Цели урока:
- учить детей бережно относится к растениям;
- рассмотреть основные экологические правила, которые должны стать для каждого человека нормой поведения;
- определить формы стихийных бедствий, влияющих на жизнедеятельность растений, сформулировать правила поведения во время лесного пожара;
- развивать связную монологическую речь, мышление.
Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс – М.: Просвещение, 2005
Оборудование:
- гербарий: береза, сосна, лиственница, малина, осина, кислица, лещина, медуница, мох сфагнум, земляника лесная;
- фотографии: ландыш, ветреница, колокольчик, подснежник, сон-трава;
- схемы: «Правила поведения в природе/ растения»;
- физическая карта России;
- карточка с понятиями;
- альбом-задачник Л.П.Анастасовой. Н.В.Ивановой, П.В.Ижевского «Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным» 3 (1-4), 1 часть
1. Викторина «Узнай растение»
Учитель читает описание растения. Дети отгадывают название.
А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.
Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечных листьев. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовитая.
В) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь он появляется, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено. Холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.
- Посмотрите на фотографии: в разных регионах нашей страны все эти цветы называют подснежниками из-за раннего появления весной. Но наука ботаника четко определила их названия: прострел (сон-трава), ветреница.
Примечание: возможен вариант. Когда дети соотносят описание и изображение, а после этого дают название растению.
- Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница. Что можете рассказать про эти растения? (это травянистые растения)
- Откройте рабочую тетрадь и по таблице «Разнообразие растений» определите группу, к которой относятся эти растения. (цветковые)
- Что вы знаете о цветковых растениях? (У них есть корень, стебель, листья, из цветов образуется плод с семенами)
- Какие группы растений вы знаете еще? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения)
2. Сообщение темы урока
- Вы уже много узнали о растениях и сегодня познакомитесь с новой темой. Прочитайте ее название:
- Как вы думаете. Нужно ли охранять растения? Зачем?
- Какие меры по охране растений вы знаете?
- Откройте учебник на странице 84.
Слева изображены растения, которые занесены в Красную книгу России. Прочитайте их названия. (сон-трава, купальница, волчье лыко, подснежник, ятрышник, водяной орех)
Справа изображены растения находящиеся под угрозой исчезновения, так как люди ведут их сбор в больших количествах. Назовите их. (колокольчик, пижма, тысячелистник, ландыш, подорожник, пастушья сумка, валериана)
3. Значение растений для животных и человека
- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.
Какое значение имеют растения для животных? (растения дают кислород. Служат убежищем и домом, пищей, лекарством)
- А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани- лен, хлопок; древесину)
- К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят заводы или роют карьер. На месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.
4. Работа с учебником
- Прочитайте на странице 86 учебника «Правила друзей природы»
- Соотнесите правила со схемами:
- Ответьте на вопрос:
Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 цветков? А если бы не 5, а 10? Какой вывод из этого можно сделать?
Физминутка с использованием названий растений со страницы 84-85 учебника: растения из Красной книги – присесть, редкие растения – хлопок в ладоши.
5. Влияние стихийных бедствий на растения.
А) Но не только человек способен навредить растениям. Природные явления способны создать опасную ситуацию.
Изучите карточки с понятиями.
Вихрь |
Атмосферное явление с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси |
Сель |
Внезапно формирующийся в руслах рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов |
Наводнение |
Временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды |
Цунами |
Разрушительная волна, возникшая в результате подводного землетрясения в океане |
Землетрясение |
Подземные толчки и колебания земной поверхности |
Пожар |
Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам |
Паводок |
Значительный, но кратковременный подъем уровня воды |
Лавина |
Сход снега с гор |
Вслух дети объясняют вероятность вреда растениям от данных стихийных бедствий.
Б) Посмотрите на карту нашей страны.
- Какой цвет преобладает на карте и что он значит? (зеленый, лес)
- Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? (лесной пожар)
- Наука о лесных пожарах – лесная пирология – получает в нашей стране из года в год огромное количество материалов.
В 1994г. Только в Хабаровском крае за сезон зарегистрировано 1224 пожара (цифры сопровождаются показом территории на карте).
С 1991 по 1995г. в России в огне пожаров сгорело 38387 человек.
В 1996г. в Бурятии возникло 29 лесных пожаров на площади 4000га.
В июне 1995г. на севере Сахалинской области уничтожено 80000га леса.
В) Откройте альбом-задачник на странице 22-23. Самостоятельно рассмотрите рисунки и внимательно прочитайте текст.
Понимание текста проверяется в игре «Крестики-нолики». Класс делится на две команды, выбирают номер вопроса-клетки. Выигрывает та команда, которая заполнит раньше линию из трех клеток.
1 Как потушить пожар? |
2 Каким путем ты будешь выходить из горящего леса? |
3 Что может послужить причиной пожара в лесу? |
4 Почему опасно поджигать тополиный пух? |
5 Как защитить себя от дыма? |
6 Какие природные явления могут быть причиной пожара? |
7 Для чего во время лесного пожара роют рвы? |
8 Почему из горящего леса выходят по открытым местам? |
9 Какие меря нужно предпринимать, если пожар усиливается? |
Г) Лесные пожары бывают трех видов:
- Низовой, когда горит лесная подстилка, надпочвенный покров, кусты и подлесок без захвата крон деревьев. Высота пламени 1-2 метра.
- Верховой, горит хвойный или смешанный лес. Возникает из низового пожара.
- Подземный (торфяной), в лесах с торфяной почвой, является продолжением низового и верхового пожара.
- Подумайте, чем опасен торфяной пожар? Как он вредит растениям? (Его не видно, сгорают корни растений)
- Распределите растения гербария:
а) могут
пострадать от низового пожара;
б) могут
пострадать от верхового пожара.
6. Итог урока
- Какие правила поведения в природе по отношению к растениям вы можете назвать?
- Поясните схемы:
- Почему важно беречь природу?
Выставление оценок за работу.
Домашнее задание:
- 1 вариант – нарисовать свои схемы к правилам по охране растений
- 2 вариант – найти статистику лесных пожаров по Челябинской области за 2007,2008г.г.(на выбор)
- 3 вариант – найти статистику лесных пожаров по нашему району (2007, 2008гг – на выбор)