Цели урока:
- Познакомить со стихотворением С.Я.Маршака «Ландыш».
- Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение.
- В сферу учения вовлечь не только интеллект школьника, но и эмоции, духовные потребности.
- Воспитывать положительную мотивацию в обучении.
Оборудование: Аудиозапись пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского, репродукции картин о весне, портрет С.Я. Маршака, рисунок ландыша.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель. – Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Деревья пробудились от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается.
Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.
2. Постановка задач урока.
а) Прослушивание грамзаписи.
Учитель. – Наш урок начнет музыка, а вы расскажите, о чем она вам поведает.
Ученик. – О приходе весны.
Учитель. – Вот так услышал музыку весны композитор Пётр Ильич Чайковский.
Свою пьесу он назвал «Жаворонок».
б) Работа с репродукциями картин о весне известных художников.
Учитель. – Весна волнует сердца и настоящих художников.
Мы с вами оказались среди картин известных художников, посвященных теме «Весна». Всмотритесь в их картины, почувствуйте весну.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно
Чтоб в душу и сердце
Нахлынули чувства…
Учитель. – Какие изученные стихотворения о весне подходят к картинам?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
3. Чтение отрывка Э.Шима «Весна».
Учитель. – А вот как описывает весну писатель Э. Шим (учитель читает отрывок стихотворения).
4. Открытие новых знаний.
Учитель. – Мы с вами побывали в мастерской художника, писателя, композитора. Но есть еще мастерская поэта. И этим поэтом сегодня будет Самуил Яковлевич
Маршак. Я немного расскажу вам об этом интересном человеке.
Биография С.Я.Маршака (портрет поэта).
Родился Маршак 4 ноября 1887 года в городе Воронеже. С четырех лет начал сочинять стихотворные строки. В 11 лет Маршак, учась в гимназии, уже переводил с латинского древнегреческого поэта Горация. Маршак – один из лучших поэтов-переводчиков в нашей стране.
Учитель. – Какие произведения С.Я.Маршака вы знаете?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Физминутка (выполнение упражнений под музыку).
5. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш».
Учитель. – Маршак написал удивительное, красивое стихотворение.
– Догадайтесь, о каком цветке идет речь.
а) Работа с текстом до чтения. Словарная работа.
Учитель. – Отметьте непонятные слова (чтение незнакомых слов и их объяснение).
Томиться, бутоны, венчики.
Учитель. – Как вы понимаете эти слова?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
б) Работа с текстом во время чтения.
Дети читают стихотворение «про себя», проверяя предположения.
Учитель. – Понравилось?
Учитель. – Какие образы представились?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Чтение вслух с попутным комментарием.
Учитель. – Прочитайте первые четыре строчки.
Учитель. – Что увидели? Что почувствовали?
Учитель. – «Чернеет лес» можно заменить словом черный?
Ученик. Нет. Авторское слово более точное.
Учитель. – Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Учитель. – Какие звуки вы слышите, когда читаете эти строчки?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Учитель. – Какие запахи чувствуете?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Учитель. – Прочитайте следующие строчки.
Учитель. – Почему «колокольчики весны»?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Учитель. – «Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны» – как вы понимаете эти строчки.
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Учитель. – С чем можно сравнить венчики?
Ученики. – С глазками.
Чтение третьего столбика.
Учитель. – Что представили?
Ученик. – Ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш.
Учитель. – Чей это ребенок? Чье дитя?
Ученик. – Леса, природы.
Учитель. – Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»?
Ученик. – Первый цветок, похож на снег.
Учитель. – Какой цвет вы выбрали для этих строчек?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Учитель. – Какие запахи почувствовали?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Чтение четвертого столбика.
Учитель. – Почему Маршак пишет «лес томиться»?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Учитель. – Почему «горький цветок»?
Ученик. - Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.
в) Выразительное чтение стихотворения.
Учитель. – Прочитайте еще раз. Почувствуйте, чем «пахнет» лес?
Ученик. – Землей, корой, листвой.
Учитель. – Приготовьтесь читать стихотворение от лица человека, который восхищен
красотой и нежностью ландыша.
Учитель. – Как вы считаете, получилось?
Ученики. – Думаем, что да.
г) Работа со стихотворением после чтения.
Учитель. – Мы увидели, насколько трудна работа писателя, художника, композитора,
поэта. Познакомились с прекрасным стихотворением Маршака «Ландыш».
Учитель. – Какая строфа стихотворения вам больше всего запомнилась?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
Учитель. – К какой строфе вам захотелось нарисовать иллюстрацию?
Ученики. (Дают свои варианты ответов.)
6. Итог урока. Рефлексия.
Учитель. – Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
Учитель. – Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок?
Ученики. – Да.
Учитель. – У каждого из вас на парте лежат красивые жёлтые солнышки. Покажите своё настроение.
Учитель. – Посмотрите, каким солнечным стал наш класс! Наверное, не случайно поэт
Плещеев сказал:
Все лица весело глядят
«Весна» – читаешь в каждом взоре.
И тот, как празднику ей рад.
Учитель. – Спасибо за работу. Урок закончен.