Охрана растений (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • учить детей бережно относится к растениям;
  • рассмотреть основные экологические правила, которые должны стать для каждого человека нормой поведения;
  • определить формы стихийных бедствий, влияющих на жизнедеятельность растений, сформулировать правила поведения во время лесного пожара;
  • развивать связную монологическую речь, мышление.

Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс – М.: Просвещение, 2005

Оборудование:

  • гербарий: береза, сосна, лиственница, малина, осина, кислица, лещина, медуница, мох сфагнум, земляника лесная;
  • фотографии: ландыш, ветреница, колокольчик, подснежник, сон-трава;
  • схемы: «Правила поведения в природе/ растения»;
  • физическая карта России;
  • карточка с понятиями;
  • альбом-задачник Л.П.Анастасовой. Н.В.Ивановой, П.В.Ижевского «Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным» 3 (1-4), 1 часть

1. Викторина «Узнай растение»

Учитель читает описание растения. Дети отгадывают название.

А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

 

Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечных листьев. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовитая.

 

В) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь он появляется, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено. Холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

 

- Посмотрите на фотографии: в разных регионах нашей страны все эти цветы называют подснежниками из-за раннего появления весной. Но наука ботаника четко определила их названия: прострел (сон-трава), ветреница.

Примечание: возможен вариант. Когда дети соотносят описание и изображение, а после этого дают название растению.

  • Перед вами три растения: колокольчик, ландыш, ветреница. Что можете рассказать про эти растения? (это травянистые растения)
  • Откройте рабочую тетрадь и по таблице «Разнообразие растений» определите группу, к которой относятся эти растения. (цветковые)
  • Что вы знаете о цветковых растениях? (У них есть корень, стебель, листья, из цветов образуется плод с семенами)
  • Какие группы растений вы знаете еще? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения)

2. Сообщение темы урока

- Вы уже много узнали о растениях и сегодня познакомитесь с новой темой. Прочитайте ее название:

 

- Как вы думаете. Нужно ли охранять растения? Зачем?

- Какие меры по охране растений вы знаете?

- Откройте учебник на странице 84.

Слева изображены растения, которые занесены в Красную книгу России. Прочитайте их названия. (сон-трава, купальница, волчье лыко, подснежник, ятрышник, водяной орех)

Справа изображены растения находящиеся под угрозой исчезновения, так как люди ведут их сбор в больших количествах. Назовите их. (колокольчик, пижма, тысячелистник, ландыш, подорожник, пастушья сумка, валериана)

3. Значение растений для животных и человека

- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

Какое значение имеют растения для животных? (растения дают кислород. Служат убежищем и домом, пищей, лекарством)

 

- А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани- лен, хлопок; древесину)

 

- К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят заводы или роют карьер. На месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.

4. Работа с учебником

- Прочитайте на странице 86 учебника «Правила друзей природы»

- Соотнесите правила со схемами:

 

- Ответьте на вопрос:

Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 цветков? А если бы не 5, а 10? Какой вывод из этого можно сделать?

Физминутка с использованием названий растений со страницы 84-85 учебника: растения из Красной книги – присесть, редкие растения – хлопок в ладоши.

5. Влияние стихийных бедствий на растения.

А) Но не только человек способен навредить растениям. Природные явления способны создать опасную ситуацию.

Изучите карточки с понятиями.

Вихрь

Атмосферное явление с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси

Сель

Внезапно формирующийся в руслах рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов

Наводнение

Временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы, вызывающееся увеличением уровня воды

Цунами

Разрушительная волна, возникшая в результате подводного землетрясения в океане

Землетрясение

Подземные толчки и колебания земной поверхности

Пожар

Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам

Паводок

Значительный, но кратковременный подъем уровня воды

Лавина

Сход снега с гор

Вслух дети объясняют вероятность вреда растениям от данных стихийных бедствий.

 

Б) Посмотрите на карту нашей страны.

- Какой цвет преобладает на карте и что он значит? (зеленый, лес)

- Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? (лесной пожар)

- Наука о лесных пожарах – лесная пирология – получает в нашей стране из года в год огромное количество материалов.

В 1994г. Только в Хабаровском крае за сезон зарегистрировано 1224 пожара (цифры сопровождаются показом территории на карте).

С 1991 по 1995г. в России в огне пожаров сгорело 38387 человек.

В 1996г. в Бурятии возникло 29 лесных пожаров на площади 4000га.

В июне 1995г. на севере Сахалинской области уничтожено 80000га леса.

В) Откройте альбом-задачник на странице 22-23. Самостоятельно рассмотрите рисунки и внимательно прочитайте текст.

Понимание текста проверяется в игре «Крестики-нолики». Класс делится на две команды, выбирают номер вопроса-клетки. Выигрывает та команда, которая заполнит раньше линию из трех клеток.

1 Как потушить пожар?

2 Каким путем ты будешь выходить из горящего леса?

3 Что может послужить причиной пожара в лесу?

4 Почему опасно поджигать тополиный пух?

5 Как защитить себя от дыма?

6 Какие природные явления могут быть причиной пожара?

7 Для чего во время лесного пожара роют рвы?

8 Почему из горящего леса выходят по открытым местам?

9 Какие меря нужно предпринимать, если пожар усиливается?

Г) Лесные пожары бывают трех видов:

- Низовой, когда горит лесная подстилка, надпочвенный покров, кусты и подлесок без захвата крон деревьев. Высота пламени 1-2 метра.

- Верховой, горит хвойный или смешанный лес. Возникает из низового пожара.

- Подземный (торфяной), в лесах с торфяной почвой, является продолжением низового и верхового пожара.

- Подумайте, чем опасен торфяной пожар? Как он вредит растениям? (Его не видно, сгорают корни растений)

- Распределите растения гербария: 
а) могут пострадать от низового пожара; 
б) могут пострадать от верхового пожара.

6. Итог урока

- Какие правила поведения в природе по отношению к растениям вы можете назвать?

- Поясните схемы:

 

- Почему важно беречь природу?

Выставление оценок за работу.

Домашнее задание: 

  • 1 вариант – нарисовать свои схемы к правилам по охране растений
  • 2 вариант – найти статистику лесных пожаров по Челябинской области за 2007,2008г.г.(на выбор)
  • 3 вариант – найти статистику лесных пожаров по нашему району (2007, 2008гг – на выбор)

Приложение 1