Методический паспорт:
- по содержанию – межпредметный;
- по уровню усвоения учебного материала – итоговый проект;
- по форме организации – групповой;
- по срокам выполнения среднесрочный;
- по результатам выполнения – практический.
Цели:
- обобщать и систематизировать знания детей о птицах, определять их по внешним признакам;
- выявить пробелы в знаниях учащихся;
- расширить кругозор детей;
- формировать умения учащихся анализировать и классифицировать предметы окружающего мира;
- развивать познавательную активность, наблюдательность, умения рассуждать, делать выводы, выражать свои мысли, работать в группе;
- укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы;
- воспитывать взаимоуважение, сопереживание, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- плакат на доске: «Хочу всё знать!»;
- компьютеры;
- проектор;
- экран.
Этапы проекта:
- «Мозговой штурм» формулирование тем исследования учащихся – 1 урок, 15мин.
- Формирование групп по исследованию, выдвижению гипотез – 1 урок, 10мин.
- Выбор творческого названия проекта – 1 урок , 10 мин.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе –1,2 урок, 15мин.
- Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 2 урок, 20мин.
- Самостоятельная работа по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 10 мин.
- Самостоятельная работа групп по выполнению задания – 3 ,4 урок и работа дома.
- Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе – 5 урок, 30мин.
- Защита проекта – 6 урок.
Творческие группы учащихся
Название группы |
Рассматриваемые вопросы |
Орнитологи | Представители царства птиц и их особенности. |
Экологи | Почему исчезают птицы? К чему приведёт исчезновение пернатых? Как нам предотвратить исчезновение птиц? |
Фотокорреспонденты | Какие птицы занесены в Красную книгу Красноярского края? |
Режиссёры | Как провести акцию важности заботы о птицах? |
На доске:
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.
Л.Н.Толстой
Девиз проекта: «Хочу всё знать!»
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Актуализация опорных знаний
1. Раскрытие смысла выражения Л.Н.Толстого, записанного на доске.
2. Беседа по схемам о природе.
3. Загадка – плетёнка.
– Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие. Побеждает та группа учеников, которая впишет большее количество птиц за 2 минуты.
Каждая группа получает загадки-плетёнки на листах А4.
1. |
В |
р |
б |
й |
|||
2. |
к |
о |
е |
||||
3. |
к |
к |
ш |
а |
|||
4. |
н |
г |
р |
||||
5. |
г |
у |
а |
ь |
|||
6. |
о |
о |
е |
||||
7. |
п |
л |
к |
н |
II. Информация о некоторых представителях пернатых
1. Выступление орнитологов.
А) Слайды – 1, 2
Б) Загадка
Посередь деревьев
Кузнецы куют. (Дятел)
В) Слайд – дятел.
Ученик группы 1: (рассказывает своими словами на фоне слайда)
Г) Загадка
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
Д) Слайд – снегирь.
Ученик группы 2: (рассказывает своими словами на фоне слайда)
Е) загадка
Ночь, как смоль, черным – черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (сова)
Ж) Слайд – сова.
Ученик группы 3: (рассказывает своими словами на фоне слайда)
З) Решение экологической задачи на слайде.
Ответ:
1) 1 х 1000 = 1000 (кг) – съедят 1000 мышей.
2) 1000 х 2 = 2000 (кг) – сохранят 2 совы.
3) 1000 х 20 = 20000 (кг) – сохранят 20 сов.
И) Слайд – жаворонок.
К) Чтение стихотворения на слайде.
Ученик группы 4: (рассказывает своими словами на фоне слайда)
Л) Слайд – королёк.
М) Загадка:
Хоть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода –
Прямо с севера сюда.
Кто же я? (Синица)
Н) Слайд – синица.
2. Выступление экологов.
Показ слайдов с объяснением.
3. Проверочная разноуровневая работа.
4. Слово режиссёров.
ПТИЦЫ НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ
Существование многих видов птиц – под угрозой. В России работает Союз охраны птиц – филиал международной организации. Каждый может внести свой вклад в охрану пернатых жителей России.
