Цель: помочь учащимся сориентироваться в многообразии мира профессии.
Задачи:
- познакомить учащихся с различными особенностями профессий;
- подготовить ребят к выбору профессии;
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать умение работать в группах.
Постановка проблемы, краткое описание содержания: данное мероприятие проводится для учащихся старших классов, которые совсем скоро окажутся перед выбором профессии. Поэтому уже сейчас важно задуматься над вопросами: кем быть и куда пойти учиться. Очень важно сейчас помочь детям сделать обоснованный, правильный выбор профессии, чтобы она вызывала интерес и удовлетворение, могла быть доступной и посильной, а также перспективной в плане трудоустройства. Конкурсная программа в игровой форме предлагает учащимся заглянуть в удивительный мир профессий и помогает сориентироваться в многообразии мира профессий или окончательно утвердиться в своем выборе.
Механизмы реализации:
- Разработка сценария
- Подготовка необходимых материалов для проведения конкурсов (плакат с эпиграфом, рисунки на тему «Моя будущая профессия», карточки с типами и названиями профессий, пословицами, жетоны, атрибуты форменной одежды, шарики)
- Формирование команд.
- Домашнее задание для команд:
- подготовить визитную карточку с музыкальным оформлением. Инсценировать стихотворение о выбранной профессии. (1-2 мин.)
- придумать « Профессиональный гимн» о выбранной профессии.
- Проведение мероприятия.
Ожидаемый результат: заинтересовать учащихся проблемой выбора профессии, вовлечь в работу школьного профцентра.
Оформление зала:
- Плакат с эпиграфом, рисунки на тему « Моя будущая профессия», название игры, атрибуты профессий, шарики.
Участники:
- Учащиеся старших классов
Эпиграф:
Выбор профессии является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы, сделать его несчастным или же сделать его судьбу прекрасной, несмотря на тысячи препятствий и невзгод, лишения и страдания.
Ход игры.
1-й Ведущий. Совсем скоро для многих из вас прозвенит последний звонок в школе, возвещающий о том, что вы вступаете на сложный, самостоятельный путь взрослого человека. Многие из вас сейчас уже задумываются над вопросами: кем быть, куда пойти учиться.
2-й ведущий. Сделать обоснованный, правильный выбор профессии- это выбрать работу, которая: во-первых, вызывает интерес и удовлетворение; во- вторых, может быть доступной и посильной; в- третьих, перспективна в плане трудоустройства.
1-й ведущий. С целью помочь сориентироваться в многообразии мира профессий или окончательно утвердиться в своем выборе, мы предлагаем вам заглянуть в удивительный мир профессий с помощью игры.
2-й ведущий. Для начала мы познакомим наших зрителей с участниками (перечисляются команды- участники), теперь объединим усилия и поприветствуем команду нашего компетентного жюри под председательством…(представление жюри)
1-й ведущий. Все формальности соблюдены, и мы начинаем…
(звучит музыка)
В первом конкурсном домашнем задании каждая команда готовила свою визитную карточку, реклама выбранной профессии на тему « Все
работы хороши - ВЫБРАЛИ на вкус!» (выступление команд)
2-й ведущий. Мы посмотрели выступления команд и с нетерпением ждем первых оценок жюри. Конкурс оценивается по десятибалльной системе.
1-й ведущий. Следующее конкурсное задание для вас мы назвали «Кто есть кто »
Известно, что все профессии условно делятся на 5 типов:
- человек-техника,
- человек-человек,
- человек- природа,
- человек - художественный образ,
- человек- знак.
(Если не все ребята понимают, о чем идет речь, коротко пояснить)
2-й ведущий. Каждой команде выдается набор карточек с названиями профессий (врач, писатель, геолог, слесарь, экономист, библиотекарь и т.д.). Ваша задача распределить профессии по предложенным типам. На конкурс отводится время, жюри оценивает по пятибалльной системе.
1-й ведущий. Третий конкурс «Я сегодня в роли…» Задача команд заключается в следующем: командам раздаются карточки с предлагаемой ситуацией, которую им необходимо инсценировать.
1 карточка – Вы парикмахер. Создайте прическу под названием
«Бахчисарайский фонтан» или «Сход снежной лавины»
2 карточка – Вы хирург. Проведите операцию органов брюшной полости.
3 карточка – Вы официант ресторана. Обслужите высокопоставленного чиновника.
2-й ведущий. Пока команды готовятся, зрителям предлагаются загадки о рабочих профессиях. За каждый правильный ответ болельщик получает жетон, который приносит дополнительное количество баллов команде.
1-й ведущий. С электричеством на «ты», 2-й ведущий. Он работает с раствором 1-й ведущий. На строительной площадке 2-й ведущий. Кран подъемный с детства знаем. |
1-й ведущий. Производит ловко ковку, 2-й ведущий. Трудится он по металлу, 1-й ведущий. Раз- набойка, два- заплата, |
2-й ведущий. Четвертое задание для наших, уже практически профессионалов во всех областях профессий.
Командам раздаются карточки, на которых написаны начала нескольких пословиц. Команды должны дописать окончания пословиц. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и правильнее.
Пословицы: «Сделал дело…», «Терпение и труд…», «Один с сошкой…», «Без труда…», «Одни в поле…»
1-й ведущий. Для следующего конкурса на сцену поднимутся только капитаны команд. Вам придется проявить высокую степень профессионализма. В коробке находятся все атрибуты вашей форменной одежды. С завязанными глазами капитаны должны найти то, что необходимо именно для вашей профессии и надеть на себя.
2-й ведущий. Пока капитаны демонстрировали свой профессионализм, команды подготовились к последнему конкурсу, который называется «Профессиональный гимн». Этот конкурс является второй частью домашнего задания команд. Какие песнопения подготовили команды в честь своих профессий, мы узнаем прямо сейчас.
( Музыкальный конкурс. Оценки жюри)
Оглянитесь вокруг и представьте, от скольких людей и профессий мы зависим.
1-й ведущий. Мы поздравляем всех участников фестиваля с замечательным творческим праздником, который состоялся сегодня.
Список литературы и публикаций, используемых при составлении методических материалов.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. С- Перербург., 2007.
- Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М., 1997.
- Павлова Т.И. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. М., 2006.
- Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. М., 1995.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1997.
- Учитель 1253 В помощь администрации школы. Профориентация старшеклассников. Учебно-методический материал. Сост. Черникова Т.В.
- Формы воспитательной работы. Творческие работы студентов. Вып.3. Сост. Л.В.Байбородова, И.Г. Харисова. Ярославль,1999.
- 50 сценариев классных часов/ М.: Центр «Педагогический поиск», М., 2001.