Разработка урока русского языка во 2-м классе "Многозначные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели: 

  1. Ввести понятие «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.
  2. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
  3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Сейчас урок русского языка, – наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе. А вы любите преодолевать сложности?

Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?

Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте, улыбнёмся, друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Минутка чистописания. (Слайд 1)

– Прочитайте слова. Что у них общего?

– Как проверить парную согласную на конце слова?

– Какая буква чаще всего встречается в словах?

– Напишите заглавную и строчную букву Дд в соединении. (Слайд 2)

– И, наверное, не случайно с этой буквы начинается слово «дом». В старину на Руси говорили: «Дом-это добро». Запишите это предложение. Как вы его понимаете? (Слайд 3)

– А Земля – это наш общий дом. Запишите предложение: Земля – наш дом. Как понимаете это предложение?

Мы не должны забывать об этом. Всех жителей Земли волнует и объединяет одна проблема. Какая?

3. Мотивация.

– Как называется раздел русского языка, который мы сейчас изучаем?

– А что изучает лексика? Что уже знаем о слове?

– Итак, а соль нашего урока – исследовать данные слова и сделать вывод, чем же они интересны и что в них такого, с чем мы ещё не встречались. (Слайд 4)

– Работаем по группам.  (Приложение)

4. Фронтальное исследование.

5. Проверк, обмен информацией.

6. Формулировка первичного вывода.

– Итак, с какими словами мы познакомились? А может, кто-то уже догадался, как называются эти слова?

– Представьте, что вы – авторы нового создаваемого учебника по русскому языку для второклассников. Какое определение многозначных слов из двух предложенных Вы бы выбрали для своей книги. Какое определение точнее? (Слайд 6)

7. Физ. минутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Поклонились, выпрямились, – 2раза
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.

8. Мотивация.

– А сейчас я вам предлагаю решить ещё одну проблему.  Мы должны разобраться, что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?

1 уровень – самостоятельно выполняют упр. 5 с. 28.

– Все остальные работают со мной. И я вам предлагаю ещё одно слово – золотой. Какой части речи это слово? Что может быть золотым? Давайте все вместе придумаем и запишем словосочетания.

– Можно ли слово – золотой назвать многозначным? Почему? В каких значениях может употребляться слово – золотой? Что нам помогло определить значение этого слова?

– А сейчас попрошу к нам присоединиться ребят, которые работали самостоятельно. В упражнении, которое они выполняли, так же встречалось слово – золотой. Прочитайте предложение с этим словом. Объясните, в каком значении оно употреблено? Что помогло это определить? Сделайте вывод.

– Произнесите слово – золотой орфографически. Назовите орфограммы. А теперь посмотрите в своих тетрадях, как оно написано во всех предложениях и словосочетаниях? Сделайте вывод.

9. Физ. минутка.

(Упр. на релаксацию.)

10. Закрепление. Работа с предложением.

– Посмотрите на экран. (Слайд 6)

– Найди однокоренные слова, обозначьте в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. При помощи чего изменился смысл слова? Найдите многозначное слово.

– Закройте предложение линейкой, мы будем открывать, и читать его постепенно.

11. Итог урока.

С какими словами работали на уроке? Что узнали о многозначных словах? Как вы думаете, сколько многозначных слов в русском языке? 100? 300? а может 500? а вот решить эту проблему мы попробуем на следующем уроке. А сейчас попрошу вас оценить свою работу на уроке.