Урок русского языка по теме "Части речи и способ их определения"

Разделы: Русский язык


Тип урока: расширение частно-практических задач.

Цели:

  1. Предметные.
    • Формирование понятия части речи как о классе с общим ГЗ.
    • Закрепление способов определения частиречной принадлежности слова.
    • Применение способов определения частиречной принадлежности слова  в различных учебных ситуациях.
  2. Педагогические.
    • Определить необходимость изучения данной темы.
    • Создать такие учебные ситуации, в которых дети увидят необходимость изучения данной темы.
    • Включить детей в самостоятельную деятельность.
    • Формирование контрольной самооценочности.
    • Мониторинг.

Ход урока

Актуализация знаний.

Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке?  (Данный урок предполагает уже имеющиеся знания учащихся по способу определения частиречной принадлежности слова).

- О частях речи и открыли способ определения частиречной принадлежности слова (ЧР) по  его ГЗ (грамматическому значению).

А вы говорили обо всех частях речи, или о каких-то определенных?

- О существительных, прилагательных и глаголах.

Учащиеся рассказывают о «новом» способе определения частиречной принадлежности слова, а учитель это фиксирует на доске.

У кого возникли проблемы при выполнении домашнего задания?  (нет проблем) Значит способ этот все усвоили? (да).

 

Целеполагание.

Если всем все понятно и не возникает трудностей, то вот вам задание – определите часть речи записанных на доске слов:

! Учитель слушает все мнения, фиксирует их на доске.

Итак, ребята, вы мне говорили, что все усвоили с прошлого урока, а здесь путаница получилась? Как вы мне это объясните? Почему одни сказали, что печь – это сущ., а другие, что это глагол?  (Учащиеся могут высказать предположение о том, что надо проверить эти слова по ГЗ, так слово «печь» можно проверить этим способом:

Печь (сущ. Ед.ч.)- печи, печи, печь, печи, о печи.

Печи (сущ. Мн.ч.) – печей, печам, печи, печами, о печах.

Печь (глагол) – я пеку, мы печем, ты печешь, они пекут и т.д.

А вот что вы мне можете сказать о слове столовая? (При изменении окончания и у прил. и у сущ. будут одинаковые.)

Значит что-то вы вчера упустили…  Давайте еще раз вернемся к нашей схеме. Вы знаете способы определения частиречной принадлежности слова? (ДА), а в чем у вас возникло затруднение? (умеете ли вы их применять?)

Итак, я правильно вас поняла, что вы знаете способы определения части речи, но не умеете пока его применять? Или не получается применить его в некоторых случаях?(да) – это проблема? (да)

Поставьте для себя цель сегодняшнего урока.

- Отработать на практике применение способов определения части речи.

А как будем решать эту проблему?

- Много выполнять заданий.

- Выполнять задания и применять способы нам известные.

Т.О. учащиеся сами моделируют ход урока!!!

Поиск способа:

Здесь необходимо действовать в зависимости от того, как учащиеся будут решать свою проблему.

Далее конспект урока будет выглядеть как план.

Если способ по UP не подходит, надо попробовать другим способом:
В нашей схеме мы обозначили еще один способ определения части речи – по значению слова. Что обозначают имена существительные?  (предмет) и т.д.

! Учитель обязательно фиксирует на доске все высказывания детей по поставленному вопросу.

ВЫВОД: не всегда при определении части речи можно пользоваться способом по ГЗ, также помогает способ по значению части речи. ОБРАЩЕНИЕ К СХЕМЕ.

Моделирование: у нас есть модели для определения частей речи по ГЗ, а для способа по значению  - нет! Давайте его составим!!! (Детям дается время для обсуждения модели в группах.)

Схему вы можете посмотреть здесь.

Учитель дает высказаться всем группам, затем выделяет из всех моделей общее и фиксирует на доске, дополняя уже имеющуюся схему.

ВЫВОД.  !!!!!!!!!! ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТИ РЕЧИ – ПО ГЗ !!!!!!

Задание «с ловушками» - самопроверка.  При выполнении этого задания можно обозначить, что ребята могут его оформить как сами пожелают!

Трамвай (сущ.), игра (гл), учительская(прил.), бег(сущ.), поведение(сущ.), гулять(гл.), снежная(сущ.), бежать(гл.), холодный(прил.).

Рефлексия.

Какую цель ставили сегодня на уроке?

Была ли цель достигнута?

Каким образом мы достигли поставленную цель?

Какие выводи по уроку вы можете сделать?

Выставление оценок.

Запись домашнего задания.