Открытое внеклассное мероприятие "Тема любви в искусстве адыгов"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: приобщать студентов к национальной музыке разнообразными средствами и методами, используя различные виды искусства (музыку, литературу, драматургию), различные жанры (песня, танец).

Оборудование:

  • литература,
  • адыгейские музыкальные инструменты,
  • портреты адыгейских композиторов,
  • плакаты с изречениями,
  • рисунки.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Открытие.
  3. Песня “КIэлъэ нагъу” (“Голубоглазый парень”).
  4. Песня “Си тхьаркъо фыжь” Ю. Чирг (“Моя белая голубь”).
  5. Стихотворение “Песня в душе моей” И. Машбаш.
  6. Песня “ШIулъэгъур къаджэ” (“Любовь зовет”).
  7. Адыгейская народная песня “Цырац”.
  8. Сцена из студенческой жизни (автор студ. 4 курса Айдамирова Р.).
  9. Танец “Зафак” (танец знакомства).
  10. Заключительное слово.

Пояснительная записка

В результате происшедших за последние годы в Российской Федерации социально-экономических изменений начался закономерный процесс пробуждения национального самосознания народов страны. В этих условиях система образования, средняя школа, колледжи, ВУЗы Республики Адыгея решительно переориентировались на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
С давних времен адыги считали своей важнейшей задачей – задачу воспитания подрастающего поколения детей и молодежи.
У адыгов центральное место занимает нравственно-эстетическое воспитание как одно их основополагающих факторов развития любого общества, любого народа. Среди основных методов и средств эффективны были устное народное творчество, особенно сказки. В адыгейских сказках, как и в сказках других народов, часто можно встретить героев, играющих на музыкальных инструментах. Это в основном камыль (свирель, дудочка), шичепщин. Такие сказки, где присутствует простой напев, мелодия, больше запоминаются детям. В этом плане весьма интересно сказание “Как нарт Ашэмэз нашел свою свирель”. Благодаря волшебной свирели, на которой играет Ашэмэз свои чудесные песни-мелодии, он побеждает силы зла.

В качестве примера можно привести целый ряд героических, лирических песен из нартского эпоса, раскрывающих образы весьма ярких личностей. Это “Адыиф”, “Песня об Айдамиркане”, “О Хатхэ Кочасе”, “Коджесбердуко Махамете”, “Хатх Махамет-Гуазе, “Песня о нарте Шабатныко”, “Песня о Саусэруко” и многие другие.

Адыгейский песенно-музыкальный фольклор богат и разнообразен. Ввиду многоукладности характера жизни адыгов – все это нашло яркое выражение в песнях и вылилось в многообразие жанров.

Так, в репертуаре Адыгейского драматического театра часто встречаются спектакли, где звучат народные и современные песни адыгов. Такие спектакли оказывают глубокое эмоциональное воздействие на зрителей. Ведь песня в спектакле является фактически своеобразным ключом к раскрытию образа.

Тема любви прослеживается и в таком прекрасном жанре, как танец. Все перечисленные виды искусства, жанры показывают как через музыку можно выразить прекрасное чувство любви. Предлагаемое мероприятие, которое так и называется “Тема любви в искусстве адыгов” - одно из внеклассных мероприятий проводимых мною в колледже”.

Вступительное слово (под музыку “Исламея”)

Любовь! Прекрасное чувство. Чувство, с которым вырастает человек – это любовь к Родине, к матери, к природе, к окружающему миру. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Это чувство, которое воспитывает в каждом из нас определенные качества – скромность, умение ждать и ценить, идти в бой и уважать.

Любовь ярко описана в адыгской литературе, в основном в поэзии И.Машбаша. Много постановок можно увидеть на эту тему на сцене театров.

Ну и, конечно же, в таком прекрасном виде искусства, как музыка.
Начиная со старинных и заканчивая современными, песня раскрывает его нравы, быт, красоту народа, характер.
Любовь показана и в прекрасном жанре как танец, это можно увидеть в ансамблях “Нальмэс”, “Исламей”. Итак, как же такое прекрасное чувство, как любовь показано в искусстве адыгов – в песне, в танцах, на сцене, литературе – главный вопрос нашего мероприятия.

I ведущая:

… А ты о них не знаешь ничего.
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него.
И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят
Адыги на земле моей живут
Их издавна черкесами зовут…

Народы, как и отдельные личности, имеют свое лицо, свой физический и духовный облик, свою неповторимую историю и культуру, которая является частью общечеловеческой культуры.
Когда мы говорим о необходимости возрождения обычаев и традиций, о развитии народного языка и культуры, это следует понимать как необходимость изучения прошлого и отбора из него лучшего, что может пригодиться нам для воспитания подрастающего поколения.

II ведущая:

Воспитание песней, музыкой является одним из основополагающих методов, ибо, воспитывая музыкой, мы воспитываем душу, чувства ребенка, а значит и характер, и любовь.
Создавая песенно-музыкальную культуру, адыгский народ вкладывал в нее свои чаяния, надежды, все лучшие качества человеческого характера. Поэтому и герои песен надолго остаются в памяти ребенка, для которого она становится идеалом в жизни.
Так, в качестве примера можно привести ряд героических песен из нартского эпоса, рассказывающего образы ярких личностей. Это герои Саусрыкъо, Айдамыркъан, Шебатныкъо.

I ведущая:

Все у человека начинается с любви: любовь облагораживает человека, окрыляет его, согревая душу, без чего нельзя и дня.
Эти слова относятся к песне “КIэлъэ нагъу” (“Голубоглазый парень”) в исполнении дуэта “Адыиф”.
Нельзя ни вспомнить на этом мероприятии имена композиторов, певцов, воспевающих прекрасное слово – любовь.

