Урок математики в 3-м классе "Деление с остатком. Лучшее слово о дружбе"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с приёмом деления с остатком, учить применять способ деления при решении задач, развивать вычислительные навыки;
  • способствовать развитию мышления, воображения. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: рисунки геометрических фигур, книга Д.Дефо “Робинзон Крузо”,портрет Д.Дефо, отрывок из мультфильма “Трое из Простоквашино”, плакаты с надписями, иллюстрации к произведениям.

Ход урока:

I. Психологический настрой на урок.

У. Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок,
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Сегодня мы познакомимся с приёмом деления с остатком, научимся решать задачи, используя данный приём.

III. Введение в тему урока. Подготовка к восприятию нового материала. Устная работа.

- На сегодняшнем уроке мы будем учиться делению с остатком, но, урок мы посвятим не только математике, а ещё поговорим о… Догадайтесь сами. Без чего человек не может прожить на земле, не может существовать, не может развиваться как личность.

С каким словом у вас ассоциируется слово “деление”?

Выберите из слов:

Верность
Преданность
Дружба
Трусость
Жадность

У.Верно, мы сегодня с вами поговорим о Дружбе. Мы будем сегодня учиться дружить, быть преданными друзьями, поговорим о том, как можно приобрести верного друга, самому быть хорошим товарищем.

Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех.
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.

У. У вас, наверное тоже есть друзья в классе? На сегодняшнем уроке я разрешаю вам сесть со своим другом или подругой.

(Дети пересаживаются)

IV. Устное упражнение, способствующее развитию внимания и памяти.

Игра “Кто внимательнее”?

(Дети внимательно в течении нескольких секунд смотрят на фигуры, считая только глазами фигуры, заданные учителем. Затем все вместе проверяют.) (Приложение 1)

V. Повторение табличных случаев деления и умножения

У. О ком я говорю:
Для него прогулка- праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок …. (Вини-Пух)

У. С кем дружил Вини-Пух? Были ли моменты в дружбе Пяточка и Вини, когда вам пришлось усомниться в их дружбе?

(Дети высказывают своё мнение)

Друзья дали вам задание. Они желают посмотреть, как вы умеете считать. Математический диктант.

- найди произведение чисел 8 и 3
- найди частное чисел 42 и 7
- первый множитель -100, второй - 0. Найди произведение.
- увеличь 12 в 3 раза.
- уменьши 21 в 3 раза.

- Сколько слогов в слове “друг”?

- Даша показала язык Маше 9 раз, а Маша показала язык Даше в 3 раза меньше. Можно ли девочек назвать подругами?

Переделайте задачу так, что бы девочки стали подругами. (Дети предлагают свои варианты, ученики выбирают задачу по силам и решают самостоятельно)

(Проверка выполненного задания)

VI. Подготовка к изучению нового материала.

Игра “Помоги Незнайке”

У. Ребята, Незнайка просит вас помочь ему выбрать числа, которые делятся на 3 и на 4.

Даны числа: 21,12,16,7,8,9,28,27,5,30.

- Девочки выбирают те числа, которые делятся на 4;

Мальчики – на 3.

Проверка: можно встать и подойти к своему другу или подруге, свериться.

VII. Физминутка.

VIII. Изучение нового материала.

У. А сейчас, ребята я предлагаю вам решить следующую задачу: На необитаемом острове у Робинзона Крузо, героя Д.Дефо появился друг…. Кто?

Д. Пятница.

У. На далёком необитаемом острове, где жил Робинзон Крузо, не было жителей. Много времени провёл несчастный Робинзон один, без человеческого общения. Представьте, ребята, как трудно было ему одному. И вот, судьба подарила ему Пятницу- дикаря, которого он спас от соплеменников- людоедов. С тех пор, Робинзон считал себя самым счастливым человеком, ведь он обрёл друга. Подробно историю о Робинзоне Крузо вы сможете узнать, прочитав книгу Д.Дефо.

(Учитель показывает книгу Д.Дефо “Робинзон Крузо)

Давайте решим задачу о друзьях:

У Робинзона Крузо и Пятницы на двоих было 5 кокосовых орехов. По сколько орехов достанется каждому и сколько орехов останется?

Практическое решение задачи: (учитель при помощи детей, делит орехи между Р.Крузо и Пятницей.

img1.gif (2815 bytes)

IX. Обобщение.

У. В математике существует понятие “деление с остатком”. Используя знания таблицы умножения, вы легко сможете решать такие примеры.

X. Закрепление изученного материала.

Решение задачи о друзьях из Простоквашино.

(Учитель показывает отрывок из мультфильма “ Трое из Простоквашино”.)

Матроскин, Шарик, дядя Фёдор и Печкин сели пить чай с конфетами. Сколько конфет достанется каждому, если в вазе их было 15?

(Аналогичное решение задачи учащимися при помощи чертежа).

Запись решения:

15 : 4 = 3(ост. 3)

(Беседа о дружеских отношениях между героями).

XI. Творческая работа

У. А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим придумать задачу о друзьях, которая бы решалась делением с остатком.

(Дети предлагают свои варианты задач. Решают самые интересные)

XII. Беседа о качествах человека, у которого много друзей.

У. Какими качествами должен обладать человек, чтобы у него было много друзей?

Д. Он должен быть честным, искренним, отзывчивым, готовым всегда прийти на помощь, а главное - быть добрым.

У. Мудрый народ сочинил много пословиц, поговорок о положительных качествах людей. Предлагаю вам пословицы, в которые вы должны вставить пропущенные слова.

Работа над пословицами: ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ДОБРОГО СОКРОВИЩА СВОЕГО СЕРДЦА ВЫНОСИТ…(добро)

ЗЛОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ЗЛОГО СОКРОВИЩА СВОЕГО СЕРДЦА ВЫНОСИТ…(зло)

Ребята, как вы думаете, у какого человека много друзей – у доброго или злого? (Дети высказывают свои предположения)

XIII. Коллективное исполнение песни “Ты да я, да мы с тобой”.

XIV. Домашнее задание.

Придумать как можно больше задач на деление с остатком, используя примеры верной дружбы между литературными героями, примеры из личной жизни.

ИТОГ УРОКА.

Учитель раздаёт детям памятки “Законы дружбы”. (Приложение 2)