Задачи:
- Учить видеть прекрасное в окружающем мире, делая маленькие открытия;
- Развивать умение составлять план по прочитанному;
- Совершенствовать навык чтения;
- Создавать условия для развития творческих способностей, любви к природе, наблюдательности.
Оборудование:
Презентация на диске (15 слайдов) этапов урока, компьютер, видеопроектор, телевизор, кассета с фильмом “На лугу”, выставка книг писателя, шаблоны для писем и телеграмм, дискеты с детскими работами.
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд № 1: “Весь огромный мир кругом меня, надо мной, подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире”.
Этими словами заканчивается автобиографический рассказ- воспоминание В. Бианки “ Морской чертёнок”.
- А какую же тайну раскрыл, какое маленькое открытие сделал старый учёный с помощью внучки в рассказе В. Бианки “Неслышимка? (Птичка – неслышимка – камышовка, она способна подражать пению сверчка)
2. Проверка домашнего задания: (по выбору)
А) Сочинить или подобрать стихотворение о птичке. Работы ребят, кто выполнил на диске, я ввела в наш компьютер. Знакомьтесь.
Слайд № 2, 3,4: детские работы (стихи собственного сочинения).
Б) А теперь послушаем тишину “ освежённого ливнем луга”, чтение отрывка наизусть В.Бианки “Неслышимка” (работа в парах). Чему учит это произведение? Что надо внимательно всматриваться в окружающий мир, в природу. И тогда откроется много нового и таинственного.
Я надеюсь, что сегодняшний урок, принесет вам новые открытия.
3. Работа с учебником “ Маленькая дверь в большой мир” из серии “Свободный ум”, с.105 – чтение авторского текста
.- Настя и папа не только подсказали нам тему урока, но и уточнили, о чём это произведение.
Слайд № 5: портрет писателя, название произведения.
- Кто автор произведения?
В этом году исполняется 135 лет со дня рождения М. Пришвина.
- О чём писал он?
- Кто чаще всего был его героями?
4. Работа по иллюстрации с. 106
- Кто изображён на иллюстрации?
- Что они делают?
- Почему Настя называет одуванчики “ обыкновенными”?
5. Словарная работа.
Слайд № 6:
Созревают одуванчики – образуются семена.
Забава – игра, развлечение, веселье.
Промысел – охота.
Идти в пяту – идти след в след, того гляди, на
пятки наступишь.
Фукну, фукнет – дунет.
Удить – ловить рыбу.
6. Первичное знакомство с текстом.
Чтение подготовленным учеником.
Проблемный вопрос: Удалось ли автору вас удивить?
- Какие чувства вы испытали после прочтения рассказа?
- Подходит ли название к тексту?
- К какому типу рассказа можно отнести этот текст?
7. Повторение типов рассказа
- Какие типы рассказов вы знаете?
Слайд № 7: Типы рассказов: Описание, повествование, рассуждение
Вывод: Текст – повествования с описанием.
- Какие части должны присутствовать в рассказе?
Слайд №8: Части рассказа:
1. Вступление.
2. Основная часть
3. Заключение.
8 . Повторное чтение, деление на части, придумать заглавие
А) 1 часть: чтение и анализ.
– От какого лица идёт повествование?
– Можно сказать что автор и герой рассказа одно и то же лицо? (Нет, Пришвин- автор, рассказчик- мальчик)
– Кто отправился на луг?
– Кто был старшим братом?
– Как играли мальчики? В чём заключалась их забава?
– Как мальчики называют цветы? ( неинтересные)
– Как можно озаглавить эту часть?
Б) 2 часть: чтение и анализ. Выборочное чтение.
– Зачитайте, почему луг назван золотой?
– Что заставило мальчика заняться наблюдением?
– Объясните явление, которое наблюдал мальчик?
– С чем сравнивает М. Пришвин лепестки одуванчика?
Заглавие.
В) 3 часть: чтение и анализ.
Как теперь называет автор цветы?
Какова главная мысль текста? (Одуванчики вовсе не некрасивые цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только увидеть её, приглядеться)
Заглавие.
Г) Чтение плана рассказа.
Слайд № 9: план рассказа
1.Детская забава.
2. Маленькое открытие.
3.Интересный цветок.
Какое открытие сделал для себя автор?
9. Просмотр отрывка из фильма “ На лугу” – одуванчик
Какие ещё секреты одуванчика вам откроются?
Слайд №10
- Раскрывают “ладошки” не только к вечеру, но и перед дождём.
- Листья цветка используют в пищу.
- Лекарственное растение – целебный эликсир
? ? ? – Домашнее задание: найти в других источниках секреты цветка.
10. Краткий рассказ учителя о писателе
- Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть некрасивых цветов, и сделать маленькое открытие? Каким вы его себе представляете?
Рассказ учителя о писателе, фактах биографии.
Знакомство с выставкой книг писателя.
Слайд № 11: слова К. Паустовского о М. Пришвине “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина”
11. Творческая мастерская
Слайд № 12: М. Пришвин: “Мир полон чудес и это… чудеса не в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим”.
Работа в парах.
– Кто из вас бывал на лугу?
Кого можно там встретить? Поделитесь свом маленьким секретом.
Слайд № 13: Составление писем и телеграмм от имени жителей луга, используя знания – секреты обитателей.
Чтение работ.
12. Итог урока.
– Луга украшают землю. Полюбуйся чудесными бабочками, послушай гудение шмелей, пчёл, и ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.
Слайд № 14
Я сорвал цветок,
И он увял.
Я поймал мотылька,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Ч то прикоснуться к природе
Можно только сердцем.