Развитие духовной и эмоциональной сферы младшего школьника

Разделы: МХК и ИЗО


С 1991 года дополнительное образование является правопреемником внешкольного воспитания детей. Включенное в общее педагогическое пространство, оно, существенно расширяет возможности преподавания искусства в основной школе. Педагог ориентируется на содержание школьных программ и это является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных школах”. Разумно организованная система внеурочного образовательного процесса может открыть целый комплекс взаимосвязанных действий, дающих детям возможность применить на практике знания, полученные на уроке изобразительного искусства, позволит закрепить результаты учебного процесса, создаст мотивацию для самостоятельного поиска знаний. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития – одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Педагоги дополнительного образования удивительные люди, посвящающие большую часть своего творческого времени, работе с детьми, постоянно ищущие для них пути приобщения к искусству. На внеклассные занятия к ним приходят разные дети, в основном нуждающиеся в понимании, в ласковом слове, в стремлении выразить себя, или дети с ограниченными возможностями здоровья. Современные способы помощи детям с особыми образовательными потребностями позволяют большому количеству детей войти в обычную жизнь. Изобразительное искусство используется для психологической коррекции детей с невротическими, психосоматическими нарушениями, а также детей с трудностями в обучении, социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Одним из вариантов взаимодействия основного и дополнительного образования может являться развитие духовной и эмоциональной сферы младшего школьника через обращение к Природе.

Тема “Травы” поможет учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного художественного образования, родителям обрести общее дело, воспитать в себе и в детях те качества, которые помогают приобрести знания, необходимые для занятий с детьми. Общение с искусством, творческое восприятие природы, приводит в состояние гармонии духовный мир ребенка. Задача педагога и родителей сохранить и развить в ребенке умение радоваться и удивляться, наблюдать и познавать окружающий мир. Но духовное воспитание и развитие детей возможно только через четко выстроенную творческую деятельность и в тех видах деятельности, которые доступны детям, где они “невольно” становятся художниками, дизайнерами, архитекторами.

Детям в природе можно показывать все – травы и цветы, облака и звезды. Описать словами, подчеркнуть особенности, сравнить. При созерцании близкого ребенку мира природы, появляются особые слова, рожденные чувством, происходит развитие ассоциативного мышления, воображения, любознательности, наблюдательности.

Рассматривая растения, важно найти новый образ, увидеть его в других материалах, найти сходства и различия, опираясь на реальные предметы. Кто самый зоркий, самый наблюдательный, кто больше найдет растительных мотивов в окружающей жизни? Эти вопросы активизируют познавательные потребности ребенка. Дети выполняют наброски, собирают репродукции, рассматривают орнаменты разных народов, наблюдают, как претворяется живая природная форма в узор, декоративный мотив, знакомятся с духовным содержанием народных праздников, с особенностями прикладного искусства.

Сейчас в школе в учебниках по изобразительному искусству, в пособиях для детского сада, достаточно полно рассказано о народных промыслах: и Жостове, и Хохломе, и Гжели. И все же, готовясь к занятию с детьми, приходится добавлять к конкретным знаниям – как расписать Жостовский поднос, Хохломскую чашу, Гжельский чайник. Важно соединить детей через общение с этими вещами с художественным мышлением в русском искусстве, с тем, чтобы развивать в них способность к созиданию, к гармонии, хотя и композиционно-художественное мышление детей и колористическое, как показано практикой, лучше всего начинать воспитывать в общении с памятниками отечественной культуры. Вот этим естественным связям Мастера с природой, способного к созиданию, к гармонии и следует учить детей, когда говорим о системе занятий “Учимся у народных мастеров”. Потому и начинаем все с общения с природой, с воспитания трепетного отношения к ней, что всегда было свойственно народу биосферной культуры.

Художественное творчество требует от ребят активности, трудолюбия, усидчивости и, конечно же, вдохновения. “Вдохновение есть расположение души к ярчайшему приятию впечатления” - писал в свое время А.С.Пушкин.

Собирание трав, составление красивых композиций – это интересное занятие, объединяющее педагога с родителями, которые быстро увлекаются сами, помогая детям.

