Этнопедагогика - наука, изучающая народную педагогику как реальность, вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений.
Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения.
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, воспитателям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Одной из важных проблем в настоящее время является проблема роли современного учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.
Связь времен неразрывна, и в нашем сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью пусть и умозрительной:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер.
Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания.
Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа. Использование этнопедагогики в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего патриотизма.
В практике можно использовать различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники (зимний, весенний, летний и осенний периоды), посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей. А также широко использовать современные компьютерные технологии.
Используя краеведческий материал на уроках и во внеклассных мероприятиях, формируется у учащихся уважение и интерес к национальной культуре - культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями.
Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы.
Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества во взаимосвязи с фольклором. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях русских писателей. В практике работы многих учителей активно используются такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои русских сказок» и сборников загадок, проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения, праздников Рождества, Масленицы, инсценировки кукольного театра «Озорник Петрушка». Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. К обобщающим урокам по разделу «Сказка ложь да в ней намек…» обучающиеся при помощи учителя и школьной библиотеки перечитывают сказки, устраивают выставку интересных фольклорных изданий, рисуют иллюстрации к любимым народным сказкам, готовят небольшие сообщения о русских мастерах-сказителях, выполняют специальные задания. На уроках многие дети впервые узнают о необычной почетной профессии на Руси - профессии сказителя. Школьники определяют положительных и отрицательных героев, героев помощников, нейтральных персонажей, знакомятся со словами-архаизмами и подбирают к ним современную «пару», (соглядать - увидеть; сызнова - снова, опять; очи - глаза; стольный град - город и др.), находят сказочные приметы.
Вот несколько творческих заданий к тематическим урокам: Фольклорист записал от народного исполнителя волшебную сказку, но текст, записанный карандашом на бумаге, попал в воду и был испорчен. Вот что можно было разобрать: «В некот… старик… три… Но однажды… погоревали они, но делать нечего, пришлось… дорогу… и навстречу ему молвит голосом человечь…». Многие пытались помочь собирателю и восстановить утраченный текст, но каждый раз фольклорист слышал новую сказку. Как вы думаете, почему?
Сказители любят начинать свой рассказ забавными присказками. Очень часто используются присказки-небылицы. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил чудо-дворец. Это еще присказка, не сказка. Сказка будет после обеда, после мягких калачей». Попробуйте сами сочините такие небылицы.
В сказках используются традиционные обороты речи. Вспомните, какие фразы употребляются в сказках, если нужно сказать: «герой быстро растет», «кто-то или что-то обладает необычной красотой», «неизвестно, сколько времени был герой в дороге», «что-то появилось неожиданно», «все закончилось хорошо».
Результатом урока является самостоятельная подготовка обучающимися творческого пересказа русской народной сказки и проведение конкурса на лучшего сказителя.
Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края можно проводить интегрирование с другими учебными дисциплинами. При этом фрагментарное введение краеведческого материала должно идти в логике с темой урока.
Например, на уроках технологии при работе с тканью знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, давать понятие о вышивке, говорить об украшениях и нарядных отделках на одежде, на рушниках, о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле. Обращать внимание на то, что количество и насыщенность украшений зависела от назначения одежды и возраста ее владелицы: повседневная, праздничная, девичья, молодой замужней женщины, старушечья.
Большое внимание уделять вышивкам с архаическими узорами. Нас привлекает таинственность и загадочность составляющих их элементов - знаков. Хочется остановиться на узорных элементах.
Древнейшие элементы русских узоров непосредственно связаны с почитанием культа языческих божеств нашими предками.
Первобытный человек жил среди природы, зависел от нее. Не умея объяснить многие природные явления, человек боялся природы; по его представлениям, она населена была как добрыми, так и злыми силами. А боги-покровители, олицетворявшие силы добра, должны были оберегать хороших людей от действий враждебных, злых сил.
Для общения с богами должно было появиться средство, особый язык. Таковым языком стали знаки - обереги, которые символически изображали богов-покровителей и оберегателей славян, а также другие существа и предметы, относящиеся к силам добра.
Работая с пластилином и глиной, надо знакомить школьников со знаменитыми российскими художественными промыслами - Дымковским, Кожлянским, Филимоновским, Каргопольским и другими. На этих уроках дети осваивают методику лепки и раскраски глиняных игрушек. Это яркие, веселые глиняные барыни, няньки, коровки, медведи и другие животные.
На уроках изобразительного искусства говорить о богатых геометрических орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме как о своеобразном символическом языке, в которой наши предки стремились выразить свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. При росписи по ткани, а также подносов, посуды, кухонных досок и других бытовых предметов учить школьников разнообразию рисунков, при создании изделий избегать повторов, не утрачивать чувство материала, понимать зависимость характера росписи от формы предмета.
Самый эффективный способ овладения частью этнокультуры народа - постижение родного языка. «Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами русского языка, включение этнокультурологического компонента в учебный процесс» - пишет Н.А. Туранина и увлекает за собой все новых учителей. На уроках русского языка можно использовать тексты для списывания, под диктовку о традициях и обычаях русского народа. Это предоставляет широкие возможности для познавательного интереса учащихся, следовательно, их мышления, формирует высокую коммуникативную культуру младшего школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи.
При изучении темы «Природная зональность» на уроках окружающего мира - говорить о традиционных промыслах и ремеслах, народном декоративно-прикладном искусстве. Этому способствовали во многом, во-первых, благоприятные природно-климатические условия: мягкий климат, обилие лесов, рек и водоемов, плодородные земли; во-вторых, этнический состав переселенцев из различных регионов Российского государства, принесших в наш край свои культурно-бытовые традиции; в-третьих, патриархальный характер ведения хозяйства, необходимость удовлетворять собственные нужды во многих предметах быта: одежда, домашняя и хозяйственная утварь, орудия труда.
В группах продленного дня разучивать считалки, которых на Руси было великое множество и забытые игры «…через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют…» (Е.А. Покровский)
Библиографический список
- Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. - Старый Оскол: «ТНТ», 2003.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс». 2002.
- Туранина Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку. Учебно-методическое пособие. - Белгород, 2006.
- Елена Фролова. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову.// Народное образование. №1 2000.