Творческий проект "Кто такие птицы?" (4-й класс; окружающий мир)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Методический паспорт:

  • по содержанию – межпредметный;
  • по уровню усвоения учебного материала – итоговый проект;
  • по форме организации – групповой;
  • по срокам выполнения среднесрочный;
  • по результатам выполнения – практический.

Цели:

  • обобщать и систематизировать знания детей о птицах, определять их по внешним признакам;
  • выявить пробелы в знаниях учащихся;
  • расширить кругозор детей;
  • формировать умения учащихся анализировать и классифицировать предметы окружающего мира;
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, умения рассуждать, делать выводы, выражать свои мысли, работать в группе;
  • укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы;
  • воспитывать взаимоуважение, сопереживание, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • плакат на доске: «Хочу всё знать!»;
  • компьютеры;
  • проектор;
  • экран.

Этапы проекта:

  • «Мозговой штурм» формулирование тем исследования учащихся – 1 урок, 15мин.
  • Формирование групп по исследованию, выдвижению гипотез – 1 урок, 10мин.
  • Выбор творческого названия проекта – 1 урок , 10 мин.
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе –1,2 урок, 15мин.
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 2 урок, 20мин.
  • Самостоятельная работа по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 10 мин.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению задания – 3 ,4 урок и работа дома.
  • Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе – 5 урок, 30мин.
  • Защита проекта – 6 урок.

Творческие группы учащихся

Название группы

Рассматриваемые вопросы

Орнитологи Представители царства птиц и их особенности.
Экологи Почему исчезают птицы?
К чему приведёт исчезновение пернатых?
Как нам предотвратить исчезновение птиц?
Фотокорреспонденты Какие птицы занесены в Красную книгу Красноярского края?
Режиссёры Как провести акцию важности заботы о птицах?

На доске:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.

Л.Н.Толстой

Девиз проекта: «Хочу всё знать!»

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Актуализация опорных знаний

1. Раскрытие смысла выражения Л.Н.Толстого, записанного на доске.

2. Беседа по схемам о природе.

3. Загадка – плетёнка.

– Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие. Побеждает та группа учеников, которая впишет большее количество птиц за 2 минуты.

Каждая группа получает загадки-плетёнки на листах А4.

1.

В

 

р

 

б

 

й

2.

 

к

 

о

 

е

 

3.

к

 

к

 

ш

 

а

4.

 

н

 

г

 

р

 

5.

г

 

у

 

а

 

ь

6.

 

о

 

о

 

е

 

7.

п

 

л

 

к

 

н

II. Информация о некоторых представителях пернатых

1. Выступление орнитологов.

А) Слайды – 1, 2

Б) Загадка

Посередь деревьев
Кузнецы куют. (Дятел)

В) Слайд – дятел.

Ученик группы 1: (рассказывает своими словами на фоне слайда)

Г) Загадка

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)

Д) Слайд – снегирь.

Ученик группы 2: (рассказывает своими словами на фоне слайда)

Е) загадка

Ночь, как смоль, черным – черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (сова)

Ж) Слайд – сова.

Ученик группы 3: (рассказывает своими словами на фоне слайда)

З) Решение экологической задачи на слайде.

Ответ:

1) 1 х 1000 = 1000 (кг) – съедят 1000 мышей.
2) 1000 х 2 = 2000 (кг) – сохранят 2 совы.
3) 1000 х 20 = 20000 (кг) – сохранят 20 сов.

И) Слайд – жаворонок.

К) Чтение стихотворения на слайде.

Ученик группы 4: (рассказывает своими словами на фоне слайда)

Л) Слайд – королёк.

М) Загадка:

Хоть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода –
Прямо с севера сюда.
Кто же я? (Синица)

Н) Слайд – синица.

2. Выступление экологов.

Показ слайдов с объяснением.

3. Проверочная разноуровневая работа.

4. Слово режиссёров.

ПТИЦЫ НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ

Существование многих видов птиц – под угрозой. В России работает Союз охраны птиц – филиал международной организации. Каждый может внести свой вклад в охрану пернатых жителей России.