Для того чтобы создать серию травных композиций педагог продумывает форму подачи материала (выпуск детской газеты о травах нашего города, села; написание маленького рассказа о своем путешествии в другую область, страну…), выбирает ситуацию, которая отвечала бы склонностям каждого ребенка, продумывает систему индивидуальных упражнений, помогающую найти ему средства выражения. Например:

- Поздняя осень. Природа засыпает. На ветке чуть держится последний лист. Прислушайтесь. Какую мелодию вы слышите? Вот от дуновения ветра лист летит, покажем это движением, проводим его взглядом, пением, вздохом…

- на прогулке: мальчикам собрать по пять больших листочков разных по цвету, а девочкам – по пять маленьких, но одинаковых по цвету;

- собрать листья зеленого цвета разных тонов, расположить от теплых к холодным, смешивать краски, составлять нужный цвет, писать цветом рядом с живыми листьями.

- собрать листья, расположить от зеленого к желтому, от желтого к красному. Составить цвет, смешивая краски, написать кистью рядом.

- Выполнить наброски цветом, желательно на пленере в одной точке обзора: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, солнечная, дождливая, туманная…

- нарисуй тропинку, по которой ты ходишь (от школы до дома, дорожку к дому бабушки, к даче);

- посмотри, какие травы растут на этой тропинке, полюбуйся цветами, изобрази их на своей дорожке, поговори с родителями, с бабушкой - как называются эти травы, чем знамениты эти растения;

- “Цветик – семицветик или семь твоих самых заветных желаний”, изобрази волшебный цветок, подумай, какие пожелания ты напишешь на его лепестках;

- выбери во дворе кустарник; понаблюдай, как на нем набухают и распускаются почки, замечай особенности и оттенки листьев, как зацветают цветы и созревают семена, начинают желтеть листья.

- выбери дерево у себя на даче, во дворе, под окном; понаблюдай за его жизнью в разное время года, отнесись к нему как к живому существу, замечай новые побеги, засохшие ветви.

Концентрация внимания на созерцаемом предмете позволяет увидеть то, мимо чего проходят обычно люди, не замечая красоты в повседневной жизни. Летом довелось быть в Астрахани. Я с удивлением заметила, что таких трав в наших краях нет. Там сухой климат и нет такого нежного тонкого разнотравья как в Подмосковье. Одни растения как бы заранее насытили себя влагой, вобрав ее в некое подобие огурчиков, висящих на толстом стебле, а другие, как верблюжья колючка, берут ее у утренней росы, и этим довольны.

Воспитание через природу возможно везде. Всюду над нами небо с облаками, солнцем, радугой, звездами; реки, парки, скверы. Окрестные леса и поля покрыты разноцветьем трав, пеньем птиц и стрекотом насекомых. Вглядись в тропинку, по которой идешь, в травы и цветы. На что это похоже? Где ты это уже видел? Не на бабушкином ли большом красивом платке? А ведь эта тропинка может бежать впереди тебя и в поле, и в степи, и в горах. В каждой местности свои растения. Систематическое рассуждение вслух в ходе обучения развивает мыслительную способность и делает ребенка более проницательным, ведь мы видим лишь тогда, когда осознаем.

“То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия”, - Л.С.Выгодский.

Воспитание мироощущения единства со всем живым, осуществляемое в младших классах на уроках изобразительного искусства, внеклассных и внешкольных занятиях, создают благоприятные условия для понимания красоты средствами изобразительной искусства. Некоторые аспекты данного утверждения акцентированы в концепции художественного образования, в методических материалах:

- У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность.

- В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.

- Внеклассные и внешкольные занятия способствуют развитию эмоционального восприятия увиденного, способности выразить воспринятое.

И главным аспектом, конечно, является участие семьи в жизни ребенка, которое приносит ему радость.

Рассмотрим, как отражено воспитание через природу и искусство в содержании государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательной школы.

