Программа первого года обучения.
Цель курса: Расширить и углубить знания о строении и жизнедеятельности живого организма.
Задачи курса:
- расширить представления школьников о химическом составе клеток, их разнообразии и отличительных признаках;
- сформировать знания о цитологии, анатомии, физиологии, как науках о клетке, строении и функционировании живого организма;
- расширить знания о строении и процессах жизнедеятельности живого организма;
- сформировать умение работать с микроскопом и изготавливать микропрепараты;
- сформировать умения ставить простейшие биологические опыты и описывать их результаты;
- развивать умение идентифицировать изучаемые биологические объекты при помощи рисунков, коллекций и натуральных экспонатов;
- сформировать умение разрабатывать биологические проекты.
- формировать бережное отношение к природе.
В содержании программы курса выделяем две части:
- теоретическую и
- практическую.
В теоретической части раскрываются особенности химического состава, морфофизиологического строения живых организмов.
В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование химического состава клеток, строения клеточных органоидов, тканей, органов и систем органов целостного организма, идентификации грибов, изготовление гербариев, изготовление проектов.
Программа биологического кружка "Юные исследователи" предусматривает как классно-урочную систему, так и использование проектной и информационной технологий. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета химии и биологии, и натуральных объектов.
Предполагаемая программа рассчитана на два года, 68 часов, по 2 часа в неделю. В первой части изучается особенности строения живого организма, во второй - его жизнедеятельность. Курс может быть использован для углубления и расширения ЗУНов и развития исследовательских навыков учащихся
Содержательная часть программы (часть 1.)
Введение (2 часа)
Многообразие и отличительные свойства живых организмов.
Тема 1. Цитология - наука о клетке. (5 часов).
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии.
Практическая работа: Ознакомление с методами сбора грибов.
Экскурсия: " Разнообразие растительного и животного мира в окрестностях Уренгоя".
Сбор материала для биологических проектов.
Тема 2 .Химический состав клетки. (10 часов).
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Их строение и роль в организме. Ферменты, их роль в жизнедеятельности клетки. Растения и грибы - настоящая природная кладовая витаминов. Ядовитые и лекарственные растения. Механизмы синтеза ядов у грибов.
Практическая работа: Проведение цитохимических реакций для обнаружения неорганических (Ca2+, Mg2+, H2O) и органических белки, липиды, целлюлоза) веществ.
Тема 3. Морфофизиологическое строение клеток растений, животных, грибов, бактерий. (9 часов)
Прокариотические и эукариотические клетки. Строение и отличительные особенности клеток. Основные органоиды, их функции. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Деление ядра. Митоз. Мейоз.
Практическая работа: Работа с готовыми микропрепаратами и приготовление микропрепаратов.
Тема 4. Ткани живых организмов. (8 часов).
Определение тканей. Типы тканей растений и животных. Установление взаимосвязи строения и выполняемых функций тканями организма.
Практическая работа: Изучения тканей под микроскопом. Определение их принадлежности к животному или растительному организму.
Тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Практич. работы |
1-2 | Введение. | 1 | 1 | |
3-4 | Цитология - наука о клетке. | 1 | 1 | |
5-6 | Основные положения клеточной теории. | 1 | 1 | |
7 | Экскурсия в природу. | 1 | ||
8-9 | Неорганические вещества клетки. | 1 | 1 | |
10-11 | Органические вещества клетки. | 1 | 1 | |
12-13 | Ферменты, их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | 1 | |
14-15 | Витамины растений и грибов. | 1 | ||
16-17 | Ядовитые и лекарственные растения. | 1 | 1 | |
18-19 | Прокариотические и эукариотические клетки. | 2 | 1 | |
20-21 | Строение и функции клеточных органоидов. | 1 | 1 | |
22-23 | Строение и функции ядра. | 1 | 1 | |
24-26 | Деление клетки. | 1 | 1 | |
26-30 | Ткани растений. | 2 | 2 | |
31-34 | Ткани животных. | 2 | 2 |
Содержательная часть программы (часть 2.)
Тема 1. Строение и функционирование растительного организма (16 часов).
