Задачи: (слайд №2)
- Образовательная: познакомить учащихся с явлением размножения, разнообразием способов размножения.
- Развивающая: развивать умения работать с рисунками, таблицами, схемами, сравнивая анализируя.
- Воспитательная: используя уже известные, а так же полученные сведения, предупредить неправильные толкования вопроса о размножении.
Оборудование: таблицы; презентация (см. приложение).
Тип урока: получение новых знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала:
а) размножение;
б) виды размножения;
в) преимущества полового размножения над бесполым; - Закрепление:
Выбери правильное утверждение:
а) При бесполом размножении участвует один или несколько родителей;
б) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками;
в) При бесполом размножении образуется один новый организм;
г) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы;
д) Партеногенез – это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки;
е) Гермафродиты – это организмы, у которых одна и та же особь способна производить мужские и женские гаметы.
ж) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы;
з) Спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники;
и) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни;
к) Половые клетки животных образуются в половых органах;
ОТВЕТЫ:
а) –
б) +
в) –
г) –
д) +
е) +
ж) +
з) +
и) +
к) + - Домашнее задание: § 1
Изучение нового материала
а) Вступительное слово учителя о размножении живых организмов: сегодня эпиграфом к нашему уроку могут быть слова: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время». О каком процессе идет речь? Еще одно свойство живых организмов – размножение.
Размножение – это воспроизведение себе подобных, благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. В основе размножения лежит способность клеток к делению. Известны два основных способа размножения: половое и бесполое.
Прочитайте текс на странице 122 и 128 – два первых абзаца и составьте таблицу об особенностях полового и бесполого размножения.
Особенности полового и бесполого размножения: (слайд№4)
Бесполое размножение |
Половое размножение |
Принимает участие только одна особь |
Принимают участие две особи |
Дочерние организмы являются точными копиями материнского организма. |
Дочерний организм получает комбинацию генов, принадлежащих обоим родителям, и не является точной родительской копией |
Гаметы не образуются. |
Образуются гаметы с одинарным (гаплоидным) набором хромосом, ядра которых сливаются (оплодотворение) образуется зигота, которая несет хромосомы обоих родителей. |
Встречается у микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных животных. |
Характерно для большинства растений и животных. |
Приводит к быстрому увеличению числа особей. |
Происходит медленнее, но особи лучше приспосабливаются к изменению условий среды. |
Бесполое размножение встречается у грибов, микроорганизмов, растений и некоторых беспозвоночных. Рассмотрим способы бесполого размножения более подробно.
Бесполое размножение (слайд № 5-9)
Способ размножения |
Особенности размножения |
Примеры организмов |
Деление клетки |
Тело родительской клетки делится на две части, каждая из которых дает начало новому полноценному организму. |
Бактерии, простейшие, одноклеточные водоросли. |
Множественное деление клетки или шизогония |
Материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток. |
Малярийный плазмодий. |
Почкование |
На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которой развивается новая особь. |
Дрожжи, кишечнополостные, каланхое. |
Спорообразование |
Размножение посредством спор – специализированных клеток покрытых плотной оболочкой. |
Грибы, бактерии, папоротники, мхи. |
Размножение фрагментами тела. |
Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. |
Нитчатые водоросли, черви, морские звезды. |
Вегетативное размножение |
Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур, специально предназначенных для вегетативного размножения, при этом потомство по всем основным признакам сходно с родительской особью. |
Лук, нарцисс, смородина, крыжовник, картофель. |
Наиболее распространенной формой бесполого размножения является вегетативное размножение растений. Потомство, полученное от одной особи вегетативным путем, называют клоном. Давайте по тексту учебника и рисункам составим таблицу «вегетативное размножение растений».
Лист – фиалка, сенполия, сансевиерия.
Черенок – традесканция, смородина, ива.
Усы – земляника, хлорофитум.
Луковица – лук, тюльпан, нарцисс.
Отводки – крыжовник, смородина.
Клубень – георгины, картофель.
Корневище – ирис, ландыш, порей.
Давайте подумаем, в чем плюсы и минусы бесполого размножения. Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)
В словаре биологических терминов дается такое определение полового размножения:
Половое размножение (слайд №11-12) – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.
У раздельнополых животных в половых железах созревают мужские и женские половые клетки: яйцеклетки и сперматозоиды. Сравните половые клетки по плану:
- набор хромосом;
- размер;
- запас питательных веществ;
- подвижность;
После оплодотворения из зиготы развивается новый организм несущий признаки двух родительских особей.
Одной из разновидностей полового размножения является партеногенез.
Партеногенез (слайд № 13-14) – это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших., иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.
Гермафродитизм (слайд № 15) – явление, при котором одна и та же особь способна производить и мужские и женские клетки. Гермафродитизм считается самой примитивной формой полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному образу жизни. Одно из преимуществ гермафродитизма состоит в том, что он делает возможным самооплодотворение, что весьма существенно для некоторых внутренних паразитов, таких как солитер, ведущих одиночное существование. Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей, у которых имеются многочисленные приспособления, препятствующие самооплодотворению. Примерами гермафродитных организмов являются: бычий цепень, дождевой червь, многие брюхоногие моллюски, некоторые рыбы и ящерицы.
Закрепление:
Выбери правильное утверждение:
а) При бесполом размножении участвует один или несколько родителей;
б) Половые клетки называются сперматозоидами и яйцеклетками;
в) При бесполом размножении образуется один новый организм;
г) Половым способом размножаются все многоклеточные организмы;
д) Партеногенез – это развитие из неоплодотворенной яйцеклетки;
е) Гермафродиты – это организмы, у которых одна и та же особь способна производить мужские и женские гаметы.
ж) Почкованием могут делиться как одноклеточные, так и многоклеточные организмы;
з) Спорами размножаются грибы, мхи, водоросли, лишайники;
и) Специальными видоизмененными органами размножения являются луковицы, корневища, клубни;
к) Половые клетки животных образуются в половых органах;
ОТВЕТЫ: а) –; б) +; в) –; г) –; д) +; е) +; ж) +; з) +; и) +; к) +.
Домашнее задание: § 18-19