Введение
Проблемы воспитания подрастающего поколения волнует человечество на протяжении многих столетий. Процесс развития и социализации особенно актуален для школы сейчас. На современном рынке труда востребована личность самостоятельная и инициативная, гибкая и легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям. Такие качества личности можно развить только в результате самопознания, самоопределения, саморазвития и самореализации. Мы не стремимся ребятам указать путь, по которому нужно идти, но мы в состоянии облегчить выбор пути, сделать его более осознанным и самостоятельным.
Проблема, которая рассматривает данная работа – это деятельность классного руководителя по профессиональному воспитанию учащегося.
Профессиональная ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Работа по профессиональной ориентации школьников включает в себя несколько направлений:
- Ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных профессий и специальностей;
- Показ привлекательного характера производительного труда, создания материальных ценностей общества;
- Создание условий для овладения учащимися началами производственных специальностей.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей у учащихся к труду. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе (образ «Я») и о мире профессионального труда. Образ «Я» - это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три основные составляющие: когнитивная (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональная (наличие определённого оценочного отношения к себе), регуляторная (возможность управления собственным провидением). Образ «Я» служит ядром, на котором формируются ведущие мотивы личности, в том числе и мотив выбора профессии. На развитие представлений о себе оказывают влияние различные факторы.
Климов Е.А. выделяет следующие факторы выбора профессии:
- Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоёй будущей профессии.
- Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.
- Позиция учителей школьных педагогов.Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
- Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумевается представления об этапах освоения профессии.
- Способности. О своеобразии своих возможностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
- Уровень притязания на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
- Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
- Склонности. Это интересы, подкрепленные определенными способностями.
Сущность, цели и задачи профконсультативной работы классного руководителя, психолога в школе во многом определяются возрастными особенностями школьников. Поэтому знания возрастных особенностей профессионального самоопределения необходимы педагогу.
Климов Е.А. разработал, известную в России периодизацию развития человека как субъекта суда. Рассматривая основные этапы становления профессионала, он специально выделяет стадию «оптации» (optatio – желание, выбор). Оптация это стадия профессионального самоопределения, чаще всего соотносимая с подростковым возрастом (от 11-12 до 14-18), поскольку именно для подростка наиболее актуальна проблема планирования своей дальнейшей жизни, профессионального и личностного самоопределения.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор профессии. Работа дает хорошую возможность проводить общую и углубленную профдиагностику, профинформирование, профконсультирование, методы обсуждения индивидуальных проблем самоопределения, профориентационные игры, викторины и конкурсы.
Являюсь классным руководителем 11 класса, по данной воспитательной программе по профориентации учащихся работаю в течение 3 лет (9, 10, 11 классы). В этом учебном году уже можно подводить итоги работы.
1. Программа «Моя будущая профессия»
Составляя программу, мы учитывали тот факт, чтобы понять мироощущение учащегося, особенности восприятия им учителя и отношения к учителю, к коллективу класса, мы постоянно должны получать от ученика обратную связь. Исходя из этого, логика построения программы способствует социализации и повышению адаптивности личности с учетом интересов, возрастных особенностей, типов темперамента обучающихся. Более того, реализация программы невозможна без сотрудничества классного руководителя с администрацией школы, с родителями, с учителями-предметниками. Выполнение данной программы предполагает использование диагностических методик (анкетирование, наблюдения и т.д.).
Принципами построения программы мы выбрали: толерантность, демократизм, сочетание фронтального и индивидуального подхода в воспитании, педагогическое сотрудничество, и содействие успешному продвижению школьника в любой деятельности и т.д.
Программа рассчитана на три года и состоит из двух этапов:
I этап «С любовью к городу» (9-10 класс).
Задачи:
- Знакомство с историей и профессиональными традициями семьи, школы.
- Знакомство с профессиями родного города, края.
- Воспитание чувства благодарности, уважения к трудовому и культурному наследию Кузбасса.
- Помочь обучающимся в выборе будущей профессии.
II этап «Кем буду в этой жизни я?» (11 класс).
Задачи:
- Формирование активной жизненной и гражданской позиции.
- Создание условий для успешной социальной адаптации.
- Формирование способности к жизненному самоопределению и самореализации.
- Помочь учащимся в определении профессионального призвания, а также знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.
Программа основана на региональном материале, так как мы считали, что формирование гражданских, патриотических чувств личности начинается с малого – это бережное отношение к месту, где человек живет, уважение к истории своей семьи, города, края.
Основные формы работы, предусмотренные программой: тематические классные часы вечера, конференции; встречи с людьми различных профессий Кузбасса; организация диспутов и дискуссий; экскурсии; анкетирование; психологические тренинги и др.