Органы цветковых растений. Корневая система. Побег. Цветок. Плод. Процессы жизнедеятельности: их протекание и взаимосвязь со строением органов, которыми они осуществляются. Многообразие растительного мира Крайнего Севера.
Практическая работа: работа с гербариями, коллекциями и натуральными объектами. Изготовление гербария.
Тема 2. Строение и функционирование животного организма (12 часов).
Органы и системы органов животных. Процессы жизнедеятельности: их протекание и взаимосвязь со строением органов, которыми они осуществляются. Многообразие животного мира Крайнего Севера.
Практическая работа: работа с, коллекциями и натуральными объектами. Изготовление коллекций.
Тема 3. Биологический проект.(6 часов)
Сущность проектной работы. Выбор темы. Определение методов и ресурсов. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.
Тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Практич. работы |
1-3 | Вегетативные и генеративные органы растений. | 1 | 2 | |
4-5 | Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные. | 1 | 1 | |
6-9 | Побег и процессы жизнедеятельности с ним связанные. | 1 | 2 | |
10-12 | Цветок и плод. | 1 | 2 | |
13-14 | Растительный мир Крайнего Севера. | 1 | 1 | |
15-18 | Изготовление гербария. | 1 | 2 | |
19-23 | Системы органов животных. | 2 | 2 | |
24-26 | Процессы жизнедеятельности и органы их осуществляющие. | 1 | 1 | |
27-28 | Животный мир Крайнего Севера. | 1 | 1 | |
29-34. | Оформление и презентация проектов. | 2 | 4 |
Требования к уровню усвоения учебного материала:
в результате изучения программы, учащиеся получают возможность:
Знать:
- определение наук цитология, анатомия, физиология, биогеграфия;
- методы сбора и изучения натуральных объектов;
- строение и функционирование биологических систем;
- взаимосвязь строения и функций органов живого организма;
- способы размножения и распространения живых организмов
- условия и образ жизни отдельных царств живой природы;
- лекарственные и ядовитые виды растений и грибов;
- представителей растительного и животного мира Крайнего Севера;
- особенности полевых работ (экскурсия);
- ТБ при сборе грибов, растений и постановки эксперимента;
- правила работы с основным оборудованием биологической лаборатории;
- алгоритм и технику составления гербария и биологического проекта;
Уметь:
- работать с микроскопом;
- распознавать вегетативные и плодовые тела грибов, растений;
- определять наличие органических и неорганических веществ в клетках с помощью цитохимических реакций;
- наблюдать строение и функционирование различных органов живого организма;
- идентифицировать грибы и виды растений при помощи определителей;
- овладеть основными методами составления гербария и биологического проекта.
Методические рекомендации: при реализации программы целесообразно:
- смещение акцентов с подачи знания на овладение способами самостоятельного поиска и получения знаний; использование модульной и интерактивных технологий;
- адаптировать учебный материал соответственно уровню подготовки учащихся. Так в начале курса уровень доступности должен быть максимальным, а в дальнейшем постепенное усложнение и углубление материала;
- предельно ориентировать содержание на практическое применение;
- в качестве результата предполагает выполнение творческого проекта, что обуславливает развитие естественнонаучного мировоззрения;
- развитию коллективной деятельности, умению дискутировать;
- уделяет большое внимание развитию целеполагания и рефлексии;
- использовать различные формы контроля (промежуточный контроль - отчеты о практических работах и экскурсии; итоговый контроль - защита проектов).
Литература
- Афанасенко Е.И., Благой Д.Д., Генкель П.А. и др. Детская энциклопедия, 4 том. Москва, издательство "Просвещение", 1965г.
- Азаров В.И., Иванов Г.К. Иванов Редкие животные Тюменской области. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1981г.
- Батуев А.С., Гулякова М.А., Еленевский А.Г. и др. Большой справочник. Биология для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва, издательский дом "Дрофа", 1999г.
- Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В. и др. Биологические экскурсии, Москва, издательство "Просвещение", 1983г.
- Журков А.М., Миловидова Л.С. Грибы -друзья и враги леса . г.Новосибирск ,1980 г.
- Рягин С.Н. Общая биология клеточный уровень организации жизни. Из-е, Омск , 2003 г.
- П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. Современная ботаника. Москва, издательство