Цели:
- Обучающая: учащиеся формулируют и доказывают первый признак равенства треугольников;
- Развивающая: учащиеся учатся применять признак при решении задач;
- Воспитательная: учащиеся осознают важность открытого признака.
Структура урока:
- Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний (Фронтальный опрос).
- Постановка учебной задачи.
- Исполнительский этап.
- Нахождение способа доказательства теоремы.
- Проведение доказательства теоремы.
- Рефлексивно – оценочный этап.
- Решение задач.
- Взаимооценка.
- Домашнее задание.
- Контроль настроения.
Оборудование: два треугольника из бумаги, линейка, проектор, компьютер с программой Microsoft Office Power Point, презентация.
Ход урока
Действия учителя | Действия учащихся |
---|---|
І. Мотивационно-ориентировочный этап.
|
|
- Какая фигура называется треугольником? | - Геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, соединенных отрезками, называется треугольником. |
- Какие треугольники называются равными? | - Два треугольника называются равными, если их можно совместить наложением. |
- Как установить равенство двух треугольников? | - Наложить один треугольник на другой, если они совместятся, то треугольники равны. Можно сравнить все стороны и углы одного треугольника со сторонами и углами другого. |
- Все эти способы возможны, но они не всегда удобны, громоздки. А нет ли другого способа доказательства равенства двух треугольников? | - ??? |
- Оказывается, равенство двух треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на другой, а лишь сравнивая некоторые элементы этих фигур. | |
|
|
- Попробуем решить практическую задачу. Пусть надо измерить расстояние на местности от пункта А до пункта В, между которыми расположено озеро, поэтому с мерной лентой по прямой пройти нельзя. - На практике, для решения этой задачи поступают так:<br> Выбирают некоторую точку С так, чтобы расстояние от точки С до точек А и В можно было измерить мерной лентой. Затем, на прямой АС отмечают точку К так, чтобы отрезок АС = СК, а на прямой ВС отмечают точку М так, чтобы отрезок ВС = СМ. Тогда на местности можно измерить расстояние МК, при этом утверждают, что оно равно искомому расстоянию между пунктами А и В. | |
- Почему можно утверждать, что МК = АВ? Когда можно найти другие равные элементы в треугольниках? |
- Когда треугольники равны. |
- Вероятно, ∆ АВС = ∆ МКС? | |
- А каким свойством обладают равные треугольники? | - В равных треугольниках против соответственно равных сторон лежат равные углы, и наоборот, против равных углов, лежат равные стороны. |
- Мы пока не знаем, равны наши треугольники или нет, ∆ АВС = ∆ МКС? Перечислите все равные элементы в этих треугольниках. | - АС = СК, ВС = СМ – по построению, ∠ АСВ = ∠ МСК как вертикальные. |
- Итак, нам нужно установить равенство сторон АВ и МК, а равенство сторон следует из равенства треугольников. То есть, если мы докажем равенство треугольников, то равенство сторон будет доказано. Какова же цель урока? | - Доказать равенство треугольников. |
- Используя равенства каких элементов? | - Двух сторон и угла между ними. |
- Сформулируйте цель урока. | |
- Попробуем сформулировать утверждение, почему треугольники равны, по каким элементам? | - Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. |
- Данное утверждение называется теоремой. Теорема – утверждение, которое необходимо доказать, а сами рассуждения называют доказательством. Сформулированную теорему называют первым признаком равенства треугольников или признаком равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. (С этого этапа каждое обоснование сопровождается слайдом с презентации (приложение 1)) - Запишем в тетрадях тему. Признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. - Запишем формулировку теоремы. Теорема: Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.- Теорему можно назвать задачей, в которой есть условие, (то, что дано) и заключение, то, что необходимо доказать. |
|
- В теореме, начиная со слова если до слова то является условием теоремы. Прочитайте условие теоремы. | - Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника. |
- Все, что записано после слова то, называют заключением. Прочитайте заключение. | - Такие треугольники равны. |
- Запишем в тетрадях: Дано: |
|
- О каких фигурах идет речь? - Запишем в дано: ∆ АВС и ∆ А1В1С1. |
- О треугольниках. |
- О равенстве каких элементов говорится в условии? | - О равенстве двух сторон и угла между этими сторонами. |
- Выберем эти стороны и найдем угол между этими сторонами. АВ = А1В1, АС = А1С1, ∠ А = ∠ А1 |
|
- Что нужно доказать? | - Что ∆ АВС = ∆ А1В1С1. |
- Запишем: Доказать: ∆ АВС =∆ А1В1С1 |
|
ІІ Исполнительский этап.