Доктор биологических наук В. ФЛИНТ, президент Союза охраны птиц России.
Увы, многие виды птиц в России становятся все более редкими, их численность постепенно, но неуклонно снижается. Меньше стало жаворонков в поле, а летом почти не услышишь перепелиного боя. Все реже доносятся с весеннего неба голоса пролетных гусиных стай.
Специалисты-орнитологи озабочены этой
ситуацией уже давно. Перемены в жизни нашей
страны нанесли прямой ущерб делу охраны природы:
резко ослаб контроль государства, законы
перестали быть защитой диких животных. Заметно
возросло браконьерство, увеличились масштабы
нелегального отлова и экспорта редких видов
птиц. Неконтролируемые рубки леса, загрязнение
водоемов, весенние палы, самовольный выпас скота
приводят к тому, что исчезают привычные места
обитания птиц.
Сегодня государство практически устранилось от
заботы о судьбе диких животных. Пытаясь
противостоять разрушительным для природы
процессам, эту функцию добровольно взяли на себя
неправительственные, независимые от государства
и от бюджетного финансирования структуры. По
инициативе нескольких активных защитников
природы в 1993 году возник Союз охраны птиц России,
общественная некоммерческая благотворительная
организация. Самый простой тест. Волнуют ли вас
серебристые трели жаворонка над зеленеющим
полем, мелодичные строфы дроздов в весеннем лесу,
переклички журавлей, отлетающих осенью в дальние
страны? Если да, вы, безусловно, кандидат в члены
Союза. Приходите к нам.
Союз охраны птиц России насчитывает около 1300 членов, объединяемых в 19 региональных отделениях. В 1995 году Союз стал кандидатом в партнеры Международной Ассоциации защиты птиц (BirdLife lnternational). Он находится под патронажем Общества охраны птиц Нидерландов, через которое получает финансовую поддержку в виде целевых грантов. Это единственная финансовая поддержка Союза, которая обеспечивает проведение научных проектов, аренду помещений и покупку оборудования. За счет грантов также осуществляется издательская деятельность Союза, приобретено полевое оборудование, компьютерная техника, создана неплохая специальная библиотека.
Одна из важнейших задач Союза – изучение видов птиц, которым грозит опасность, а также разработка мер по их сохранению. Это и сбор научной информации о состоянии редких видов птиц, и выявление территорий и акваторий, имеющих важное значение для размножения, линьки, пролета и зимовки птиц. Союз проводит особо важную, ключевую инвентаризацию орнитологических территорий европейской части России, выявление, картографирование и описание их в соответствии с международными критериями. На основе этих данных будет опубликован атлас таких ключевых территорий, который в свою очередь станет основой для создания заповедников и заказников.
Не так давно, например, члены Союза провели учет численности коростеля – вида, который в Западной Европе находится на грани исчезновения. Исследования, проведенные членами Союза на территории России в 1995–1996 годах, показали, что у нас дело обстоит несколько иначе. Было обнаружено около 400 тысяч самцов коростеля, что свидетельствует о вполне благополучном положении популяции этого вида. Не менее важное направление работы Союза – экологическое воспитание граждан России. Важно уже с детства пробудить в ребятах интерес к птицам и их охране. У нас в Союзе школьники могут научиться определять различные виды птиц в поле и в лесу. Мы стремимся развить у детей чувство любви к птицам и ответственности за их будущее. Союз готовит и распространяет листовки, помогающие школьникам организовать зимнюю подкормку птиц и изготовить для них искусственные гнездовья. Опубликовано пособие для учителей биологии, проводящих экскурсии. Ежегодно избирается птица года, которая привлекает особое внимание школьников и взрослых. Птицей года 1997, например, был выбран полевой жаворонок. В будущем нам хотелось бы возродить традиционный в довоенные и даже послевоенные годы весенний праздник – День птиц. Когда-то он привлекал десятки тысяч детей в Москве и других городах. Ребята мастерили кормушки, скворечники; к сожалению, сейчас этот праздник полностью забыт. Дело ближайшего будущего – массовый учет численности птиц, в котором может принять участие каждый желающий. Это будет совмещение приятного отдыха с настоящей научной работой, а также ценный вклад в дело охраны птиц России. Еще одно необъятное поле работы – организация орнитологического туризма, который уже имеет миллионы поклонников в странах Европы, Америки и Азии. Для наших же сограждан этот увлекательный вид досуга практически неизвестен. Союз охраны птиц России регулярно выпускает информационный бюллетень "Мир птиц", в котором публикуются все новости, связанные с изучением и охраной птиц России и других стран.
