Выходим в путь с дипломами в карманах.
Легка походка, волен стих.
Мы верим в жизнь, а вдруг она обманет?
………………………………………………
Оценки наши сверит время…
Альма-матер. Этим строчкам двадцать шесть лет. Позади институт, старинное двухэтажное здание с деревянными массивными дверями. Вход в институт прямо с улицы. Раньше в этом здании размещалась гимназия. В годы Великой Отечественной войны в стенах института был госпиталь. Оно всегда было выкрашено в зелёный цвет. И только спортивный зал отличался кирпичной кладкой. Его строили студенты и преподаватели в пятидесятые годы. Двора не было. Зелёные газоны с южной стороны, где в окружении клёнов стояла скульптура учительницы с шалью на плечах, обнимающая сидящего за партой ученика – недосягаемый идеал, как тогда казалось. На эту же сторону выходил таинственный большой балкон из любимой девяностой аудитории. Как хотелось там постоять! Помню широкие коридоры, лестницы с потёртыми каменными ступеньками, большой читальный зал с длинными рядами столов, с цветами в больших кадках и книжными стеллажами вдоль стен, где можно было без записи взять для конспектирования томики марксистов. Другой вопрос, пользовались ли они спросом? Больший интерес представляли их личности, чем идеология. На всю другую литературу мы писали заявки. Всегда была очередь. Библиотекари проверяли правильность составления заявок, а потом отправляли их на какой – то подвижной ленте в подвал. Вот где было настоящее книжное святилище. В то время хорошую книгу было трудно достать. Мировая классика нам открылась в институте и потрудилась над воспитанием наших чувств.
На выпускной шила платье из тонкого трикотажа шоколадного цвета. Оно сидело точно по фигуре, с вырезом под горлышко и было частью меня, лёгкое, подвижное. Если бы и вся открывающаяся впереди жизнь была бы такой же лёгкой! А дальше было непростое становление учителя, перипетии личной жизни, трудный период в стране. И только намного позже – обретение себя из моего потерянного поколения ... Мы всё постигаем методом проб и ошибок. Возвращаясь назад, помню, как меня занимал непонятный вопрос самосознания как характерной черты развитой личности. Наши личности шлифовались общественным строем и теми людьми, которых мы встречали на своём пути, которых любили. Только спустя годы я поняла, что это такое – осознавать себя, значимость своих поступков, мыслей. Как важно постигнуть всё в своё время, а значит вовремя и состояться. Всем известно, что институт даёт больше теории, чем практики. Однако он учит мыслить, задавать самому себе вопросы, искать на них ответы, развиваться настолько, насколько захочешь этого сам. Помнятся некоторые высказывания, напутствия:
«На уроке царит предмет обучения»,
«Смысл урока заключается в том, чтобы существенно улучшить что-то здесь и сейчас»,
«Стань для ребёнка интересным. Ты – главное учебное пособие»,
«Ты сердишься – значит не прав»,
«Не ошибается тот, кто не работает» – Жизнь подтвердила правоту этих слов…
Дети природы. В конце августа 2000 года я вышла из автобуса на въезде в деревню Русскинскую, огляделась. Впереди маячили невысокие крыши домов. Выделялся двухэтажный дом жёлтого цвета. Рядом был пустырь. Я ещё не знала тогда, что через шесть лет здесь построят современный четырёхэтажный дом, а я из рук главы района получу ключи от квартиры в этом доме. Привлёк внимание старый с резьбой деревянный указатель с надписью названия деревни. Было в этом что-то таинственное. Навстречу шёл мальчик, нёс полное ведро брусники, смущённо опустив голову. Дорогу до школьного городка нашла без труда. Прочитав название «национальная школа – интернат», испугалась. Тут же вспомнилось, что взяла с собой книжечку 1947 года выпуска с практическими заданиями по русскому языку в национальных классах. Это немного успокоило.
Учебный год удивил сюрпризами. Он начался в национальных классах первого октября. Дети оставались до этого времени в семьях на угодьях. Они помогали родителям в сборе дикоросов. Ягоды продавались. Появлялся относительный достаток. Потом стали прибывать учащиеся. На тот момент подготовительный класс считался как первый. Дети, окончившие подготовительный (первый) класс, переводились во второй. Знания были слабые. Общение в семьях происходит на родном языке, обучение ведётся на русском. Дети в дошкольный период детский сад не посещают. По этим причинам для них характерно общее недоразвитие речи. Мне пришлось в первый год работать с детьми третьего класса по учебникам второго и третьего года обучения. Многие обыкновенные вещи и понятия им были неизвестны. С удивлением для себя обнаружила, что умею моментально рисовать на доске, объясняя детям, что такое проигрыватель, пшеница, метро… Делала зарисовки к условиям задач. Рассказывала им всё то, что знала сама о многообразии мира. Дети удивляли меня своей естественностью. Веду урок, вдруг слышу с первой парты:
– Хватит болтать. Давайте писать, - практическому складу ума их учит жизнь в лесу на угодьях, родители.
