Цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное» (значение, разряд, морфологические признаки, роль в речи, в предложении).
- Развитие умений систематизировать, свертывать и развертывать знания по теме, структуировать знания, читать схемы.
- Воспитание любви к Родине, её истории во время заочного путешествия по Санкт-Петербургу.
Оборудование:
- Альбом «Образы России».
- Раздаточный материал «Таблицы по теме «Имя числительное», тексты для «дикторов».
Оформление доски:
- Словарные слова.
- Таблица.
- Ребусы.
- Таблица склонения числительных.
План урока.
- Организационный момент.
- Внимание на ребусы на доске. Отгадать.
- Беседа:
- Что есть в каждом из этих ребусов? (Цифра, число).
- Какая наука изучает число и цифру? (Математика).
- Чем отличаются число, цифра, числительное? (Изучаются в разных основах наук).
- Какая наука, предмет в школе изучает имя числительное? (Предмет «русский язык», наука «морфология»).
- Какова тема нашего урока сегодня?
- Запись в тетради даты, темы урока.
- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
- Повторение.
- Итак, числительное – это часть речи. Что такое «часть речи»?
- Какими грамматическими признаками обладает числительное?
- Какие морфологические признаки имеет числительное?
- На доске записаны слова. Определить их принадлежность к частям речи. Один у доски, все в тетрадях.
Десяток (…), тройной (…), Удесятерить (…), десять (…), тремя (…), единственный (…), первый (…), двое (…), сотый (…), десятый (…), пятеро (…), Впятером (…), сотня (…).
- Как отличить числительное от других частей речи?
- Рассказать по схеме об имени числительном. Все работают в тетради, один у доски (монологическая речь).
- Отдельную группу составляют числительные ноль, миллион, миллиард, тысяча. (Словарная работа. Записать в тетрадь. Устно составить с ними предложения).
- Как образовались слова миллион, сорок, полтора?
- На какие вопросы они отвечают?
- Как склоняются числительные миллион, миллиард, тысяча? (Как первое и второе склонение существительных).
- Словарная работа. Продолжение.
ТРЕЗВОН сильный звон, шум, переполох.
ТРЕВОЛНЕНИЕ беспокойство с насмешкой.
ТРИЛОГИЯ (от греч.) 3 произведения одного автора, объединенные одним замыслом.
ТРИО (от итал.) муз. произведение для 3-х голосов или инструментов, ансамбль из 3-х исполнителей.
ТРИПТИХ (от греч.) композиция из картин, рисунков с общим сюжетом.- Что обозначают каждое из этих слов?
- Составить устно предложения с этими словами.
- Как склоняются количественные числительные? (См. таблицу на доске и раздаточные таблицы).
Группа
Числительное
Особенности склонения
I
Ноль, тысяча, миллион, миллиард
Как сущ. Первого и второго склонения
II
один
Как прил. (есть род, число, падеж)
III
2, 3, 4
IV
5 -20, 30
V
40, 90, 100
И.п =Р.п., другие падежи – окончание а
VI
200, 300, 400
Как III группа, изменяются обе части
VII
50 – 80, 500 - 900
Как IV группа, изменяются обе части
Полтора
И.п =Р.п., другие падежи - полутора
- Просклонять на выбор числительные
222, 333, 444, 555, 666, 777, 888, 999 (в тетради и устно). - Игровой момент. Конкурс на лучшего диктора.
Заочное путешествие по Санкт-Петербургу с использованием раздаточного материала из 6 карточек-описаний и альбома «Образы России».
Задание: правильно прочитать числительное.
К. Н. Бестужев «Колонны Исаакиевского собора»
- Колонн из ценного гранитного камня для Исаакиевского собора назначено 36: каждая вышиной в 56 фунтов, толщиной около 6 футов; 2 из них в 56 футов, и 10 и 1\2 дюймов вышиною и толщиною около 7 футов. Купец Суханов берётся выколоть колонну в 24 сажени длиною… Грандиозный Исаакиевский собор – третье по высоте купольное здание в мире (102 метра). Его золотая шапка видна со всех концов города. Интерьер собора украшают свыше 300 рельефов и статуй. 150 картин на библейские сюжеты покрывают своды, стены и пилоны. Выдающийся русский живописец Карл Брюллов создал грандиозную по своим размерам - 800 квадратных метров! – и великолепную по исполнению роспись плафона в главном куполе.
Дорога жизни
- На берегу Ладоги, в старинной деревне Кобоне, стоит обелиск с надписью: «Через Кобону шла «Дорога жизни», она, прорвав фашистскую блокаду, соединила сердце Ленинграда с родной Москвой, с Советской Отчизной. 1941 – 1943». Никогда по мостовым Ленинграда не ступала нога завоевателя. И только одному врагу – голоду – удалось вступить в город в 1941 году. В ночь на 22 ноября 1941 года на ледовую трассу вышла первая автоколонна с продовольствием. За 3 часа до этого водители 60 машин выстроились на берегу, и комендант сказал: «Надо, товарищи, везти муку в Ленинград. Везти по льду. Толщина его 13 сантиметров. Не очень много. Но город без хлеба». Фашисты вели обстрел ледовой дороги. Но перевозки грузов всё-таки возрастали. 25 декабря 1941 года в Ленинграде была сделана первая прибавка нормы хлеба. Ладога! В те дни слово с надеждой повторялось в хлебных очередях, в обледеневших ленинградских квартирах. И крепла вера: выживем, выстоим, победим. Ледовая дорога была закрыта в апреле 1943 года. Таял лёд, у берегов стояла вода. Как катера, шли машины по кузов в воде. Это были последние часы «Дороги жизни». Она вошла в историю обороны Ленинграда как одна из самых ярких героических страниц.