Программа “Изобразительное искусство. 1-9 кл.” авторский коллектив под руководством В.С.Кузина. Понимание целей учебного предмета - как предмета профессиональных знаний и навыков. Это видно по конструкции программы. Уже в названиях четвертей каждого года обучения мы встречаемся с обращением к теме природы: “Встреча с Весной-Красной” - 1 класс; “Мы рисуем Осень”, “С чего начинается Родина?” - 2 класс; “В каждом рисунке – Солнце” - 3 класс; “В мире изобразительного искусства” - 4 класс. Рисование с натуры, на темы, лепка, беседа по картинам художников – разные виды занятий позволяют более полно отразить в изобразительной деятельности времена года.

Программа Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.”. Авторский коллектив под руководством Б.М.Неменского. “Искусство как духовная, эмоционально - ценностная культура” - основа понимания целей данной программы. Принцип связи искусства с жизнью обеспечивает воспитание через природу, помогает в формировании художественных умений, художественных представлений, в освоении выразительных возможностей различных материалов. Деятельность изображения, украшения и постройки (трех сфер художественной деятельности), всегда идет от природы и реальности к творческому осмыслению, переработке на основе фантазии.

Программа - Изобразительное искусство и художественный труд”. Авторский коллектив под руководством Т.Я.Шпикаловой, ставит целью пробуждение у ребенка интереса к культуре и искусству своего народа, через знакомство с народными промыслами. Большое внимание уделяется воспитанию, эмоционально-эстетическому восприятию природы, пониманию, что природа является источником создания художественного образа как в искусстве, так и в изобразительной деятельности учащихся.

Реализация государственных программ по изобразительному искусству на практике позволяет сделать вывод, что без осознания причастности к красоте Природы, которую сумел разглядеть ребенок, без тех тонких незримых звуков, ритмов, красок, которые он уловил, без удовольствия, полученного от своих маленьких открытий, нельзя развить художественное воображение, образное мышление.

“О, как трудно вместить в себя мир!.. Сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает! …Напрягается слух ребенка. Широко раскрываются его очи. Распахивается сердце. Пробуждается музыкант. Художник. Поэт…” - Э.Межелайтис “Мир Чюрлениса”.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Реабилитация искусством как одна из задач коррекционной педагогики

Дополнительное образование детей напрямую связано с коррекционной работой. Тема “Травы”, как наиболее развивающая, может быть успешно реализована в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Методика этой, близкой детям темы, отрабатываемая в течение нескольких лет педагогами дополнительного художественного образования (слушателями курсов повышения квалификации в ЦНХО) со своими воспитанниками; учителями изобразительного искусства на внеклассных занятиях; студентами Педагогического колледжа № 16 на практике в коррекционных классах Московских школ, не случайна.

На протяжении ряда последних лет одним из приоритетных направлений работы Департамента образования города Москвы, его окружных управлений, является создание оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из направлений работы коллектива педагогического колледжа № 16 является подготовка студентов художественно-графического факультета со специализацией “педагога дополнительного образования для работы с детьми с ограниченными возможностями” для обеспечения комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению школьника.

По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста обучаются в системе специального образования. При этом 85% детей, обучающихся и воспитывающихся в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. На данный момент отмечается рост числа детей с различными отклонениями в психическом развитии.

Актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений психолого-педагогической реабилитации детей. Одним из таких направлений является реабилитация изобразительным искусством. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), изобразительная деятельность не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для формирования базы понятийного аппарата, чувственного восприятия, развития межличностных отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Многоплановое воздействие искусства и творчества позволяет применять его к детям разного возраста в самых широких диагностических пределах. Изотерапию можно применять на разных уровнях в зависимости от степени вовлеченности ребенка и роли, которую выполняет такое воздействие. Занятия изобразительной деятельностью являются “оздоровляющим процессом”, которые ослабляют нарушения и объединяют здоровые реакции.