На уроках природоведения в третьем классе объясняю смену времён года. Рассказываю о телах, веществах, частицах. Андрей твердит несколько дней:
– Я не верю! – Объясняю много раз. На одном из уроков у него вырвалось:
– Да верю уже!
Рома
– Не хочу я писать! – кричит.
– Не нужен мне ваш русский язык! Не хочу учиться! Не буду! Буду шуметь! – бросает ручку, тетрадь.
– Я залезу под ваш стол. Вам и достанется. А мне ничего не будет.
– Т.В., а в какой я класс пойду? Я хочу с вами, – перебрал что–то в столе, потрогал мою ногу.
– Я очень люблю учиться. Это, как его там, зато я буду умнее, рассказывает учителям старших классов.
Артём
– Ой, сколько ошибок! Зачем так диктовали? Я скажу директору, вас отсюда выгонят.
– Я буду стараться!
– Это трудно. Зачем трудное задаёте?
– Я не буду писать! Что так быстро говорите?
– Я не буду капризничать! Честно.
Андрей
– Я буду стараться! Я буду очень стараться! – усаживается удобнее.
– Я тебя жалею! Я тебе что – нибудь дам.
Обижается на свои ошибки:
– Я тогда не буду делать. Я тогда не приеду больше. Никогда!
…Задания, требующие размышления, выполнять не хочет. Просто списывает слова с доски, объясняя:
– У меня кружится голова.
– Сегодня я работать не буду. А завтра буду.
– Простите! Вы меня прощаете?
В конце года просматривает портфолио:
– Почему тут написано «не усваивает»? – объясняю ему, почему.
– Я буду стараться. Напишете «усваивает»?
Урок чтения. Выполняем упражнение «на улыбке». Говорит мне:
– Ну – ко, улыбнитесь! Ещё! – улыбается сам.
…Принцип естественности рассматривает ребёнка к способности саморазвития, самовоспитания. Обладает ли учитель терпением и искренним заинтересованностью в ребёнке? Ребёнок всегда прав. Виновными он и его родители бывают у тех, кто любит больше себя в педагогике. В чём заключается мудрость? Констатировать факт, оказывать педагогическое давление или показать ребёнку перспективу его развития, приободрить, поддержать, объяснить? Ругать ребёнка – значит ранить, озлоблять, отталкивать его от себя. Уважать ученика, считать его равным себе, всматриваться в него. И вдруг неожиданно замечаешь однажды, что он искренне удивлён неподдельным вниманием к себе. Дети умеют быть благодарными. Они будут работать, стараться. Любовь определяет степень защищённости ребёнка в этом мире. Откуда появилась общеизвестная молитва: «Господи, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. Смирение – принять то, что я изменить не могу. Разум, чтобы отличить одно от другого»?
На уроке царит предмет обучения. Но теперь я знаю, что урок – это, прежде всего – общение, а уже потом предмет обучения. Общение развивающее, а не назидательное. Положительный эмоциональный фон даёт эффект интеллектуального и творческого развития ученика, повышает уровень учебной мотивации. Процесс обучения идёт не обязательным, а естественным путём. Как принято считать, от человека – через предмет – к человеку. Советоваться с учениками, что и как лучше сделаем? [1]. Технология учителя - знание применения методик обучения и обладание великой тайной воздействия на детей. У каждого она своя. Для этого надо стать состоявшейся личностью, уверенной в себе, свободной от штампов. Мастерство профессионального отношения к ребёнку, его родителям вырабатывается порой долгие годы. В мастерстве учителя проявляется уровень культуры и характер его личности. «Мастерство – это и готовность к тому, к чему не готовился» [1]. Это реальная жизнь, а не красивая сказка о школе. Кто оспорит этот факт? Мы говорим о мастерстве, которое не выпячивается. Оно всегда трепещет от волнения и понимания, как трудно научить и воспитать. Оно присутствует и в повседневной рутинной работе без фейерверков, когда оттачиваются на мелочах учебные и поведенческие навыки учеников. Старые учителя говорили, что воспитывает только урок. Смысл урока – что–то существенно улучшить здесь и сейчас, а не там и потом. Урок – синтез трёх знаний: психологии, методики и материала предмета. Урок – жизнь, где вырабатывается установка: хочу – могу, буду – добьюсь. Урок – это трудная работа.
«Будь интересен себе – станешь интересным другим» [1]. Ты – главное наглядное пособие. Пусть тебя полюбят дети, и тогда родится магия учителя. Виртуозно соблюсти дистанцию и демократизм. Максимум доверия, требовательности по большому счёту и терпения. Быстрый результат в педагогике – это не всегда хороший результат, скорее – наоборот. Дети поймут и примут педагогику учителя, которого посчитают своим, полюбят. И тогда даже конфликты будут шлифовать характеры учеников и учителя. «Всё, что спасает урок, когда он вдруг не «пошёл» – педагогично» [1]. Только завоевав доверие, можно воспитывать. Настроить на свою волну, справиться на уроке, проявить профессионализм. Суметь передать детям эмоции, переживания, манеру речи, поведения, общения, давать им маленькими порциями информацию о себе – учить собою. Развивать в детях сознательность поведения, произвольное внимание, ответственность.
