на развитие познавательной продуктивной деятельности младших школьников.
Предметом аналитического отчета является – результаты педагогической деятельности по внедрению интегрированного обучения и проектного метода в учебную деятельность младших школьников.
Изучив нормативные документы и литературу по интересующему вопросу, а так же проект программы развития ОУ «Ноосферное образование» приступила к апробации методики интегрированного урока и проектного метода в начальной школе.
«Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция же как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.»
Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных межпредметных связей в начальной школе, способствующих интеграции предметов, является естествознание (окружающий мир). Содержание данного курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление связей между предметами различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей цели курса – «взаимосвязь природы, человека и общества» - в ее целостности и с позиции экологической проблематики. «Экологизация учебных дисциплин» - это методическая тема в межаттестационный период.
Работа над данной темой способствует не только интеграции учебных предметов, но и способствует достижению одной из приоритетных целей современного образования – духовно-нравственное развитие личности.
На втором этапе своей работы, планируя систему интегрированных уроков:
- выявила сходные темы в разных учебных предметах;
- определила, какой учебный материал из других предметов можно включить в качестве компонента при изучении предмета окружающий мир;
- продумала оптимальное сочетание учебного материала предметов разных циклов с целью раскрытия естественнонаучных связей и зависимостей;
- подбирала дополнительный материал из разных областей наук (музыка, ИЗО, астрономия др.), если учебный материал сходных тем по программам отсутствует.
Таким образом, было разработано интегрированное календарно- тематическое планирование, в котором за основу был взят предмет «Окружающий мир».
Данное календарно-тематическое планирование было положено в основу экспериментальной работы.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие учащиеся 3 класса в 2006-2007 учебном году.
Критериями оценки эффективности методики интегрированного урока явились:
- Качество естественнонаучных знаний (полнота, правильность, осознанность).
- Умение устанавливать взаимосвязи явлений и процессов в природе (окружающей среде).
- Отношение учащихся к природе, к уроку окружающий мир.
Данные критерии способствуют определить уровень не только предметно-информационной составляющей качества образования, но и уровень деятельностно-коммуникативной, и ценностно-ориентационной составляющей.
Перечисленные выше критерии выявлялись с помощью различных методик в начале и в конце опытно-экспериментальной работы.
С целью выявления качеств естественнонаучных знаний учащихся, в начале эксперимента, проводилась самостоятельная работа, включающая в себя следующие задания.
- В чем ценность природы для человека?
- Какую помощь природе ты оказал?
- Перечисли основные признаки зимы.
- Назови занятия людей зимой на Урале.
Анализ выполнения учащимися самостоятельной работы позволил сделать следующие выводы. Значение природы дети определяют по-разному: 33% определяют природу как источник красоты, для 50% учащихся – это место обитания животных и птиц, для 67% - это воздух, вода, еда, дрова для печки. Вывод: большинство учащихся имеют потребительское отношение к природе.
Отвечая на второй вопрос, 84% учащихся указали полезную работу, которую они выполняли для природы. Из них у 60% есть дома кормушка для птиц, 34% ухаживают за своими домашними животными (собакой, кошкой, домашними птицами), а 7% взяли жить к себе домой бездомных животных. Вывод: практическая деятельность учащихся в области природы носит, в основном, созерцательный характер. Дети видят необходимость помощи природе, но это отражается только на той деятельности, которую они выполняют в своем доме, в своем дворе.
Анализ ответов на третий вопрос показал, что дети имеют неполное представление об основных признаках наступления зимы, у некоторых учащихся это представление неправильное.
Так, 58,3% учащихся основными признаками наступления зимы назвали изменение в одежде людей – «люди стали одеваться теплее», 41,6% считают основным признаком зимы отлет птиц – «улетают птицы». Среди основных признаков наступления зимы названы также: «низкое небо» - 41,6%, «звери поменяли шубку» - 33,3%, «деревья голые без листьев» - 16,6%. Однако радует, что дети отмечают изменения осадков (идет снег, выпал снег) – 66,6% учащихся, появление льда на водоемах – 41,6, понижение температуры – 66,6%, изменение светового дня – 16,6%.