Дети с особыми образовательными потребностями на начальных этапах обучения могут быть не готовы к самостоятельной изобразительной деятельности. В отличие от нормально развивающихся сверстников, у детей с различными проблемами развития, обеднен опыт наблюдения, рассматривания, выделения главных частей предмета, определения его пространственного свойства. У большинства учащихся крайне ограничен опыт эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, отсутствует опыт восприятия художественных произведений. Тогда как неотъемлемой частью творческого процесса является эмоциональное переживание, способность к которому определяется уровнем развития познавательной деятельности. “… Искусство невозможно воспринять без переживания. В искусстве подлинно воспринимается информация только в условиях сопереживания воспринимающего – передающему, зрителя – художнику. Без переживания невозможно здесь ничего создать….” Б.М.Неменский

Здесь личная творческая педагогическая инициатива, имеет первостепенное значение в организации занятий, где деятельность детей всегда должна быть мотивированной, желанной и приносить им удовольствие. Только тогда ребенок сможет выразить в образной форме впечатления, полученные в жизни и игре, по-новому пережить этот опыт.

Для формирования восприятия важно развитие сенсорных процессов, знание сенсорных эталонов (форма, величина, цвет и т.д.). В процессе лепки, например, как ни в какой другой деятельности, происходит активизация сенсорного развития ребенка через тактильное (наощупь) восприятие формы предмета и его фактуры. Маленьких детей волнует яркий цвет, сложная поверхность предметов, которые он лепит. Он получает положительные эмоции от прикосновения к яркому, мягкому разноцветному пластилину. Ему нравится, как под его руками возникает сложная форма узнаваемого предмета (птицы, рыбы, фрукты), как разноцветные кусочки превращаются в живое существо. В процессе лепки у ребенка развивается чувство цвета, ритма, формы.

Необходимо учить детей различным способам восприятия окружающего мира, видеть мир таким образом, чтобы на основе увиденного сформировались представления, пригодные для построения образов изображения. Без умения вычленять из реального образа предмета или явления природы нужные для изображения признаки и свойства, для детей с особыми образовательными потребностями, невозможна передача этих свойств в изображении.

Большое значение для развития техники рисования (согласованная деятельность глаза и руки) имеют зрительно-кинестетические связи, обеспечивающие координацию руки и глаза. Обучение правильным способам действий с карандашом или кистью связано с освоением формообразующих движений. Зрительно-двигательная координация совершенствуется при восприятии таких свойств, как форма, величина, пространственные отношения предметов и их частей. Ее становление происходит при активном участии детей в предметно-практической, игровой, изобразительной деятельности.

На занятиях с травами дети с интересом рассматривают собранные на прогулке растения, ощупывают, нюхают, прислушиваются к шуршанию растений; учатся различать цвета, определять различие между желтым – красным – синим цветами. “Если ребенок в 8 лет при сохранном зрении не научился различать их, это говорит об определенной умственной отсталости”. Потому что понятие цвета, отвлеченного от предмета, является уже слишком сложной для него абстракцией. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия. Какой это цвет? Что ты знаешь еще такого цвета? Что может вырасти из этого цвета? Какую мелодию ты слышишь? Это вечер или день? – эти или другие вопросы, поставленные педагогом, как бы отвлекают ребенка от самого предмета, но концентрируют его внимание на абстрактном по существу понятии цвета.

Любое нарушение речи часто сопровождается нарушением внимания и памяти. Загадки о травах, плодах, о явлениях природы, о временах года, всевозможные игры с четким проговариванием, анализом формы, собирание мозаики, цветной пирамидки, чтение вслух активизируют мыслительную деятельность ребенка. Недоразвитие мелкой моторики влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их несогласованы. Умение смотреть на вещи детским удивленным взором, поможет педагогу найти применение такому любимому занятию детей как “сломать” и “сделать”, то есть “пересотворить”, чтобы самому ответить на свое вечное “почему” в стремлении познать окружающее. Это касается любых детей. Неимение графических навыков мешает ребенку выражать в рисунках задуманное. На занятиях же с травами дети работают разными художественными материалами, в игре осваивая приемы, развивающие не только мелкую моторику, но и зрение, речевой аппарат, мышление.

Занятия с травами, предлагаемые как один из способов реабилитации художественными средствами в коррекционной работе, как вариант эстетического развития и познавательных интересов младшего школьника способствуют воспитанию любви к чтению, чуткости к красоте, внимательности, способности к сосредоточению, подтверждают учителя изобразительного искусства и педагоги дополнительного художественного образования.