Город белых ночей
- Санкт-Петербург – самый северный город из крупнейших городов мира. Его координаты – 60 градусов северной широты и 30 градусов восточной долготы. Это уровень Гренландии, Аляски и Чукотки, чем объясняется явление белых ночей. Которые наиболее ярки с 11 июня по 2 июля.
Дом Пушкина
- Недалеко от Невского проспекта, метрах в 200, на набережной реки Мойки стоит старинный дом. Его построили еще в 18 веке. С виду обычный дом. Выделяется он только тем, что на стене висит доска с надписью: «В этом доме 29 января 1837 года скончался Александр Сергеевич Пушкин». Последняя квартира Пушкина… И сразу представляются предсмертные дни поэта. Возле дома – толпа. Сотни людей идут сюда, приезжают со всех концов города. Нанимают извозчика и говорят не адрес. А только одно: «К Пушкину!» Выживет ли раненый поэт? Всех до единого волнует только это. Когда остановилось сердце поэта, часы в его кабинете показывали 14 часов 45 минут. Это время показывают они и сегодня. Великий поэт не дожил до 38 лет. Но всё так же струится тёмная вода под окнами дома, все также волнуют тысячи тысяч почитателей Пушкина его жизнь, его творения.
Город на воде
- В Санкт-Петербурге множество рек, ручьёв и каналов (в общем их около 100). Поверхность воды составляет 1\10 часть площади города, который расположен на 42 островах. Нева тянется по городу на 32 километра, а линия берега по морю более чем 35 километров.
В центральном военно-морском музее
- Пришлось ли тебе побывать в Центральном военно-морском музее? Первое, что поражает, когда входишь в музей, - размеры главного зала. Его площадь более 800 квадратных метров. Высота - 25 метров, с 7 этажный дом. В этом зале и в других находятся сокровища музея: модели кораблей, приборы, оружие, знамёна…Экспонаты собирали более 250 лет. Вот «дедушка» русского флота – ботик Петра I. А этим 12 метровыми веслами гребли на петровских галерах.
- Что нужно знать о собирательных числительных оба, обе, чтобы грамотно употреблять их в речи?
(Употребляются с сущ. м.р.; сущ., обозначающими детёнышей животных; субстантивированными прилагательными: военный, русский; с сущ., у которых нет ед.ч.: трое сапог и др.) - Числительное очень часто употребляются в речи, как в разговорной, так и в книжной.
Работа в группах:- 1 группа «Кто больше?» Вспомнить и записать пословицы, содержащие числительные.
- 2 группа Записать значение фразеологизмов
Справочный и раздаточный материал
Пословицы
- Одним ударом семерых убиваем
- Если двое возьмутся, валун с места сдвинут, если трое – на другое место передвинут.
- Один рубит, семеро в кулак трубят.
- Семеро одного не ждут.
- Одному не страшно, а вдвоем веселее.
- Три дня не читаешь – рот огрубеет, три дня не пишешь – рука слабеет.
- Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь.
- По одному поступку судят по о 99 других.
- У семи нянек дитя без глазу.
- 100 малодушных не заменят одного мужественного.
- Глупому прощается 70 ошибок, учёному – ни одной.
- Одна пчела не много меду натаскает.
- Сто светлячков не хватит, чтоб затмить один факел.
- Если по-русски скроен и один в поле воин.
Фразеологизмы
- Одного поля ягоды
- В один голос
- Дважды два – четыре
- В два счета
- Раз – два и обчелся
- В двух словах
- Ни два ни полтора
- В три шеи
- В три ручья
- В три погибели
- С три короба
- Жить в четырех стенах
- На все четыре стороны
- Пятая спица в колесе
- Пятое колесо в телеге
- Как свои пять пальцев
- С пятого на десятое
- За семью замками
- На седьмом небе
- До седьмого пота
- Семи пядей во лбу
- Семь пятниц на неделе
- Итог урока.
Достигли мы с вами цели, поставленной в начале урока? И в качестве рефлексии составим синквейн (1 строка – 1 сущ., 2 – 2 прилагательных, 3 – 3 глагола, 4 – короткое предложение, 5 – 1 сущ.) - Домашнее задание.
Составить текст (задачу) со старинными мерами (Карточка на выставочном стенде)
Аршин – 0,78 м
Локоть – 48 см
Верста – 1,06 км
Вершок – 4, см
Сажень – 3 аршина, 2,13 м
Косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до кончиков вытянутой пр. руки) – 248 см
Маховая сажень – (руки в стороны) – 176 см
Фут – 30,5 см
Фунт – 96 золотников=409,4 г
Золотник – 4 г
Пуд – 40 фунтов=16 кг
Берковец – 10 пудов
Дюйм – 1\12= 2,54 см - Получение обратной связи. Тест см. в приложении.