Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития.
С.Л. Рубинштейн
Цель работы:
- Сформировать интерес к предмету, повысить активность учащихся.
- Развить творческие способности, смекалку, расширить кругозор.
- Сформировать навыки коллективной работы, уважения друг к другу.
- Сформировать представление о чести, смелости, мужестве и такте.
- Научиться любить свой организм и окружающую природу.
Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии: традиционные, применяемые на уроке, например, тестирование, тематические вопросники и диктанты, и нетрадиционные, которые можно проводить как в урочное, так и внеурочное время, – конкурсы, викторины, инсценировки. Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в них игрового элемента.
Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра, имеющая весьма разнообразное значение в нашей жизни. В играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Они заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы, стимулирующие развитие детей.
Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей. Особое значение приобрели игры для учебной деятельности. Они дополняют традиционные формы обучения, способствуют его активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приёмами игры повышают эффективность преподавания биологии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.
“Учить играя” – заповедь современной школы.
По своему воздействию игры разделить на несколько групп:
1. На развитие внимания.
Больше всего дети страдают от отсутствия или недостатка внимания – сосредоточенности на каком-то объекте. Внимание ребёнка зависит от настроя его на восприятие информации.
Внимание может быть сосредоточенным и рассредоточенным, произвольным и непроизвольным, избирательным и целенаправленным, устойчивым и рассеянным. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство, которые необходимо в процессе обучения воспитывать. Внимание – это усиление ума и всех его рецепторов: зрение, слуха, осязания, обоняния. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учиться письму, чтению, счёту. За вниманием следует запоминание и развитие памяти. Среди всех средств, развивающих внимание, игры занимают не последнее место.
Примеры игр:
1. “Выбрать лишнее”, “Четвёртый лишний”, “Найдите ошибку в схеме”.
слайд №3
2. “Рассказ небылица” найти ошибки в рассказе.
Пример: Ребята должны уличить Мюнхгаузена, т.е. найти фактические ошибки в его рассказе: “Летом я жил в деревне. У бабушки – огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде! Картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры и многое другое. Когда зацвели огурцы, мы оборвали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник…”
3. “Отгадать задуманное”, (растение, животное, термин и т. д.), используя перечень наводящих вопросов.
Пример: На столе расставлено несколько комнатных растений (или развешаны рисунки животных). Один ученик выходит из класса, а оставшиеся загадывают растение (животное). Вернувшись, ученик задаёт вопросы, на которые класс отвечает “да” или “нет”. Вопросы должны касаться морфологических признаков или других особенностей растения. Например, на столе находятся хлорофитум, герань, узамбарская фиалка, традесканция. Класс загадывает “узамбарская фиалка”. Вызванный ученик задаёт вопросы:
- Это растение из класса однодольных?
- Нет!
- Листья опушены?
- Да!
- Листья растут, образуя розетку?
- Ответ: Это узамбарская фиалка.
Вопросов должно быть не более пяти. По их характеру можно судить о знании материала.
4. “Читальный зал”, прочитав статью, учащиеся отвечают на вопросы:
- Сколько раз встречалось слово (термин)?
- Сколько и какое животное (растение) упоминалось в статье?
Термин “игра” соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии, с положительными эмоциями. Вершиной игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра. Работа с образами, пронизывает всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую интуицию.
2. Игры на развитие воображения.
Все дети замечательные актёры. Ребята любят изображать артистов, певцов, любят передразнивать друг друга и взрослых. В этом им помогает воображение. Воображение входит в любой процесс деятельности детей. В раннем детстве малыши любят выступать на публике, став старше, они уже побаиваются, стесняются. Это подтверждается на примере сегодняшнего 7-го класса. И если этот барьер не преодолеть, то могут вырасти закомплексованные, зажатые и обеднённые в творческом самовыражении люди. Все дети изначально талантливы, поэтому воображение можно и необходимо развивать. Этому служат различные творческие игры и забавы, а через них можно обучать детей. Это наиболее приемлемо и результативно в младших и средних классах, хотя и старшие классы играют с удовольствием.
Примеры игр:
1. “Изобрази без предмета” (Мимика и жесты.)
слайд №8
Дети изображают мимикой и жестами всевозможные живые организмы и их особенности.
