Класс – 9
Тип урока:
урок постановки учебной задачи.
Форма проведения:
групповая работа учащихся, дискуссия на заданную тему.
Цель урока:
- используя решение практических задач, «выйти» на частный вид последовательности – прогрессии, рассмотреть свойства арифметической прогрессии;
- продолжить формирование практических навыков;
- дать возможность проявить себя всем ученикам, развить их познавательный интерес;
- учить видеть связь между математикой и окружающим миром.
- Знать определение числовой последовательности.
- Уметь задавать последовательность рекуррентным и аналитическим способами.
- Знать определение среднего арифметического чисел.
- Уметь находить n-й член последовательности, заданной различными способами.
Знания и умения учащихся на конец урока:
- Знать определение арифметической прогрессии.
- Уметь задавать арифметическую прогрессию рекуррентным способом.
- Знать свойства арифметической прогрессии.
План урока
- Организационный момент.
- Повторение основных понятий и определений (математический диктант). Объявление темы урока.
- Обсуждение домашних задач в группах.
- Постановка учебной задачи, исследование.
- Моделирование учебной задачи.
- Решение частных задач.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
- Организационный момент.
- Повторение основных понятий и определений.
- Как называется функция натурального аргумента? (Последовательность)
- Способ задания последовательности, который в переводе с латинского означает «возвращение». (Рекуррентный)
- В функциональной зависимости – множество значений независимой переменной. (Область определения функции)
- Как называется часть развёрнутого угла? (Градус)
- Результат вычитания величин? (Разность)
- Древнегреческий учёный, создавший руководство по математике под названием «Начала». (Евклид)
- Как называется отношение(Среднее арифметическое)
- Числовая последовательность с одинаковыми членами, т.е. y = C. (Стационарная)
- Явление сохранения скорости телом при компенсации внешних сил. (Инерция)
- Числовое множество, состоящее из чисел, которые нельзя представить в виде периодических дробей. (Иррациональное)
-
Постановка учебной задачи.
Знакомлю учащихся с планом урока (план записан на доске). Класс разбит на группы: «литераторы», «историки», «биологи», «строители». В каждой группе распределены обязанности: «спикер», секретарь, консультант, группа поддержки.
Тему урока предлагаю назвать детям самим. Для этого проводим следующую работу: задаю вопрос, учащиеся записывают ответ. Из выделенных первых букв каждого слова получится ключевое - основное слово темы урока.
Математический диктант с последующей проверкой.
Учащиеся приходят к теме урока: «Прогрессии».
- Что же такое прогрессия? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо проанализировать домашнюю работу (на предыдущем уроке, ребята, разбившись на такие же группы выбрали соответствующую домашнюю задачу).
Идёт обсуждение в группах. На доске краткая запись задач.
От каждой группы выходят «спикеры» и записывают решение, обсуждаем вместе решение задач. Учащиеся, стоящие у доски пробуют затем задать последовательности из домашних задач рекуррентным способом. С остальными учащимися повторяем способы задания последовательностей, их определния.
«Литераторы»
Даны строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «… Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились отличить». Чем ямб отличается от хорея, что у них общего с математикой?
Решение: Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха. Ямб – стихотворный размер с ударениями на чётных слогах стиха. Например, «Мой дядя самых честных правил…». Ударениями являются 2, 4, 6, 8 .. слоги. Хорей – стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Например, «Буря мглою небо кроет …»
Рекуррентный способ: an = an-1 + 2, где n = 2, 3...
«Историки»
Найти задачу – Миф о шахматной доске. Подсчитать количество зёрен.
Решение: …Когда индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной доски Сету, чтобы отблагодарить его, Сета, издеваясь над царём, попросил за первую клетку шахматной доски 1 зерно, за вторую – 2, за каждую следующую в два раза больше предыдущей. Получилось такое количество на каждой клетке: 1, 2, 4, 8, 16 … Мы не смогли подсчитать сумму, так как это число очень большое.
