Цели урока:
- ознакомление с особенностями повествовательного текста;
- формирование умения озаглавить текст и воспроизводить его по частям, определяя тему;
- умение использовать в речи фразеологизмы;
- развивать устную и письменную речь и коммуникативные умения школьников.
Оборудование: плакат с печатным текстом, картинки с изображением животных-«героев» текста, предметные картинки с фразеологизмами, индивидуальные карточки с безударными гласными, рисунками учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
– Сколько слов написали с разделительным твердым знаком?
– Почему он пишется в этих словах?
3. Актуализация знаний:
– Что такое текст?
– Чем текст отличается от предложения?
– Прочитайте про себя написанное на доске.
Лиса – хитрый зверь.
Ребята читают сказки.
Снег засыпал дорожки.
– Что вы прочитали, предложение или текст?
– Есть ли в них законченная мысль?
– Прочтите написанное на этом плакате.
Лиса – хитрый зверь. У нее глаз острый. Повадилась она в курятнике кур таскать.
– Что перед нами текст или предложение? Докажите.
– Правильно. Их объединяет общий смысл. А еще общая тема.
– Слышали такое слово?
– Бывает тема урока, тема рисунка.
– На какую тему вы рисовали рисунки?
– Что такое фразеологизмы?
– Что обозначают фразеологизмы на ваших рисунках?
Рисунок 1. «Острый глаз»
Рисунок 2. «Как снег на голову»
Рисунок 3. «Что было духу»
4. Новый материал.
– Фразеологизмы нельзя самому составить, их надо запомнить и тогда наша речь станет точнее и красочнее. Сегодня мы будет учиться применять фразеологизмы в тексте.
– Незнайка прочитал наш текст о лисе и решил, что у лисы «острый глаз», значит о него можно уколоться. Верно? Как вы это понимаете?
– Как можно продолжить наш текст о лисе, используя ваши рисунки к фразеологизмам?
Для хозяина это было как снег на голову. Решил он поймать рыжую. Поставил капкан. Лиса увидела капкан и что было духу бросилась бежать. Больше лиса не появлялась в курятнике.
– О ком говорится в нашем тексте?
– Что о ней говорится?
– Чем заканчивается текста?
– Сколько в нем частей?
– Перескажите каждую часть.
– Озаглавьте текст.
– Прочитайте в учебнике какие бывают тексты.
– Какой перед нами текст? Почему?
– Перескажите весь текст.
– Как пишем каждую часть?
– Запишите текст в тетрадь. Подчеркните фразеологизмы.
5. Закрепление нового материала.
– Что узнали нового о тексте?
– Что такое тема текста?
– Что такое текст-повествование?
– Что такое фразеологизмы?
– Какие еще фразеологизмы вы знаете?
– Какое настроение у вас в конце урока?
Список используемой литературы: В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь.