Цели урока:
- определить уровень усвоенности учебного материала;
- формирование навыков групповой работы и умений определять сложность вопросов с первого взгляда;
- развитие интереса к географии.
Оборудование: экран лидерства на доске (см. Приложение), номерки, маршрутки, экспертные листы, буквенные названия столов, атласы, ручки, чистые листки.
Тип урока: обобщающее повторение.
Форма работы: групповая-игровая.
Ход урока
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
На свете шесть материков,
И каждый знать из вас готов:
Его расположение,
И недр его строение.
Какие ветры дуют там,
И можно ль лазить по горам,
Какие реки там текут,
Какие люди там живут.
И без всякого посредника,
Тема «Северная Америка»
Завершилась, как не жаль.
И теперь зовет нас в даль
Незнакомый материк,
Вдруг он в атласе возник.
Это такая «оказия» -
Это, конечно, – Евразия.
Только рано ставить точку.
Знанья о материке
Пригодятся детворе.
Сегодня всем на удивленье –
Игровое повторенье!
Вы активно на уроке
Поработайте немного.
А я щедро награжу
И 5-ку в журнале покажу!
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Правила игры просты.
Вот послушайте. Они –
Вам предложены вот здесь.
Их легко сейчас прочесть.
(Работа с маршруткой).
Первый столбик – номер хода,
Это вам уже не ода.
Я сама читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Второй столбик – только буквы
А, Б, С, Д, Е – больше нет.
Это все столов названье,
Это вам мое признанье.
Посмотрите столбик третий,
Тоже цифры – верно, дети?
Я хочу вам пожелать
Под этим номером отвечать.
Остальные правила:
- Садясь за стол, вы по – очереди, указанной в маршрутке, выбираете из предложенного списка вопросов – один вопрос и отвечаете. Пока один отвечает, второй участник выбирает тоже себе вопрос. Но главное условие: нельзя дважды отвечать на один и тот же вопрос.
- Время ответа на вопрос – 2-3 минуты.
- Ответив, не встаете со своих мест до тех пор, пока я не назову следующий номер хода.
- Эксперты заполняют экспертные листы и выбирают лидера стола. За лидерство ученик получает 0,5 балла.
- Экспертам разрешено задавать наводящие вопросы для достижения желаемого результата.
2. Операционно-исполнительский этап.
За столами проверяются:
- Стол «А» – знания особенностей географического положения.
- Стол «Б» – геологические знания.
- Стол «С» – климатические знания.
- Стол «Д» – гидрологические и демографические знания.
- Стол «Е» – разное.
Учитель называет номер хода. Например: «Ход № 1». Ребенок смотрит на первую строчку, видит там букву, которая означает, что на первом ходу он будет работать за данным столом. Цифра, стоящая через дефис с буквой означает: каким по счету он будет отвечать за данным столом. Учащиеся рассаживаются за столы согласно индивидуальным маршруткам, и начинается собственно групповая форма работы. По истечении 8 минут учитель просит экспертов назвать лидеров столов (если таковые есть), заполняет на доске экран лидерства и объявляет следующий номер хода.
3. Итогово-оценочный этап.
Эксперты выводят среднюю оценку каждому участнику игры, опираясь на данные своих экспертных листов. Учитель проводит коррекцию оценок, опираясь на данные экрана лидерства, т. е. к средней оценке плюсует баллы за лидерство.