Цель: составить тематическую композицию с использованием техники живописи и конструирования из бумаги.
Задачи:
- показать гармонию природы и архитектуры;
- обогатить представления учащихся о видах художественной деятельности (живопись, конструирование), о единстве данных видов в произведениях искусства; дать представление учащимся о возможности выражения мыслей и чувств через конструирование зданий;
- формировать у детей отзывчивость к архитектурному образу, интерес и уважение к национальному наследию в архитектуре, чувство патриотизма, развитие образного мышления;
- воспитание отзывчивости к красоте природы, способности видеть эмоциональное состояние природы в изображении художниками в реальной жизни.
Оборудование:
Для учителя:
- Зрительный ряд : А. М. Васнецов "Московский Кремль при Иване 3", А. Косоков. "Церковь Покрова на Нерли", Б. Кустодиев "Купола и ласточки", И. Левитан "Над вечным покоем", "Вечерний звон", Т. Маврина "Юрьев - Подольский", фотографии с произведений храмовой архитектуры, детские работы, динамическая таблица с элементами храмовой постройки.
- Музыкальный ряд: произведение П.И. Чайковского "Июль- Напев".
- Литературный ряд: С. Никитин.
Для учащихся: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти разных размеров.
Урок 1
Ход урока
Беседа.
Учитель:
- Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес отдаёт.
Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.
С. Никитин
Учитель:
Как вы думаете, о чем это стихотворение. Действительно оно о красоте русской природы в одно из времен года - лето. Русские поэты и писатели, художники и музыканты всегда прославляли красоту родной природы. Ширь полей, зелень лесов, полноводье российских рек. Мы люди живем среди природы. И нет на земле человека, который бы её не любил. Но природа в разных уголках нашей земли разная. Есть величавые горы, бескрайные степи, дикие джунгли.
Русского человека издавна окружала природа с нежно-березовыми рощицами и могучими дубравами, с полянами и тихо текущими реками, и е огромными просторами.
В русской природе есть необычайное сочетание тишины, нежности и огромного размаха, мощи.
Прослушивания отрывка из музыкального произведения П.И. Чайковского "Июль - Напев". Дети делают вывод, что древние славяне, безусловно, почитали красоту природы, которая их окружала.
Учитель:
- Какие места выбирали славяне для своих поселений?
Ученики:
- Мне, кажется, что древние люди селились, но берегам рек и озер, на опушках леса, так как эти места можно было использовать и для обороны и для ловли рыбы и тайного перемещения по территории.
Учитель:
- Как выбирали место для поселения?
Ученики:
- Я читала в одной книге, что в старину люди срывали пучок живой свежей травы и пускали по течению реки: где она остановится там и устраивались жить.
- Мне бабушка рассказывала, что христиане, пришедшие осваивать неведомые земли: пускали по реке принесенную с собой икону. Где прибьет ее к берегу, там и быть деревне. Так была основана и ее деревня.
- Так же люди пускали лодку по реке с зажженной свечей: где пристанет лодка, там и селились.
Учитель:
- На уроке "окружающий мир" мы говорили, что древние славяне были язычниками. Как вы это понимаете?
Ученики:
Древние люди поклонялись явлениям природы.
Учитель:
Каким явлениям природы они поклонялись?
Ученики:
Этот солнце, огонь, молния, ветер и дождь, земля и небо, то есть всему, что окружало славян и чему они не могли найти объяснения. Они поклонялись разным богам, т. е. чему-то неземному.
Учитель:
Самым известным из всех языческих богов был Перун - славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Под Новгородом археологи обнаружили самое большое святилище (место поклонения богу). Оно имело форму цветка с восемью лепестками, в которых горели священные костры, а посередине ставилось деревянное изображение Бога.
Как вы думаете, как выбиралось место для святилищ?
Ученики:
Место могло быть закрыто от посягательств чужого человека; а может быть наоборот, открыто взору всем - на высоком берегу реки. Но в любом случае это было очень красивое место, в окружении богатой природы.
Учитель:
Как вы помните из уроков окружающего мира и изо, древние славяне понимали, что маленькими селениями жить неудобно и защищать от врага тоже неудобно. Славяне стали объединяться в большие города и окружать их крепостными стенами. Расскажите, что знаете об этом.
Ученики:
Древние города строились как убежище, для этого удачно использовали особенности рельефа местности. Укрепления возводились на крутых, высоких холмах, обрывистых берегах (очень часто - при слиянии рек), на островах, посреди топких болот. Делалась земляная насыть - вал, а перед валом, там, откуда брали землю, получался ров. На верху вала устанавливали крепостные стены из дерева или камня, а в местах поворота стены делались ворота и возводились башни. Они выступали за внешнюю линию стены и давали возможность для флангового обстрела нападающих. Но в городах жили не только воины, но и торговцы. А чтобы удобно было вести торговлю, пред крепостной стеной располагалась площадь, на которой был базар, устраивались ярмарки, выступали бродячие актеры.
