Итоговая практическая работа по развитию познавательных навыков учащихся по математике (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели и задачи:

  • Прививать интерес к математике, развивать мотивацию учащихся к познаванию и творчеству.
  • Расширять кругозор учащихся:
    • показать практическое применение математических знаний;
    • показать связь математики с другими предметами.
  • Прививать чуткое и бережное отношение к природе.
  • Показать детям, что лес для умного, внимательного, наблюдательного человека – это целый мир.
  • Изучить фауну посёлка Коксовый:
    • виды деревьев;
    • виды цветов, лекарственных трав;
    • виды животных.
  • Сплотить учащихся класса, сблизить классного руководителя с детьми и родителями.
  • Формировать у детей дружелюбие, уважение, взаимопомощь и чуткость по отношению друг к другу, терпимость, внимание, чувство ответственности.
  • Принимать меры по оздоровлению учащихся.
  • Повторить и закрепить знания учащихся по темам:
    • решение задач на движение:
      • вычисление скорости, расстояния, времени;
      • вычисления скорости течения реки, скорости лодки по течению и против течения;
    • решение задач на проценты;
    • построение квадрата, прямоугольника, измерение сторон и вычисление периметра и площади, применяя правила округления чисел;
    • составление круговой диаграммы.
  • Расширять знания учащихся по данным темам.

Материалы, оборудование: резиновая лодка, рулетка (10), велосипед со счётчиком, часы, удочки, колышки, ручки, калькулятор, экер.

Содержание проекта:

  1. Составить и начертить план маршрута
  2. Измерить расстояние от школы до конечного пункта (привала) в лесу.
  3. Вычислить расстояние маршрута, скорость движения и время.
  4. Сделать колышки и с помощью колышков наметить квадрат, прямоугольник и вычислить их периметр, площадь.
  5. Вычислить сколько процентов составляет каждый вид деревьев от всех деревьев на определённом участке леса.
  6. Найти скорость течения реки. Скорость лодки по течению и против течения.
  7. Изучить фауну посёлка Коксовый:

а) определить и записать все виды деревьев;
б) записать виды цветов, лекарственных растений и собрать для гербария;
в) записать всех животных, птиц, которых встретим в лесу.

ЗАДАНИЯ

  • I группа: составить план маршрута, измерить длину пути с помощью велосипеда со счётчиком.
  • II группа: по составленному плану измерить расстояние всего маршрута шагами.
  • III группа: наметить колышками квадрат, прямоугольник, измерить их стороны и вычислить периметр и площадь.
  • IV группа: на площади 30 м х 100м:
    • определить и записать все виды деревьев в лесу;
    • определить процент деревьев каждого вида от всех деревьев данной площади.
  • V группа: вычислить скорость течения реки, скорость по течению реки и против течения (вместе с родителями).
  • VI группа: записать все виды цветов и лекарственных растений, которые увидели в лесу, собрать для гербария.
  • VII группа: записать всех животных, птиц которых встретим в лесу.
  • VIII группа: организаторы-затейники.
  • IХ группа: организаторы художественной самодеятельности.
  • Х группа: повара совместно с родителями.
  • VI–VII группам связаться с учителем биологии, выяснить виды деревьев, цветов, лекарственных растений, животный мир Ростовской области.

Все участники рассмотрели энциклопедии о животных, книги о растениях.

Проведены беседы:

  1. По предупреждению детского травматизма.
  2. О правилах поведения в лесу.
  3. О правилах дорожного движения.
  4. О растениях, занесённых в красную книгу.
  5. О бережном отношении к природе.

Выполнение проекта:

Начала работу I группа с велосипедом, часами и II группа по очереди мерили шагами.

t = t1t2 = 10ч. 55 мин. – 10ч. = 55 мин.

Ответ: 55 минут затрачено на всю дорогу.

S = S1+ S2 + S3 + S4 + S5 + S6 = 2514,6 м
V = S : t = 2514,6 : 55 = 45,7 м/мин.

III группа с помощью колышков, рулетки, экера строили квадрат, прямоугольник. Измерили стороны и вычислили Р и S.

VI–VII группы разошлись по лесу изучать фауну, но на видимое расстояние, не теряя друг друга.

III группа

а) Наметили колышками квадрат, с помощью рулетки измерили длины сторон а = 4,43м.

Вычислили: Р = 4а = 4 . 4,43 = 17,72 ~ 18.
Р = 18 м

Вспомнили правило округления чисел:

S = a2 = 4, 432 = 19,6249 ~ 20
S = 20м2

б) Построили прямоугольник, забили колышки измерили рулеткой стороны

а = 8,52 м
в = 6,85 м

Вычислили Р = 31м, S = 58м2

IV группа пересчитала все деревья.

Берёза – 6 штук ~ 5%
Тополь – 22 ~ 17%
Боярышник – 17 ~ 13%
Караич – 52 ~ 40%
Шиповник – 7 ~ 5%
Клён – 19 ~ 15%
Дуб – 3 ~ 2%
Ива – 1 ~ 1%
Фруктовые – 4 ~ 3%

Начертили круговую диаграмму.

Но самое интересное задание оказалось у V группы с лодкой.

Измерили расстояние от криницы 500 м до привала.
Ребята с родителями проплыли по течению реки без вёсел за 15 минут.

Vтечение реки = 33 м/мин.

Были большие волны, гребли папы и перестарались.

Vпротив течения =71м/мин.

V по течению = 71м/мин.

ВЫВОД: Поставленные цели и задачи выполнены.

В нетрадиционной обстановке учащиеся с легкостью выполнили задания по ранее изученным темам:

I. Решение задач на движение:

а) вычисление скорости, расстояния, времени;
б) вычисление скорости течения реки, скорости лодки по течению и против течения.

II. Решение задач на проценты.

III. Построение квадрата, прямоугольника, измерение сторон и вычисление периметра и площади, применяя правила округления чисел.

IV.Составление диктограммы.

Учащиеся принимали активное участие в решении познавательных задач, задач на смекалку, развивали умение работать в парах, группах, анализировать, сопоставлять.
Дети получили заряд энергии, расширили свой кругозор, закрепили и расширили знания по математике.
Этапы привития интереса к математике, развитие мотиваций учащихся к познанию и творчеству прошили удачно.
Учащиеся пообщались с природой, сплотились между собой, оздоровились.
Исследовательская работа по составлению проекта, проект и его выполнение понравились детям и родителям.