Доктор биологических наук В. ФЛИНТ, президент Союза охраны птиц России.

Увы, многие виды птиц в России становятся все более редкими, их численность постепенно, но неуклонно снижается. Меньше стало жаворонков в поле, а летом почти не услышишь перепелиного боя. Все реже доносятся с весеннего неба голоса пролетных гусиных стай.

Специалисты-орнитологи озабочены этой ситуацией уже давно. Перемены в жизни нашей страны нанесли прямой ущерб делу охраны природы: резко ослаб контроль государства, законы перестали быть защитой диких животных. Заметно возросло браконьерство, увеличились масштабы нелегального отлова и экспорта редких видов птиц. Неконтролируемые рубки леса, загрязнение водоемов, весенние палы, самовольный выпас скота приводят к тому, что исчезают привычные места обитания птиц.
Сегодня государство практически устранилось от заботы о судьбе диких животных. Пытаясь противостоять разрушительным для природы процессам, эту функцию добровольно взяли на себя неправительственные, независимые от государства и от бюджетного финансирования структуры. По инициативе нескольких активных защитников природы в 1993 году возник Союз охраны птиц России, общественная некоммерческая благотворительная организация. Самый простой тест. Волнуют ли вас серебристые трели жаворонка над зеленеющим полем, мелодичные строфы дроздов в весеннем лесу, переклички журавлей, отлетающих осенью в дальние страны? Если да, вы, безусловно, кандидат в члены Союза. Приходите к нам.

Союз охраны птиц России насчитывает около 1300 членов, объединяемых в 19 региональных отделениях. В 1995 году Союз стал кандидатом в партнеры Международной Ассоциации защиты птиц (BirdLife lnternational). Он находится под патронажем Общества охраны птиц Нидерландов, через которое получает финансовую поддержку в виде целевых грантов. Это единственная финансовая поддержка Союза, которая обеспечивает проведение научных проектов, аренду помещений и покупку оборудования. За счет грантов также осуществляется издательская деятельность Союза, приобретено полевое оборудование, компьютерная техника, создана неплохая специальная библиотека.

Одна из важнейших задач Союза – изучение видов птиц, которым грозит опасность, а также разработка мер по их сохранению. Это и сбор научной информации о состоянии редких видов птиц, и выявление территорий и акваторий, имеющих важное значение для размножения, линьки, пролета и зимовки птиц. Союз проводит особо важную, ключевую инвентаризацию орнитологических территорий европейской части России, выявление, картографирование и описание их в соответствии с международными критериями. На основе этих данных будет опубликован атлас таких ключевых территорий, который в свою очередь станет основой для создания заповедников и заказников.

Не так давно, например, члены Союза провели учет численности коростеля – вида, который в Западной Европе находится на грани исчезновения. Исследования, проведенные членами Союза на территории России в 1995–1996 годах, показали, что у нас дело обстоит несколько иначе. Было обнаружено около 400 тысяч самцов коростеля, что свидетельствует о вполне благополучном положении популяции этого вида. Не менее важное направление работы Союза – экологическое воспитание граждан России. Важно уже с детства пробудить в ребятах интерес к птицам и их охране. У нас в Союзе школьники могут научиться определять различные виды птиц в поле и в лесу. Мы стремимся развить у детей чувство любви к птицам и ответственности за их будущее. Союз готовит и распространяет листовки, помогающие школьникам организовать зимнюю подкормку птиц и изготовить для них искусственные гнездовья. Опубликовано пособие для учителей биологии, проводящих экскурсии. Ежегодно избирается птица года, которая привлекает особое внимание школьников и взрослых. Птицей года 1997, например, был выбран полевой жаворонок. В будущем нам хотелось бы возродить традиционный в довоенные и даже послевоенные годы весенний праздник – День птиц. Когда-то он привлекал десятки тысяч детей в Москве и других городах. Ребята мастерили кормушки, скворечники; к сожалению, сейчас этот праздник полностью забыт. Дело ближайшего будущего – массовый учет численности птиц, в котором может принять участие каждый желающий. Это будет совмещение приятного отдыха с настоящей научной работой, а также ценный вклад в дело охраны птиц России. Еще одно необъятное поле работы – организация орнитологического туризма, который уже имеет миллионы поклонников в странах Европы, Америки и Азии. Для наших же сограждан этот увлекательный вид досуга практически неизвестен. Союз охраны птиц России регулярно выпускает информационный бюллетень "Мир птиц", в котором публикуются все новости, связанные с изучением и охраной птиц России и других стран.