2. Конкурсы творческих работ: стихов, рисунков, сочинений и т.д.
3. Игры “Путешествия”
Путешествуют учащиеся разных возрастов с удовольствием в воображаемое место или время.
4. “Фантастический проект”
Даются такие задания на уроках и на дом. Цели таких игр, могут быть всевозможные изобразить или описать какие изменения будут в природе, что может произойти с человеком и другими живыми существами, а также дети фантазируют на тему “инопланетян”.
5. Театрализованные игры. (Мини диалоги (сценки), придуманные самими детьми или заранее подготовленные к уроку о жизни животных, растений, человека.)
6. “Придумай сказку”
Учащиеся с удовольствием придумывают сказки на заданную тему. Короткие, во время урока и более объёмные дома, с использованием всех особенностей животных и растений. А также не забывают, что в основе каждой сказки лежит не реальная, фантастическая часть.
7. “Побудем журналистами”
По набору слов дети пишут статью или сообщение.
Слайд №4
3. Игры на развитие памяти.
Память человека – это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни, запас хранившихся образов, явлений жизни. Память -это воспоминания о ком-нибудь, о чём-нибудь. Память связывает прошлое человека с настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Все мы хорошо знаем, что весь наш жизненный опыт – всё отражено в нашей памяти. А для того, чтобы развить память школьников можно использовать игры в качестве упражнений.
Примеры игр:
1. “Услышал, увидел – запомнил”, “Запомним и запишем”
Читаются биологические термины, необходимо воспроизвести последовательность.
2. “Цвет и форма”
Учащиеся на память воспроизводят рисунки к параграфу и подписывают их, а также пользуются определённым цветом, т.к. в биологии, системы органов обозначаются всегда определённым цветом. Например, пищеварительная система обозначается зелёным цветом и т.д.
3. “Кто больше?” Например, перечислить известные растения на букву “К”, составляя список в тетрадях. Команда, назвавшая больше растений является победителем. Можно затем показать электронные слайды или гербарий этих растений.
Вспомнить основные особенности изученного вида животного (растения, органа или системы органов), используя электронное изображение. Слайд №5, №6, №7.
4. Используя изображение назвать вид животного (растения), или дать систематическое положение вида.
Слайд №1, №2.
4. На развитие мышления и логики.
Примеры игр:
1. Решение биологических задач.
Слайд №12.
2. Загадки.
Работа с загадками помогает развивать у школьников наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, читать дополнительную литературу.
Слайд №11.
3. Логические цепочки.
Слайд №10.
4. Конкурс “Викторина”.
Слайд №9.
Игры и игровые моменты можно проводить в любой части урока и как проверку домашнего задания и закрепления, и даже объяснения нового материала. Они требуют от учителя большой подготовки и не всегда одинаково получаются. Это во многом зависит от настроения класса. Есть игры полюбившиеся и наиболее часто проводимые. Результативно проходят творческие игры, где могут проявить себя разные категории учащихся, после которых к некоторым (особенно к слабым) резко меняется отношение класса. Их начинают больше уважать.
Игры, как один из ведущих видов деятельности детского организма, важны не только и не столько тем, что они обучают, а также воспитывают. Они сплачивают классный коллектив, воспитывают чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи и поддержки, а также личностной значимости каждого.
В конце игры необходимо подвести итоги.
Преподаватель поясняет условия игры, управляет всем процессом, подводит итоги, определяет победителей.
Призы, если они задуманы предварительно, кроме оценок, лучше всего сделать смешными, тогда проигравшим будет не так обидно – смех компенсирует разочарование от проигрыша.
Необходимо поощрить каждого участника. Для этого можно использовать не только слова: “лучше”, “быстрее”, но и – “остроумнее”, “ярче”, “увлекательнее” и т.д.
Принцип состязательности позволяет упростить подведение итогов игр. Таким образом, используя игровые элементы на уроках, повышается интерес и активность учащихся. А получив возможность применять информационные технологии уроки и игры стали ярче и разнообразнее. Используя электронные коллекции, расширился спектр показа видового разнообразия органического мира. Яркие образы усиливают внимание и память, т.к. одновременно задействованы зрительные и слуховые анализаторы.