Дни наблюдений птиц!
По устоявшейся традиции каждый год в первые выходные октября Союз охраны птиц объявляет и проводит Дни наблюдений птиц, которые по нечетным годам совпадают со Всемирными. Это самая массовая кампания Союза, в ней ежегодно принимают участие тысячи людей. Не нужно быть орнитологом, чтобы внести свой вклад в изучение миграций птиц в своей стране. Каждый человек может в выходной выйти за город и совместить прогулку на природе с подсчетом всех встреченных птиц. Во всем мире это занятие ( birdwatching – наблюдение птиц, англ.) давно стало массовым видом отдыха и разновидностью экологического туризма. Этот приятный способ времяпрепровождения является одновременно и самым массовым источником информации для орнитологов-профессионалов, изучающих миграции птиц. Вся собранная информация поступает в Международный координационный центр, где систематизируется и обрабатывается. Просвещенные люди всего мира уже давно участвуют в этом благородном деле. Наша страна не должна оставаться в стороне, ведь любознательность – первый шаг к просвещению. Сделайте этот шаг.
Главная задача Всемирных Дней Наблюдения птиц — привлечь внимание как можно большего числа людей к миру пернатых и к проблемам охраны природы, которую они олицетворяют. В каждой стране эти дни проводят по-своему: в испано-язычных странах — это шумные и похожие на карнавалы "Фестивали Птиц", в европейских странах — коллективные экскурсии в природу с орнитологами-профессионалами, ярмарки книг о птицах, выставки-продажи открыток, марок с изображением птиц. Очень популярны конкурсы детских рисунков птиц, рисунков на асфальте. Но везде главное событие Всемирных дней наблюдений — перепись всех встреченных за определенный промежуток времени пернатых. В этих учетах участвуют дети и взрослые, орнитологи-профессионалы и любители птиц самых разных профессий. Во многих странах проводятся национальные состязания — кто сумеет встретить больше всех видов птиц, кто учтет наибольшее количество особей.
Впервые День птиц в России был проведен в 1924 году под руководством учителя Мазурова в Ермолинской школе Смоленской области. В сороковых годах эта добрая традиция прервалась. И возобновилась она в 1996 году по инициативе журнала "Муравейник".
С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию "Птица года", цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.
В 1996 году птицей года был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 – белый аист, в 2005 – сова, в 2006 – году птицей года стала чайка, в 2007 году – зимородок.
Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Все птицы – теплокровные животные. Температура их тела постоянна и довольно высока. Для ее поддержания расходуется большое количество энергии, поэтому птицы за день съедают огромное количество пищи, порой превышающее их вес. И большую часть дня птицы заняты поиском еды. Птицы отличаются сложным и разнообразным поведением. Они строят гнезда, выкармливают и охраняют потомство, совершают дальние перелеты. Свои эмоции птицы выражают пением, подчас необыкновенно чарующим. У них есть память и способность к звукоподражанию. Попугаи, скворцы, галки могут воспроизводить человеческую речь.
Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов. Специальными исследованиями подсчитано, что птицы спасают для человечества около 30% урожая. Птицы "сеют лес", разнося семена на значительные расстояния, некоторые опыляют растения. Невозможно себе представить мир без птиц, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и нуждаются в охране. Многие из пернатых занесены в Красную книгу, а это значит, что их осталось мало или они находятся на грани исчезновения.
Сохраним же наш мир прекрасным и разнообразным! Будем беречь птиц!
(Обсуждение сценария проведение классного часа)
III. Обобщение
– Чем и как мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям в трудное для них время?
IV. Рефлексия