Урок литературного чтения в 3-м классе по книге "Маленькая дверь в большой мир", программа "Школа 21000" (с использованием ИКТ). М.Пришвин "Золотой луг"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Учить видеть прекрасное в окружающем мире, делая маленькие открытия;
  2. Развивать умение составлять план по прочитанному;
  3. Совершенствовать навык чтения;
  4. Создавать условия для развития творческих способностей, любви к природе, наблюдательности.

Оборудование:

Презентация на диске (15 слайдов) этапов урока, компьютер, видеопроектор, телевизор, кассета с фильмом “На лугу”, выставка книг писателя, шаблоны для писем и телеграмм, дискеты с детскими работами.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд № 1: “Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире”.

Этими словами заканчивается автобиографический рассказ- воспоминание В. Бианки “ Морской чертёнок”.

- А какую же тайну раскрыл, какое маленькое открытие сделал старый учёный с помощью внучки в рассказе В. Бианки “Неслышимка? (Птичка – неслышимка – камышовка, она способна подражать пению сверчка)

2. Проверка домашнего задания: (по выбору)

А) Сочинить или подобрать стихотворение о птичке. Работы ребят, кто выполнил на диске, я ввела в наш компьютер. Знакомьтесь.

Слайд № 2, 3,4: детские работы (стихи собственного сочинения).

Б) А теперь послушаем тишину “ освежённого ливнем луга”, чтение отрывка наизусть В.Бианки “Неслышимка” (работа в парах). Чему учит это произведение? Что надо внимательно всматриваться в окружающий мир, в природу. И тогда откроется много нового и таинственного.

Я надеюсь, что сегодняшний урок, принесет вам новые открытия.

3. Работа с учебником “ Маленькая дверь в большой мир” из серии “Свободный ум”, с.105 – чтение авторского текста.

- Настя и папа не только подсказали нам тему урока, но и уточнили, о чём это произведение.

Слайд № 5: портрет писателя, название произведения.

- Кто автор произведения?

В этом году исполняется 135 лет со дня рождения М. Пришвина.

- О чём писал он?

- Кто чаще всего был его героями?

4. Работа по иллюстрации с. 106

- Кто изображён на иллюстрации?

- Что они делают?

- Почему Настя называет одуванчики “ обыкновенными”?

5. Словарная работа.

Слайд № 6:

Созревают одуванчики – образуются семена.

Забава – игра, развлечение, веселье.
Промысел – охота.
Идти в пяту – идти след в след, того гляди, на пятки наступишь.
Фукну, фукнет – дунет.
Удить – ловить рыбу.

6. Первичное знакомство с текстом.

Чтение подготовленным учеником.

Проблемный вопрос: Удалось ли автору вас удивить?

- Какие чувства вы испытали после прочтения рассказа?

- Подходит ли название к тексту?

- К какому типу рассказа можно отнести этот текст?

7. Повторение типов рассказа

- Какие типы рассказов вы знаете?

Слайд № 7: Типы рассказов: Описание, повествование, рассуждение

Вывод: Текст – повествования с описанием.

- Какие части должны присутствовать в рассказе?

Слайд №8: Части рассказа:

1. Вступление.
2. Основная часть
3. Заключение.

8 . Повторное чтение, деление на части, придумать заглавие

А) 1 часть: чтение и анализ.

– От какого лица идёт повествование?

– Можно сказать что автор и герой рассказа одно и то же лицо? (Нет, Пришвин- автор, рассказчик- мальчик)

– Кто отправился на луг?

– Кто был старшим братом?

– Как играли мальчики? В чём заключалась их забава?

– Как мальчики называют цветы? ( неинтересные)

– Как можно озаглавить эту часть?

Б) 2 часть: чтение и анализ. Выборочное чтение.

– Зачитайте, почему луг назван золотой?

– Что заставило мальчика заняться наблюдением?

– Объясните явление, которое наблюдал мальчик?

– С чем сравнивает М. Пришвин лепестки одуванчика?

Заглавие.

В) 3 часть: чтение и анализ.

Как теперь называет автор цветы?

Какова главная мысль текста? (Одуванчики вовсе не некрасивые цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только увидеть её, приглядеться)

Заглавие.

Г) Чтение плана рассказа.

Слайд № 9: план рассказа

1.Детская забава.
2. Маленькое открытие.
3.Интересный цветок.

Какое открытие сделал для себя автор?

9. Просмотр отрывка из фильма “ На лугу” – одуванчик

Какие ещё секреты одуванчика вам откроются?

Слайд №10

  • Раскрывают “ладошки” не только к вечеру, но и перед дождём.
  • Листья цветка используют в пищу.
  • Лекарственное растение – целебный эликсир

? ? ? – Домашнее задание: найти в других источниках секреты цветка.

10. Краткий рассказ учителя о писателе

- Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть некрасивых цветов, и сделать маленькое открытие? Каким вы его себе представляете?

Рассказ учителя о писателе, фактах биографии.

Знакомство с выставкой книг писателя.

Слайд № 11: слова К. Паустовского о М. Пришвине “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина”

11. Творческая мастерская

Слайд № 12: М. Пришвин: “Мир полон чудес и это… чудеса не в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим”.

Работа в парах.

– Кто из вас бывал на лугу?

Кого можно там встретить? Поделитесь свом маленьким секретом.

Слайд № 13: Составление писем и телеграмм от имени жителей луга, используя знания – секреты обитателей.

Чтение работ.

12. Итог урока.

– Луга украшают землю. Полюбуйся чудесными бабочками, послушай гудение шмелей, пчёл, и ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.

Слайд № 14

Я сорвал цветок,
И он увял.
Я поймал мотылька,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Ч то прикоснуться к природе
Можно только сердцем.

Презентация