I этап «С любовью к городу» (9-10 класс)
Основные мероприятия |
Формы работы |
Ответственные |
Сроки исполнения |
2006-2007 учебный год |
|||
«Что я знаю о своей школе, городе» |
Проведение анкетирования |
Классный руководитель |
Сентябрь |
«Давайте познакомимся» |
Родительское собрание |
Классный руководитель |
Сентябрь |
«Профессии наших родителей» |
Классный час |
Родители, комитет, классный руководитель |
Октябрь |
«Я хочу знать свой город» |
Автобусная экскурсия по городу |
Классный руководитель |
Ноябрь |
Составление профсловаря |
Индивидуальная работа |
Классный руководитель |
В течение года |
«Мой путь в профессию» |
Круглый стол учащихся класса с родителями |
Родительски комитет, творческая группа класса |
Декабрь |
«Есть такая профессия – родину защищать» |
Экскурсия в кемеровское высшее командное училище связи и встреча с курсантами училища |
Родительский комитет, классный руководитель |
Февраль |
Определение профессиональных склонностей по методике Holland’a |
Анкетирование |
Психолог |
Март |
«Я служу своему городу» |
Встреча с председателем совета ветеранов педагогического труда г. Кемерово Латышенко Г.Н. |
Классный руководитель |
Апрель |
«Я хочу стать…» |
Конкурс творческих работ |
Классный руководитель и учитель литературы |
Май |
«Город, в котором я живу» |
Анкетирование |
Психолог |
Май |
2007-2008 учебный год |
|||
«Сиянием шахтёрской славы велик и памятен Кузбасс» |
Урок города |
Классный руководитель |
Сентябрь |
«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны» |
Встреча с журналистом, работником милиции, врачом, родителями учащихся |
Классный руководитель |
Октябрь |
«В поисках своего призвания» |
Индивидуальные профконсультации |
Психолог |
Октябрь-ноябрь |
«Город, устремлённый в будущее» |
Урок города Встреча с архитекторами А.Ф.Пуховым и Т.И. Абрамушкиной |
Классный руководитель |
Декабрь |
Профориентационная игра «Три судьбы» |
Ролевая игра |
Классный руководитель, психолог |
Январь |
«Будущее Родины в наших руках» |
Военно-спортивная игра |
Классный руководитель, учитель физкультуры |
Февраль |
«Мы выбираем профессии» |
Экскурсия на ОАО «Химволокно» |
Классный руководитель |
март |
«В поисках своего призвания» |
Индивидуальные профконсультации |
Психолог |
Апрель |
«Кемерово центр - химической промышленности» |
Урок города «Встреча с работниками ОАО «Азот» |
Классный руководитель |
Апрель |
«Художники Кузбасса о химиках Кузбасса» |
Посещение ведомственного музея ОАО «Азот» |
Классный руководитель |
Май |
«Профессии моих родителей» |
Конкурс сочинений |
Учитель, классный руководитель |
Май |
II этап «Кем буду в жизни этой я!» (11 класс)
2008-2009 учебный год |
|||
«Врата города. Кемерово-столица Кузбасса. Есть такая профессия – строить города» |
Встреча-беседа с заслуженным строителем Плотниковым М.И. |
Классный руководитель |
Сентябрь |
«Роль семьи в выборе профессии» |
Совместное собрание учащихся и родителей |
Классный руководитель |
Сентябрь |
Составление профсловаря |
Индивидуальная работа |
Классный руководитель |
В течение года |
«Куда пойти учиться» |
Экскурсия- встреча со студентами КемГУ |
Классный руководитель |
Октябрь |
«Ступеньки роста одаренности» |
Адаптивный тренинг |
Классный руководитель, |
В течение года |
«В поисках своего призвания» |
Индивидуальные профконсультации |
Психолог |
Ноябрь |
Определение профессиональных склонностей по методике Holland‘a |
Анкетирование |
Классный руководитель, психолог |
Декабрь |
«Дороги, которые мы выбираем» |
Защита проектов |
Классный руководитель |
Январь |
«Куда пойти учиться?» |
Экскурсия- встреча со студентами Медицинской академии |
Классный руководитель |
Февраль |
«Моя будущая профессия» |
Конкурс - презентация |
Классный руководитель |
Март |
«Угольный Кузбасс: история становления» |
Конференция |
Классный руководитель |
Апрель |
2. Описание опыта работы по программе «Моя будущая профессия»
Программа начала работать три года назад, когда учащиеся обучались в 9 классе. Пожалуй, в этом возрасте они уже впервые осознанно начинают задумываться над выбором будущей профессии. Через теоретические и практические занятия по организации самопознания и самоизучения учащихся основное внимание уделялось:
- побуждению у них чувства собственного достоинства и самоуважения, ценности себя и окружающих людей;
- постепенному осознанию своих интересов, возможностей и формированию позитивного «Образа «Я»:
- формированию практических навыков здорового образа жизни;
- проблемам самоконтроля своих достижений.