Дни наблюдений птиц!

По устоявшейся традиции каждый год в первые выходные октября Союз охраны птиц объявляет и проводит Дни наблюдений птиц, которые по нечетным годам совпадают со Всемирными. Это самая массовая кампания Союза, в ней ежегодно принимают участие тысячи людей. Не нужно быть орнитологом, чтобы внести свой вклад в изучение миграций птиц в своей стране. Каждый человек может в выходной выйти за город и совместить прогулку на природе с подсчетом всех встреченных птиц. Во всем мире это занятие ( birdwatching – наблюдение птиц, англ.) давно стало массовым видом отдыха и разновидностью экологического туризма. Этот приятный способ времяпрепровождения является одновременно и самым массовым источником информации для орнитологов-профессионалов, изучающих миграции птиц. Вся собранная информация поступает в Международный координационный центр, где систематизируется и обрабатывается. Просвещенные люди всего мира уже давно участвуют в этом благородном деле. Наша страна не должна оставаться в стороне, ведь любознательность – первый шаг к просвещению. Сделайте этот шаг.

Главная задача Всемирных Дней Наблюдения птиц — привлечь внимание как можно большего числа людей к миру пернатых и к проблемам охраны природы, которую они олицетворяют. В каждой стране эти дни проводят по-своему: в испано-язычных странах — это шумные и похожие на карнавалы "Фестивали Птиц", в европейских странах — коллективные экскурсии в природу с орнитологами-профессионалами, ярмарки книг о птицах, выставки-продажи открыток, марок с изображением птиц. Очень популярны конкурсы детских рисунков птиц, рисунков на асфальте. Но везде главное событие Всемирных дней наблюдений — перепись всех встреченных за определенный промежуток времени пернатых. В этих учетах участвуют дети и взрослые, орнитологи-профессионалы и любители птиц самых разных профессий. Во многих странах проводятся национальные состязания — кто сумеет встретить больше всех видов птиц, кто учтет наибольшее количество особей.

Впервые День птиц в России был проведен в 1924 году под руководством учителя Мазурова в Ермолинской школе Смоленской области. В сороковых годах эта добрая традиция прервалась. И возобновилась она в 1996 году по инициативе журнала "Муравейник".

С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию "Птица года", цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.

В 1996 году птицей года был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 – белый аист, в 2005 – сова, в 2006 – году птицей года стала чайка, в 2007 году – зимородок.

Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Все птицы – теплокровные животные. Температура их тела постоянна и довольно высока. Для ее поддержания расходуется большое количество энергии, поэтому птицы за день съедают огромное количество пищи, порой превышающее их вес. И большую часть дня птицы заняты поиском еды. Птицы отличаются сложным и разнообразным поведением. Они строят гнезда, выкармливают и охраняют потомство, совершают дальние перелеты. Свои эмоции птицы выражают пением, подчас необыкновенно чарующим. У них есть память и способность к звукоподражанию. Попугаи, скворцы, галки могут воспроизводить человеческую речь.

Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов. Специальными исследованиями подсчитано, что птицы спасают для человечества около 30% урожая. Птицы "сеют лес", разнося семена на значительные расстояния, некоторые опыляют растения. Невозможно себе представить мир без птиц, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и нуждаются в охране. Многие из пернатых занесены в Красную книгу, а это значит, что их осталось мало или они находятся на грани исчезновения.

Сохраним же наш мир прекрасным и разнообразным! Будем беречь птиц!

(Обсуждение сценария проведение классного часа)

III. Обобщение

– Чем и как мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям в трудное для них время?

IV. Рефлексия

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6