Цели: - учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинном русском быте;
- расширять лексический запас за счет знакомства со сказочными словами и выражениями, со словами и оборотами народной речи;
- воспитывать любовь к труду, близким.
Оборудование: выставка сборников русских народных сказок, видеофильм “Лен-ленок”, иллюстрации к сказкам “Морозко” и “Крошечка-Хаврошечка”, макет коровы, карточки со словами, характеризующими героев сказки, учебник “Родное слово” Грехнева Г.М.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
II. Обобщение знаний о русской народной сказке.
Произведения какого раздела нашего учебника мы рассматривали?
(на доске) “В мире волшебной сказки”.
- - Чем волшебные сказки отличаются от сказок о животных, сказок бытовых?
- Упражнения в интонационном звучании выражения “В мире волшебной сказки”
- Проверка домашнего задания (русская народная сказка “Морозко”).
- Прочитайте название раздела с интонациями:
а) удивления (?)
б) перечисления (…)
в) грусти
г) радости (!)
а) - На протяжении изучения темы нас сопровождала выставка книг “Русские сказки”. В этих книгах нас завораживают иллюстрации к сказкам, выполненные разными художниками. К большому сожалению, в нашем учебнике нет иллюстраций к сказке, которую вы сегодня подготовили к пересказу. Но, ребята, вы позаботились об этом, и мы видим на доске иллюстрации к эпизодам: 1) встречи Мороза и падчерицы, 2) встреча Мороза с девочкой мачехи.
б) Пересказ эпизодов:
* Встреча Мороза с падчерицей (у доски ученица)
* Встреча Мороза с дочерью мачехи (у доски ученица)
- Удалось ли ученицам передать характер героинь?
- Какая пословица подходит к сказке? (Что посеешь, то и пожнешь”).
III. Работа над новым материалом.
- - Добро и зло в волшебной сказке постоянно борются. Что всегда побеждает?
- Чтение текста по частям, словарная работа.
- Работа над содержанием сказки.
- В этом мы должны убедиться на примере ещё одной волшебной сказки.
Сопровождать нас будет это животное. Кто это?
- Коровушка объявит нам тему нашего урока. (Раскрывается доска, на ней запись темы урока “Крошечка-Хаврошечка”).
- При чтении нам встретятся слова, значения которых необходимо будет уточнить, используя “Словарь русского языка”.
Представляется Знаток (ученик), работающий со словарем.
1 часть. Занудливый – очень нудный и надоедливый.
Заморённый – измученный, изнурённый.
Приветить – приветливо, ласково отнестись к кому-либо.
Приохотить – привить кому-либо любовь к какому-либо занятию.
2 часть. Журить – слегка выговаривать, выражать порицание, наставляя.
Пуд – русская мера веса (равная 16, 38 кг) чуть больше 16 кг. 5 пудов – примерно 82 кг.
3 часть. Глазки смежила. Смежить – сомкнуть, закрыть.
4 часть. Лихо – зло, беда, несчастье.
Физкультминутка.
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну,
И быстро яблоко сорву.
Вот так яблоко!
- Назовите все персонажи сказки.
- Какие из них волшебные?
- О чем можно сказать, что такого в жизни не бывает?
- Как жилось Хаврошечке у злых людей? Прочитай.
- Что мачеха заставляла Хаврошечку делать?
- Это волшебство?
- Из чего Хаврошечка должна была прясть нить и ткать полотно? (Из льна).
- Не случайно именно лен попал в сказку. На Руси издавна выращивали лен. Русские льняные ткани славились во всем мире. Эти ткани за их красоту до сих пор называют “северным шёлком”.
У нас в России есть музей льна, куда я вас приглашаю.
Видеофильм “Лен – ленок”
- Могла ли Хаврошечка одна справиться со всеми заданиями, которые давала ей мачеха?
- Кто ей помогал?
- Почему коровушка ей помогала?
- А как девушка относилась к коровушке?
- Почему мачеха потребовала зарезать молодую корову-кормилицу?
- Что завещала коровушка?
- Как коровушка – яблонька отблагодарила её за старания?
4) Работа над выразительными средствами сказки.
Работа по группам:
- Группа.
- Прочитайте начало сказки. Найдите созвучные слова.
- Группа.
- Найдите в сказке выражения, которые состоят из двух слов, близких по значению.
- Группа.
- Найдите в сказке уменьшительно-ласкательные слова.
Вывод: Чем слова волшебной сказки отличаются от повседневных слов?
IV. Обобщение изученного на уроке.
- Ребята, я буду показывать вам карточки со словами, характеризующими героев сказки (положительных и отрицательных), а вы должны их систематизировать.
В результате на доске:
Подаёт, прибирает за все отвечает |
Бьют, журят, жадная, разлеглись, Бога |
Работает, обшивает, добрая, заботливая |
не боятся, сидели, на улицу глядели. |
- Какую сторону вы выбираете?
- Что выбрал молодой барин?
- Что победило?
- Итог урока:
Оценивание знаний учащихся.
Сказка ложь,
Да в ней намек.
Добрым молодцам урок.
- Понравился вам урок?
- Какой вывод для себя вы сделали после нашего урока?