Урок математики "Острые и тупые углы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести понятия «острый угол», «тупой угол»;
  • закреплять знания правил порядка действий в выражениях со скобками;
  • отрабатывать умение решать задачи и уравнения.

Оборудование: Учебник «Математика», 2 класс (авт. Т.С. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. М.: Изд-во «Дом РАО», 2007 г.); схемы, таблицы, треугольник.

 

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Ученик читает стихотворение.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы важную закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

Учитель: Вот и мы сегодня на уроке продолжим развивать смекалку, волю, целеустремленность, накапливать знания, отрабатывать умения.

На уроке нам предстоит путешествовать по стране Математике. Перед вами маршрут нашего путешествия. На карте 5 секторов, 5 различных областей математики. Это арифметика, геометрия, где мы познакомимся с новой темой, экология и математика, фольклор, логика.

Рис.1

- Итак, в путь!

 

II. Арифметика

Учитель: Арифметика, пожалуй, самая древняя область математики. Работаем устно.

  1. Найдите неизвестное число.
Рис.2
  1. Как пройти через лабиринт и набрать число 11?
Рис.3
  1. Рассмотрите треугольник. Подберите числа так, чтобы суммы чисел по его сторонам были равны 16.
Рис.4
  1. Решаем примеры. Решив их и воспользовавшись ключом к расшифровке, мы сможем прочитать очень интересное высказывание о математике.
Таблица

 Повторяем правила порядка действий в выражениях со скобками.

Ц    20-2=8

А    16-(6+4) = 6

Р     15+4 = 19

И     20-12 = 8

Ц     14+4 = 18

А     18-12 = 6

В     (9+6) – 8 = 7

С     15-3 = 12

Е     (12-6) + 9 = 15

Х     17+3 = 20

Н     18-5 = 13

А     (7+5)-6 = 6

У     (8+6) – 5 = 9

К      (15-8) + 4 = 11

Учитель: Какое выражение у нас получилось? Прочитайте? (Математика – царица всех наук).

Физминутка.

 

III. Геометрия. Объяснение нового материала.

1. Учитель: Геометрия – один из разделов математики, в котором рассматриваются геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

Совершить путешествие по стране Геометрии нам поможет Точка. Наше путешествие начнем с истории, происшедшей с Точкой. Она поможет нам вспомнить основные геометрические фигуры и понятия, которые будут необходимы нам на уроке.

Учитель: Жила – была Точка. Она была очень любознательна и хотела все знать. Подумала однажды Точка…

Точка – ученица: Как же я буду все знать, если всегда стою на одном месте?! отправлюсь-ка я путешествовать.

Учитель: Сказано – сделано. Вышла Точка на прямую линию и пошла. Шла – шла, устал. Остановилась и говорит.

Точка: Долго ли я еще буду идти? Скоро ли конец прямой линии?

Учитель: Засмеялась Прямая.

Прямая: Эх, ты Точка, ведь ты не дойдешь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет ни начала, ни конца?

Точка: Как же быть? Что же так и придется мне идти и идти без конца?

Учитель: Ну если ты не хочешь идти без конца, давай позовем на помощь ножницы.

(Прямая на доске разрезается)

Точка: Ура! Вот и конец получился! А теперь сделайте конец с другой стороны.

(Фигура еще раз разрезается).

Как интересно! Что из моей прямой сделали! С одной стороны конец и с другой стороны конец. Как называется эта геометрическая фигура? (отрезок)

Рис.6

Как называется эти две фигуры? (лучи)

Учитель: Стала Точка просить соединить лучи в прямую линию. И вот что получилось.

Рис.7

Как называется эта фигура? (угол)

Точка: Угол… Угол… А как называется то место, где соединились лучи? (вершина угла)

Точка: А как теперь называются лучи, которые начинаются от точки? (стороны угла)

Учитель: Как называется такой угол? (прямой)

Покатилась Точка по одной стороне угла, потом по другой.

Точка: Я хочу катиться быстрее. Нельзя сделать горку круче?!

(Углы сдвигаются).

Рис.8

Какой острый угол! Не нужно так круто! Давайте раздвинем лучи.

Сколько разных углов!

Учитель: Углы бывают разные. Перед вами различные виды углов.

Рис.9

Как называется этот угол? (прямой) Как доказать что он действительно прямой?

Учитель: Как называются эти углы? (непрямые)

Учитель: Сегодня мы узнаем, как они называются. Я прикладываю прямой угол треугольника к этому углу так, чтобы одна из сторон совпала. Что вы видите? (Этот угол меньше прямого угла, он помещается внутри прямого угла.) Как бы вы его назвали? (острый угол)

Учитель: Я прикладываю прямой угол треугольника к этому углу так, чтобы одна из сторон совпала. Что вы видите? (Этот угол больше прямого угла. Прямой угол полностью поместился внутри этого угла). Как бы вы его назвали? (тупой угол)

2. Работа над правилом по учебнику.

3. Практическая работа.

1 вариант: построить в тетрадях острый угол.

2 вариант: построить в тетрадях тупой угол.

Взаимопроверка тетрадей.

 

IV. Математика и фольклор.

Учитель: Творчество русского народа тесно связано с математикой. Вы, наверно, знаете, что в старину некоторые числа люди наделяли магическими свойствами. Какое число считается счастливым? (7).

Учитель: Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках. Вспомните и назовите пословицы с числом 7. (Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семеро одного не ждут).

 

V. Математика и экология.

1.  Учитель: Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно себе представить такие науки как, физика, химия, география, астрономия. А знаете ли вы, что даже такая наука как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой. Ведь во всем нужны числовые подсчеты. Прочитайте текст задачи, записанной на доске.

Фитонциды – это ароматные вещества, убивающие бактерии. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки 7 кг фитонцидов, лиственного – на 2 кг меньше. Сколько килограммов фитонцидов выделяет гектар хвойного и гектар лиственного леса вместе?

Идет коллективный анализ и последующее самостоятельное решение задачи детьми.

2. Решение уравнений из учебника.

Учитель: Найдя корень уравнения, мы сможем получить новые знания по экологии.

х+7 = 17                                           у -9 = 2

х = 17-7                                            у = 9+2

х = 10                                               у = 11.

Учитель: Что интересного вы можете сказать о числе 10? 11?

Ученица: Дерево вяз выделяет в год 11 кг кислорода.  

 

VI. Логика.

Учитель: Это раздел математики, который учит на строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Я предлагаю решить вам логическую задачу.

У Гены, Коли, Кости и Толи во время драки оторвались пуговицы от пальто. Определи, где чья пуговица, если известно, что пуговица Коли не самая маленькая, но она меньше, чем у Гены и Толи. А пуговица Гены не меньше, чем у Толи.

Рис.10

Выстройте доказательство и ответьте на вопрос задачи.

 

VII. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все области пройдены. Я уверена, что после нашего путешествия вы стали еще сообразительнее, находчивее, сумели не только углубить свои знания, но и узнать много нового. Спасибо за работу.