Четвертый вопрос также вызвал некоторое затруднение в ответе. Самые частые ответы: «чистят снег» - 83,3% учащихся, «конопатят окна» - 33,3%, «подкармливают животных» - 33,3%. Среди ответов встречаются также: «охота», «собираю шишки», «вяжут теплые вещи» - 8,3%. Анализ показывает, что ребята не знакомы с общественно-полезным трудом людей зимой. Называют лишь те виды деятельности, которые они могли наблюдать дома.
На основе анализа результатов данной работы учащихся, их ответы были распределены по следующим группам.
1 группа – наличие полных и правильных ответов на 4 вопроса – 0% учащихся.
2 группа – наличие полных и правильных ответов на 3 вопроса – 0% учащихся.
3 группа – наличие полных и правильных ответов на 2 вопроса – 0% учащихся.
4 группа – наличие полных и правильных ответов на 1 вопрос – 33,4% учащихся.
5 группа – отсутствие полных и правильных ответов на 4 вопроса – 66,6% учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод: знания детей о природе, в том числе своей местности, имеются, но они неполные.
Для того чтобы выявить уровень сформированности естественнонаучных знаний, еще учащимся предлагалось выполнить задание: «Нарисуй природу». При этом учитывались следующие показатели.
- Количество нарисованных предметов.
- Разнообразие предметов.
- Присутствие взаимосвязей между ними.
- Наличие сюжета.
- Образность.
- Детализация при изображении предметов.
На основе данных показателей и анализа выполнения заданий было выявлено 3 уровня сформированности естественнонаучных знаний.
I уровень (низкий) – в рисунке дети используют знания, полученные на уроке окружающего мира ( тема «Живая и неживая природа»). Учащиеся изображают1-2 растения (как правило, это деревья); одно животное, человека (не у всех) и 1-2 предмета неживой природы (солнце, камень, вода).
II уровень (средний) – в работах этого уровня появляется сюжет, различные взаимосязи, количество предметов становиться больше, хотя детально они еще не проработаны. Дети используют различные цвета и оттенки.
III уровень (высокий) – на рисунках этого уровня изображено более 20 различных животных (насекомые, птицы, звери) и растений (травянистые растения, деревья, кустарники). Все объекты детально проработаны, прослеживается взаимосвязь между ними, присутствует сюжет.
Результаты анализа рисунков представлены в Приложении №2 (данное приложение можно получить по запросу у автора статьи).
С целью выявления умения устанавливать взаимосвязи явлений и процессов в природе (окружающей среде) учащиеся выполняли тест «Карта мыслей». Сущность этого теста состоит в том, что учитель предлагает слово или словосочетание и учащийся пишет столько слов, сколько у него возникает ассоциативных связей данного слова с изучаемым явлением. Так, например, ученикам предлагалось словосочетание «Зима на Урале». Приложение №3 (данное приложение можно получить по запросу у автора статьи).
При анализе текста учитывались следующие показатели:
- количество слов;
- взаимосвязь слов;
- эмоциональная направленность.
На основе данных показателей учащиеся были объединены в четыре группы.
1 группа – четко раскрыты взаимосвязи слов (полнота указанных признаков), имеется эмоционально-личностная окраска слов – 20%;
2 группа – четко раскрыты взаимосвязи слов (полнота указанных признаков), нет или слабо выражена эмоционально-личностная окраска слов – 30%;
3 группа – нет четкого раскрытия взаимосвязи слов, имеется эмоционально личностная окраска слов – 50%;
4 группа – нет четкого раскрытия взаимосвязи слов, нет или слабо выражена эмоционально-личностная окраска слов – 0%.
Умение устанавливать взаимосвязи явлений и процессов в природе (окружающей среде).
Тест «Карта мыслей» (описание выше).
В конце опытно-экспериментальной работы ребятам было предложено то же самое словосочетание «Зима на Урале».
При объединении учащихся в группы, отражающие умение устанавливать полноту взаимосвязей явлений и процессов в природе и эмоционально-личностные отношения детей к зиме, учитывалось, что заключительный этап опытно-экспериментальной работы предполагает углубление и расширение объема знаний. Поэтому за основу отбора было взято наличие в ответе не менее 33 ассоциативных слов, выражающих четкую и полную взаимосвязь и не менее 10 слов с эмоционально-личностной окраской.