Учитель:
Да и в самом городе, за крепостными стенами была еще одна площадь, где собравшийся народ решал серьезные, общие проблемы, собиралась общественность (вече).
Но была еще одна площадь в городе - она называлась соборная. Это место духовного единения народа.
Как вы думаете, что находилось на этой площади?
Ученики:
Храм.
Учитель:
Что это такое?
Ученики:
Это здание для богослужения.
Это жилище бога.
Учитель:
Это здание необычной архитектуры, оно иногда напоминает старинные русские терема - хоромы, отсюда и слово "храм".
Церковь - это православный храм, а название пришло к нам их Греции.
Церковь - это скромное здание, с одним куполом.
Собор - это собрание церквей под одной крышей с множествами куполов. У собора может быть: 5, 9, 13 да же 21 купол. Самый большой купол возвышается над всеми, например, как в Софийском соборе города Киева. В городе даже княжеский терем должен быть ниже, чтобы храм был виде всем. В первое время для постройки храмов приглашались лучшие зодчие, живописцы - иконники, как мы уже знаем из Греции, Византии, Италии.
А как же выбиралось место для постройки храма?
Ученики:
Случайным место не было. Может по рек сплавляли икону с зажженной свечей. А если не было реки?
Учитель:
Расскажу вам один случай. Один из сынов киевского князя Андрей (позже его стали звать Андрей Боголюбский), вывез икону на санях из Выжгорода., где он должен был править. Где кони с санями остановились на том месте, и повелел князь Андрей построить храмовый комплекс Боголюбово (место, любимое богом).
Может, вы знаете, какую икону вез князь в санях?
Ученики:
Знаменитая икона Владимирская богоматерь.
Учитель:
В летописях сохранились вспоминания путников, странствующих монахов о том, что возникали перед ними лики святых, указывающих место под строительство нового храма, а иногда на святое место вел их луч. Недаром в народе говорят: "Все дороги ведут в храм".
С именем Андрея Боголюбского связана еще одна красивая легенда - быль. Собирался князь на войну против нападавших на его княжество булгар. Перед сражением решил князь отдохнуть, в своем шатре недалеко от города Владимира на полуострове, где речка Нерль впадает в полноводную реку Клязьма. И приснился ему сон, что с иконы сошла Владимирская богоматерь и накрыла его своим плащом (покрывалом, покровом). Это был хороший знак, как оберег Андрея Боголюбского, и он выиграл сражение. В том месте, где был его шатер он и воздвиг самый прекрасный храм - храм Покрова на Нерли.
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Один художник сказал про этот архитектурный памятник: "Мы сами обретаем вечность перед этой вечной красотой".
Работа над выбором сюжета и композиции.
Учитель:
Сейчас мы выберем сюжет - картины русской природы, где мы с вами возведем храм. А сначала сформулируем тему нашего занятия.
(Дети предлагают свои варианты темы урока:
"Храм в содружестве с природой";
"Красота природы и архитектуры";
"Единство красоты созданной природой и человеком".)
И так тема нашего урока "Гармония природы и архитектуры", целью которого является составление тематической композиции с использованием техники живописи и конструирования из бумаги.
Выяснив, что церковь является памятником древнерусской архитектуры и то, что возводились в самых живописных местах.
Рассматривая фотографии (приложение), репродукции с картин известных художников, дети отмечают, что от них веет тишиной, спокойствием. Художники подмечают единение красоты родной природы и храмов и все это отображают в своих картинах. Подобно звездам купола сияют на картине Б. Кустодиева и как подобно облаку, парит над водой храм на работе А. Косокова. Величественные взлеты соборов и могучие раздеты рек захватывают воображение, уносят вдаль, и кажется, доноситься звон колоколов с картины И.И. Левитана.
После просмотра картин дети выбирают место для храма:
Ученики:
Я нарисую полуостров, окруженный водой. Ярко синее небо и деревья, отражающиеся в воде, а между деревьями я помещу церковь.
Я попробую изобразить на своей работе дорогу, уходящую вдаль, справа и слева, покрытые легкой желтизной березы, а на открытом месте - красивый белый как облако храм. У меня тоже возникло желание нарисовать на картине небольшое лесное озеро, окруженное высокими деревьями и центре белокаменный храм.
Показ приемов работы.