Рекуррентный способ: an = an-1 * 2, где n = 2, 3...
«Биологи»
В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении 1 минуты одна из них делится на три. Записать колонию, рождённую одной бактерией в течение 4 минут (можно выполнить рисунок)
Решение:Получается ряд: 1, 3, 9, 27…
Рекуррентный способ: an = an-1 * 3, где n = 2, 3...
«Строители»
Вы – учётчик на стройке. Привезли и выгрузили большое количество брёвен строевого леса. Надо определить, сколько брёвен привезли, чтобы закрыть наряд шофёру. Как удобно расположить брёвна, чтобы быстро их сосчитать? (Выполнить рисунок).
Решение:
-
Постановка учебной задачи
- Как мы видим, все задачи – это реальные ситуации, математические модели которых представляют числовую последовательность. Попробуйте сгруппировать последовательности общие по характеру задания.
Идёт обсуждение в группах, дети приходят к выводу – общие по характеру последовательности у «Литераторов» со «Строителями», у «Историков» с «Биологами».
Что общего у этих пар последовательностей?
Ответ: в одних последовательностях каждый последующий член увеличивается на одно и то же число, а в других - в одно и то же число раз.
- В математике такие последовательности называют арифметической и геометрической прогрессиями. Это частные виды последовательностей, которые встречались в задачах ещё во II тыс. до н.э. Первые из дошедших до нас задач на прогрессии связаны с запросами хозяйственной жизни и общественной практики, как, например, распределение продуктов, деление имущества.
Слово «прогрессия» латинского происхождения, буквально означает «движение вперёд» (как и слово «прогресс»).
Остановимся на арифметической прогрессии.
-
Конструирование математической модели.
- Задание для групп:
- Попробуйте сформулировать определение арифметической прогрессии и сконструировать математическую модель – формулу n-го её члена. - Задание для групп:
- Можете ли вы определить, смотря на последовательность, является ли она арифметической прогрессией? Например, среди числовых последовательностей:
№1. 1,3, 5, 7, 9…;
№2. 20, 17, 14, 11,…;
№3. 8, 8, 8…
- Если да, то назовите первый член прогрессии и разность.
- Каким свойством обладает каждая из этих прогрессий?
Вывод: если d>0, то прогрессия возрастающая, если d<0 – убывающая, d=0 – стационарная.
Для обозначения арифметической прогрессии удобна запись
Чтобы задать прогрессию, надо знать первый её член и разность.
-
Вывод: каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен полусумме соседних с ним членов. Другими словами, если 0, то каждый член, начиная со второго, есть среднее арифметическое соседних двух с ним членов (отсюда название прогрессии – арифметическая)
Идёт обсуждение, дети выдвигают версии, рассматривают их, анализируют и через рекуррентный способ задания прогрессии an= an-1 + d, где n = 2, 3, 4... , d – разность прогрессии, «приходят» к формуле n-ого члена арифметической прогрессии:
- Задание для групп:
- Тренировочные
упражнения.
(каждой группе даются отдельные задания)
«Литераторы»
Дано: (an)
а) a2 = 2, a3 = 12; б) a3 = 8, a5 = 2.
Найти: a2, a4.
«Биологи»
Вычислите несколько первых членов последовательности , если y1 = -3, yn+1 - yn = 10.
«Историки»
Найдите члены арифметической прогрессии (an), обозначенные буквами: a1; a2; -19; -11,5; a5;…
«Строители»
Периметр треугольника равен 24 см, причём длины его сторон образуют арифметическую прогрессию. Можно ли определить длину хотя бы одной стороны?
(Идёт обсуждение в группах, затем у доски).
- Итог
урока.
Повторяем определение арифметической прогрессии, формулу её n-го члена, свойства.
Задание на дом.
Найти в сборнике заданий для проведение экзамена задачи на арифметическую прогрессию и попробовать решить часть из них по выбору.
«Историки» накапливают материал по прогрессиям.