1 группа – четко раскрыты взаимосвязи слов (полнота указанных признаков), имеется эмоционально-личностная окраска слов – 70%;
2 группа – четко раскрыты взаимосвязи слов (полнота указанных признаков), нет или слабо выражена эмоционально-личностная окраска слов – 10%;
3 группа – нет четкого раскрытия взаимосвязи слов, имеется эмоционально личностная окраска слов – 10%;
4 группа – нет четкого раскрытия взаимосвязи слов, нет или слабо выражена эмоционально-личностная окраска слов – 10%.
Таким образом, зафиксированы изменения качественного и количественного состава групп, отражающих умение учащихся находить взаимосвязи явлений в природе. Приложение №4 (данное приложение можно получить по запросу у автора статьи).
Опытно-экспериментальная работа по апробации методики интегрированного урока позволила:
- обеспечить более высокий уровень качеств естественнонаучных знаний (полнота, правильность, осознанность);
- развить умение находить взаимосвязи явлений и процессов в окружающей среде;
- сформировать положительное отношение учащихся предмету окружающий мир и отнести его к числу предпочитаемых предметов.
Наряду с положительной динамикой обозначенных выше критериев были выявлены рост читательской активности и природоохранной деятельности.
Особо следует отметить значительное улучшение в развитии речи младших школьников. Эта тенденция прослеживается у всех участников опытно-экспериментальной работы. Показателен и тот факт, что наряду с ростом положительного отношения к урокам окружающий мир, у школьников улучшилось отношение и к урокам литературного чтения (выросло в два раза с 16% до 32% учащихся). На мой взгляд, это объясняется умением ребенка видеть общность отражения процессов и явлений в окружающем мире и литературе.
Параллельно интегрированному обучению внедрялся в экспериментальную работу проектный метод. Он способствовал привлечению к активной творческой познавательной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Учащиеся активно включались в проектную деятельность: был разработан и внедрен проект Литературно-экологический альманах «Экозвездочки», где были помещены стихи, рассказы, сказки собственного сочинения. Данный проект вышел за приделы класса и сейчас является общешкольным. В образовательном учреждении выпущено уже три сборника литературно-экологического альманаха. Учащиеся нашей школы стали участниками городского литературного марафона и были награждены почетными грамотами и подарками.
За данный межаттестационный период учащиеся класса дважды стали лауреатами городского конкурса школьных экологических проектов «Екатеринбург – город будущего»:
2006 год – проект «Школьный двор будущего»
2007 год – проект «Птицы наши друзья» (кормушка для птиц).
Данные проекты были представлены на Межрегиональной выставке «Образование от А до Я» в марте 2005 года, «Экология Урала» в ноябре 2006 года.
Был разработан буклет с методическими рекомендациями для учителей, который был представлен на районном семинаре «Педагогический мониторинг реализации ГОСов по предмету окружающий мир» в 2006 году.
Для обобщения своего педагогического опыта в 2007 году была участником районных и городских педагогических чтений. Работы опубликованы в городских сборниках «Экологическое образование и воспитание: практическая реализация Стратегического плана Екатеринбурга на период до 2015 года.», «Духовно – нравственное воспитание младших школьников», а так же на сайте «Екатеринбургское образование» во время виртуального педагогического совета в 2007 году.
Результаты эксперимента позволяют утверждать о эффективности применения новых педагогических технологий – интеграцию учебных дисциплин и проектного метода.
В межаттестационный период созданы необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, для его духовно-нравственного совершенствования.
В.А. Сухомлинский считал, что «детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входило красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества». Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Эту мысль считаю продуктивной для современной педагогики и практически реализую ее в учебно-воспитательном процессе.
Литература
- Закон РФ «Об образовании». М.: Астрель, 2005.
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. М.: Дрофа,2004.
- Закон Свердловской области «Об образовании»
- Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта.М.:Аркти,2003.
- Мельник Э.Л. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. Санкт-Петербург., 2003.
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников.М., Вентана-Граф,2004.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. Ярославль.: Академия развития, 1997.
- Лаврентьев В.В. Интеграция школьного обучения в начальной школе//Завуч.2004. №5. С.5-9.
- Шнейдер С.Ф. Учимся использовать новые образовательные технологии// Начальная школа плюс до и после. 2004.№11.С.56-59.
- Зверев А.Т. Экологические игры. М.: ОНИКС 21 век, 2001.