Учитель:
Посмотрите некоторые приемы работы большой кистью: смешивание красок, набор краски на кисть, использование разбелок (небо с облаками, дальние планы) и начинайте писать смело, широко сразу кистью, без разметки карандашом (от пятна). Концом кисти уточните мелкие детали. Обратите внимание на уровень горизонта, на расположение близких и дальних объектов, на насыщенность переднего и дальнего планов.
Самостоятельная работа учащихся
После разбора различных вариантов композиции, а также показа некоторых приемов работы кистью, дети приступают к работе на формате А3. Звучит музыка П.И. Чайковского "Июль - Напев".
Анализ проделанной работы.
В конце первого урока дети показывают свои работы. Сами оценивают первую часть своей работы.
Урок 2
Беседа
Учитель:
Издавна Русь называли святой. Облик Отечества создавали деревянные и белокаменные храмы. Возводили их русские зодчие и в селах, и в городах. Эти храмы - скромные и величавые, крытые лемехом или златоверхие - свидетельство духовной силы народа.
Кто такие зодчие?
Ученики:
Архитектор и зодчий - это слова синонимы и означают профессию человека, проектирующего здание, а в старину слово "архитектор" означало - главный строитель.
Ученики, подготовленный рассказ:
Никто в городе Чите не помнит имя "главного строителя" Михайло-Архангельского собора. Это одно из самых старых зданий нашего города, возведенное еще в 1776 году. На диво и, или на счастье, самым загадочным образом выстояв в жестоки временя ломки и сносов, церковь Декабристов или Михайло-Архангельский собор, как именовали это сооружение до 1875 года. Собор возник взамен срубленной в 1771 году купцом Егором Гурькиным "церкви деревянной о двух службах: верхней во имя архангела Михаила исподней Николая Чудотворца". Его строители, сохранив двух этажность строения, придали ему формы, и сегодня церковь Декабристов - это причудливое соединение старого и нового стилей, в которых, однако, русское, родное, как чудно воспарившее после татарского ига, превалирует над земным, "новоманерным".
Первые русские храмы, такие как храм Спаса Нередицы под Новгородом, Георгиевский собор в Старой Ладоге, Дмитриевский собор во Владимире были белоснежными, каменными с позолоченными куполами ...
Учитель:
Кого можно представить на их месте?
Ученики:
Богатырь, богатырь, охраняющий свою землю... И эти храмы можно назвать - "храмы-богатыри". Да и купол похож на шлем богатыря.
Учитель:
А если перевести взгляд на храм Покрова на Нерли, то впечатление будет совсем другое.
Ученики:
Храм-девушка! И, правда, похожа на сказочную стройную красавицу в длинном сарафане... И руки в разные стороны развела, словно в хороводе. Голова маленькая, да кажется, что она в платочке, да шея тонкая, да рукава - скаты крыши длинные...
Давайте сравним завершение рассмотренных церквей.
Учитель:
Одни очертания Купалов напоминают шлем, другие - луковицу, а третьи - шатер. Хотя все купола и разные, но все они венчаются крестом, купол, особенно если он голубого цвета похож на небо.
Ученики:
Да, купол в православии и символизирует образ неба.
Учитель:
Каждый купол опирается на барабан Своды и купола в храме поддерживают арки на малых столбах или колоннах. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания свода. Восточная часть храма имеет полуцилиндрический выступ - апсиды, в которых помещается алтарь. Над красиво украшенным входом - порталом нередко располагается аркатурный пояс в виде полуарок или полуколонн.
А если продолжит сравнивать храм с обликом человека, то можно заметить, что:
- купол - шлем;
- барабан - шея;
- закомара - плечи;
- аркатурный пояс - ремень, пояс,
- вход - ноги.
Обучение приемам вырезания.
Учитель:
Наш храм мы будем вырезать из белой или красной бумаги. Храм симметричное сооружение, поэтому необходимо сложить лист бумаги либо по вертикали (если храм -девица), либо по горизонтали (если храм - богатырь). Вырезать начинаем с верхней части здания, т.е. купола. Он может маленьким и изящным, крупным и приплюснутым. Далее идет шея, она должна соответствовать куполу. Потом вырезаем покатые или прямые плечи - закомары. Складывая в несколько раз бумагу, вырезая различные геометрические фигуры, можно интересно оформить аркатурный пояс или внутреннюю часть закомары. Необходимо вырезать узкие оконцы - бойницы, через которые проникает солнечный свет. Наиболее красочная часть храма - это цветные купола. Они могут золотые, серебренные, небесно-голубые, зеленые, а также в звездах или в полоску. Останется приклеить украшенный храм на то место, которое было выбрано в живописной композиции, главное, чтобы он не был больше или меньше задуманного.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ (приложение).