Для работы по программе были выбраны следующие диагностики: «Город, в котором я живу» (Приложение №1), методика Holland‘a (Приложение №2, Приложение №3, Приложение №4), готовность выпускников к самоопределению и самореализации (Приложение №5), согласованность выбора интересам, склонностям и намерениям учащихся (Приложение №6), изучение дискомфорта учащихся в классе (Приложение № 7).
На момент окончания девятого класса почти 60% учащихся имели высокую мотивацию к самопознанию и осознанному самоопределению, стремлению преодолевать трудности при достижении поставленных целей путем улучшения учебных достижений. Наблюдается положительная динамика благоприятного комфорта учащихся на уроке, снижается уровень тревожности выпускников девятых классов перед экзаменами. Большинство выбрали экзамены, которые соответствуют выбору их профессии. Но что еще не мало важно, изменилось отношение ребят к городу, в котором они живут и где им предстоит трудиться. Этому способствовали различные экскурсии на предприятия города, знакомство с выдающимися людьми Кузбасса, изучение истории своего края.
На классных родительских собраниях систематически проводилось анкетирование родителей с целью выявления их намерений в обучении своих детей, исследования согласованности их выбора с выбором детей, удовлетворенности деятельностью учебного заведения.
Основной идеей работы с десятиклассниками являлось участие в общешкольном проекте «Моя профессия». Это дало возможность проводить общую диагностику по профориентации, активизировать школьников к жизненному самоопределению, планированию своей карьеры и путей достижения целей. Посещение центра занятости населения и знакомство с профессиями необходимыми для экономики и процветания нашего города позволило сформировать представления о рынке востребованных профессий. Важной работой было продолжение составление профсловаря. В конкурсе сочинений «Мой путь в профессию» и «Здоровье и карьера» проявились и закрепились положительные эмоциональные отношения ребят к различным видам трудовой деятельности. Проведение адаптационных тренинговых занятий и ролевые игры (Приложение №8) стали традиционными и эффективными для создания условий старшекласснику для творческого самовыражения и доброжелательной обратной связи. Возросло успешное участие ребят в школьных мероприятиях и конференциях (Приложение №9).
Сейчас ребята успешно обучаются в 11 классе. С интересом относятся к занятиям, которые помогают им самостоятельно влиять на свое будущее. В начале учебного года были посещены ВУЗы нашего города (Приложение №10), представлены факультеты, где можно обучаться согласно выбранной профессии.
Заключение
Совместная и целенаправленная работа классного руководителя, родителей и детей на общую цель, ответственность за результаты своей работы, поиск путей к эффективности воспитания и обучения привели к достаточно результативным показателям:
- Выбор профиля обучения десятиклассников согласно интересам и склонностям (82%).
- Дезадаптация десятиклассников в новом коллективе снизилась на 30%.
- Показатель удовлетворенности учащихся уровнем преподавания возрос до 94%.
- Среди 10-11 классов, считают, что их успешности мешает недостаточное приложение собственных усилий (64%).
- Качественная успеваемость класса за два года обучения возросла от 58% до 82%.
- Рост интереса к интенсивной умственной деятельности.
- «Ушел бы в другую школу, если бы изменились условия» - этот показатель отсутствует.
- Рост жизнеутверждающих тенденций учащихся (до 85%).
- Выбор для поступления в ВУЗы, согласно выбранной профессии (86%).
На основании данных мониторинга эффективности профориентационной работы можно сделать выводы о результативности данной программы. Она направлена не только на формирование знаний, навыков и умений, но и на воспитание нравственной, созидательной и творческой личности.
Мы уверены, что реализация профоринтационного обучения, как процесс самовыражения учащихся, реализации их способностей, и следовательно, их подготовке к жизни и будущей профессиональной деятельности будут способствовать процветанию Кузбасса и России.
Список литературы
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1998.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля старшего подростка // Мир психологии и психология в мире, 1995.
- Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: Феникс, 1996.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
- Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. М.: УЦ «Перспектива», 2002.
- Профильное самоопределение школьников и их профильное обучение – шаг в будущее. // Педагогический вестник. Выпуск № 26, Кемерово 2003.
- Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 2001.
- Пряжников Н.С. Профориетация в школе: игры, упражнения, опросники. «ВАКО». М.: 2005.