|
|
- Каким способом будем доказывать равенство треугольников? | - Методом наложения. |
- Запишем: Доказательство (метод наложения)
- С чего начнем проводить доказательство? С наложения каких элементов? |
|
|
|
- Запишем: 1. Т.к. ∠ А = ∠ А1, то ∆ АВС можно наложить на ∆ А1В1С1 так, что луч АВ совместится с лучом А1В1 и луч АС совместится с лучом А1С1. |
|
- Какие элементы треугольника будем потом сравнивать? Что еще дано в условии? | - АВ = А1В1 |
- Что произойдет с точками В и В1? | - Эти точки совпадут. |
- Посмотрим на экран, запишем: 2. Т.к. АВ = А1В1, то сторона АВ совместится со стороной А1В1 (точка В совместится с точкой В1). |
|
- О какой стороне еще говорится в условии? | - АC = А1C1 |
- Сделайте вывод о точках С и С1. - Посмотрим на экран, действительно ли совпадут эти точки? |
- Эти точки совпадут. |
- Ваше утверждение верно, запишем: 3. Т.к. АC = А1C1, то сторона АС совместится со стороной А1C1 (точка С совместится с точкой С1). |
|
- Что произошло с концами отрезков ВС и В1С1? | - Концы отрезков ВС и В1С1 совпали. |
- Что теперь можно сказать про отрезки ВС и В1С1? | - ВС = В1С1 |
- Правильно, запишем: 4. Т.к. концы отрезков ВС и В1С1 совместились, то сторона ВС совместится со стороной В1С1. |
|
- Что произошло с ∆ АВС и ∆ А1В1С1? | - Треугольники совпали, значит они равны. |
- Молодцы, запишем: 5. ∆ АВС совместился с ∆ А1В1С1, значит ∆ АВС = ∆ А1В1С1. |
|
ІІІ Рефлексивно – оценочный этап. |
|
- Достигли мы цели урока? | - Достигли. |
- Сформулируйте доказанную теорему. | - Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. |
- Сверим доказанную теорему с теоремой в учебнике п.15, стр. 30 (Учебник по геометрии для 7 класса, автор Л.С. Атанасян). Прочитайте её, эту теорему мы только что доказали? Выделите условие и заключение теоремы. | - «Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника» - это условие, то что дано. - «такие треугольники равны» - заключение, что требуется доказать. |
- Каким методом мы проводили доказательство? | - Методом наложения. |
- С наложения каких элементов мы начали проводить доказательство? | - С наложения углов. |
(Можно использовать для помощи приложение 1 слайд №6 ) - Равенство каких элементов еще использовали? |
- Равенство сторон: АВ = А1В1, то сторона АВ совместится со стороной А1В1, точка В совместится с точкой В1; - АС = А1C1, то сторона АС совместится со стороной А1C1 точка С совместится с точкой C1. |
- Что можно сказать про стороны ВС и B1C1? | - Они совпадут, значит эти стороны равны. |
- Для чего необходима доказанная теорема? | - Можно лишь сравнивать элементы треугольника, а не накладывать треугольники, не всегда возможно наложить треугольники практически. - Для решения задач. |
|
|
- Сколько пар соответственно равных элементов надо отыскать, чтобы доказать равенство треугольников по первому признаку? | - Три пары, две стороны и угол. |
- Где должен лежать угол? | - Между сторонами. |
Далее учащиеся устно решают задачи на отработку изученного признака.
|
|
|
|
Домашнее задание: Глава II, §1, п. 14-15 читать, выучить записи в тетради. | |
|
|
- С помощью сигнальных карточек покажите, каким стало ваше настроение к концу урока. |