II ведущая:

Одни скажут: счастливая судьба у этого композитора! Что бы он ни создавал, все звучит! Он у всех на виду, имеет почетное звание Заслуженный деятель искусств Адыгеи – Аслан Нехай. Другие скажут: не позавидуешь, постоянные волнения, тревоги. Беспокойная жизнь художника!
Да, именно всего хорошего, что он добился в жизни как композитор – это любовь к музыке, к своему народу, желание украсить его.
В каждом музыкальном произведении адыгских композиторов прослеживается тема любви.

I ведущая:

Чеслав Анзароков.
Музыка… Сколько он помнит себя, столько и она с ним – эта раз и навсегда причаровавшая с ним кудесница, капризно любящая в человеке не только талант, но и трудолюбие. Трудно представить себе адыгский народ без имени выдающегося певца, творчество которого представляет собой целую эпоху в музыкальной жизни Адыгеи.
Прекрасное чувство любви можно услышать в репертуаре Чеслава Анзарокова в шуточных и лирических песнях.
А еще необходимо заметить, что в произведениях этих композиторов, музыкантов не только прослеживается тематика любви, но и также как весь адыгский народ относится к ним с большим уважением и любовью.

II ведущая:

Познакомившись с яркими личностями в музыке (их портреты перед вами) и убедившись в их любви к искусству своего народа, мы приглашаем вас еще к одному композитору – Юрий Чирг, послушав его песню “Си тхаркъо фыжь” (“Моя белая голубь”).
Голубь – символ мира, чему посвящено множество картин, стихов, песен. А еще эта прекрасная птица имеет непосредственное отношение к такому чувству, как любовь. “Воркуют, как голубки” - говорят молодым, которые общаются душевно.
Песня, которую вы сейчас услышите, так и переводится “Моя белая голубь” Ю.Чирга в исполнении дуэта “Адыиф”.

I ведущая:

А как звучит красиво тема любви о природе, к своему народу мы почувствуем, послушав отрывок из стихотворения И.Машбаша “Песня в душе моей”.

Эти клавиши разбужены не зря
Что за песня из-под пальцев полилась!
И, как будто двери в детство отворяя,
Вспомню я родные горы в этот час.
Вот мне чудится: над сумерками дня
Песня матери, как солнышко взошла
Вот мне чудится горячий свет огня
И отец мой за починкою седла.

II ведущая:

Во все времена любовь призывала к различным действиям: звала в бой, умела хранить семейный очаг. Как раз этому и посвящена песня, которая называется “ШIулъэгъур кгаджэ” (“Любовь зовет”).
Старинные адыгейские народные песни. Каждая из них имеет свою историю, содержание, характер. Одной из таких является песня “Цырац”.
Цырац – имя девушки, которую полюбили два парня в одном ауле.
Долго не знала кого выбрать, за кого выйти замуж, и, в конце концов, один, который посмелее крадет ее. После этого в ярости другой парень поджигает дом жениха. Исполняется эта историческая мелодрама в шутливой форме, танцевальном ритме, напоминая мелодии кавказских танцев.
Сейчас вы ее услышите. Адыгейская народная песня “Цырац”.
Старинные песни мы можем услышать в любом виде искусства: театре, жанре (танец), в этом мы сейчас убедимся, посмотрев сценку из студенческой жизни.

I ведущая:

Адыгейский педагогический колледж имени Х.Андрухаева, актовый зал. Студентов 4 курса пригласили на концерт адыгской народной музыки. В этот момент заходит одна студентка и садится, за ней идут еще студентки, высказывая свое негативное отношение к концерту:
- Опять нас сюда притащили, как будто бы у нас других дел нет!
- Я бы поняла, если бы это был хип-хоп, рэп. А это что? Лучше бы пригласили А.Начесову, М.Дзыбова.
- Вот-вот, ты права.
- Да вы что, девочки, это же наша народная музыка. Мы должны знать свою культуру.
(Другие смеются).
- А вы не смейтесь, вы вслушайтесь в слова.
На сцене дуэт “Адыиф” с песней “Си Къэсэй” (“Мой Кэсей”).
(Звучит песня, вначале студентки игнорируют, потом вслушиваются в слова и понимают, сколько смысла и красоты вложено в адыгскую музыку.)
- Ну что, девочки, понравился вам концерт?
- Да, мне очень понравился. Теперь мы будем ходить всегда на все концерты адыгской музыки, следить за афишами.
И танец тоже играл большую роль в жизни адыгов, и почти в каждом танце заложено это прекрасное чувство – любовь! Это танец встречи, знакомства. И, недаром И.Машбаш описал этот жанр прекрасными словами:

Так зовут этот танец недаром
Это значит: “Навстречу друг другу идти”,
Легким облаком и затаенным пожаром
Мне навстречу плыви, сердцем к сердцу лети!
В танце этом лишь сдержанность парня украсит
Так улыбкою тихой меня одари –
Ты давно поняла, что никто не погасит
Этот нежный огонь, что таится внутри.
Итак, танец “Зафак” (в переводе “Идти друг к другу”).

Заключительное слово

Вы увидели сценку, которая еще раз показывает, что не вся молодежь воспринимает красоту народной музыки.
К сожалению, они предпочитают не народную, а современную музыку. Конечно, хотелось бы, чтобы они вникали в смысл, в красоту лирических и героических песен, которые имеют большое воспитательное значение.
Надеюсь, мы сегодня смогли вам показать, насколько важна песенно-национальная культура, познакомиться с композиторами Адыгеи.
И, наконец, вы имели возможность почувствовать, что такое прекрасное чувство, как любовь в любом жанре находит свое место.
Ведь любовь – это самое чистое, доброе, святое чувство, дарящее нам тепло и радость.

Приложение 1.

Приложение 2.