Первый класс. Как трудно организовать учеников на учебный процесс. Криком тут не поможешь, а только усугубишь положение. Проявить терпение?
В классе появился лёгкий шумок.
– Вы пришли в школу! На работу! Работайте, – наступает тишина.
– Где здесь ученики? Не вижу учеников в классе. Нет учеников, – отворачиваюсь к окну. Заплакать от отчаяния? А надо справиться. Дети подтягивают спинки, притихли. Урок продолжается.
– Кто здесь учитель? Нет учителя в классе. Может, мне выйти? – И снова рабочая обстановка.
– Подождём Максута. Урок продолжать не будем, – а ему весело, он играет и бегает по классу: «Догоните меня!» Ждём долго, молчим и стоим. Наконец, устал бегать, усаживается за парту: «Всё. Можете начинать».
– Ты нам разрешаешь? – улыбается.
– Тогда встань и вместе начнём урок, – смущённо молчит, далее работает старательно, Если выказать раздражение на поведение мальчика, шансов улучшить ситуацию будет ещё меньше. А нам необходим каждодневный маленький рост уровня его самосознания и положительных поведенческих навыков.
– Я себя наказываю – говорит Мурат и идёт в угол. Он играет, выставляется напоказ перед товарищами. Беру его за руку, вывожу оттуда, усаживаю за парту:
– Ты пришёл работать, а не в углу стоять. Что скажет нам мама?
Рассказываю детям о том, как учились люди моего поколения, их родители, о церберах в дореволюционных школах, о наказаниях, о ручках и чернилах, которыми писали. Удивлены.
«На ошибках учимся» [1]. Начинала работать. В классе был мальчик Рауф с проблемным поведением. Однажды он ушел с уроков. Вечером с завучем мы пошли домой к ученику разговаривать с папой. В семье сложились непростые отношения между родителями. Подходы к воспитанию сына у родителей были разными. Мама воспитывала мягко. Папа – сурово. Отец, необразованный человек, разговаривал с нами культурно, спокойно. В заключение он сказал:
– Вы неправильно сделали, что пришли. Я сейчас пойду, его найду и утоплю в пруду. Виноваты будете вы, – и отец прав.
Мы – профессионалы, а значит, обязаны управлять ситуацией и нести ответственность. Так я перестала «штамповать» замечания к поведению в дневники учащихся. С ребёнком нужно договориться. Замечаниями и двойками мы вкладываем ремень в руки родителей. В таком случае не стоит ждать отдачи от ученика, не говоря уже о воспитании положительной учебной мотивации.
Ты сердишься – значит, не прав. Знание этой мудрости ставит всё по своим местам. С высоты опыта могу добавить как неотъемлемую часть урока мастерство общения с ребёнком, сотрудничество с ним. И уже знаю, что обратная связь – это не только анкеты и рефлексия, а самое главное, что сегодня мне дали дети? О чём заставили задуматься, в чём повиниться? Чем порадовали? Чем удивили? Почему ввергли в отчаяние от неразрешимой задачи? Они же и дают ответы на все вопросы.
24. 11. 06. Дима даёт мне молчаливую подсказку. Его взгляд говорит: «Я готов, наконец – то, учиться. Уделите мне внимание. Я ещё жду», – упустить этот момент – потерять ребёнка – ученика. Как найти подход?
Воспользуйся живой шпаргалкой. Состояние ребёнка ведёт тебя по принципу целесообразности, реализуя главную мысль урока, отражённую в конспекте. Вот оно – живое общение, сотрудничество и положительный результат. Иди за ребёнком и веди его самого, не сбиваясь с цели. Если сошёл с верного пути, бери тайм – аут, приведи в порядок мысли, чувства, себя самого.
Зачем смещать акценты в учебно – воспитательном процессе? Бороться за оценки, знания – в итоге с учеником? Ребёнок противится насилию, не хочет учиться. Сместим акценты в сторону воспитания. Пусть ребёнок вместе с учителем переживает какие-то интересные события. Они позволят раскрываться ему, как личности. Процесс обучения станет ненавязчивым, естественным, жизненным и даже желаемым. Учитель и ученики будут просто жить на уроке. Разовьётся эмоциональная сфера ребёнка: тон ощущений, реакции, чувства, эмоционально – личностные качества. «Весёлое расположение духа – одно из самых существенных условий хорошего обучения» [В.П. Вахтеров]. В распоряжение учителя любая технология обучения: игровая, проблемная, проектная, уровневая дифференциация, диалог культур. Существует проблема формирования культурных эмоций и общения.
Первый класс. Ноябрь. С дисциплиной ещё возникают трудности, но дети уже удивляют. После уроков раздаю слова к празднику. Шума нет Кто – рисует. Другие спокойно прогуливаются по классу, строят какие – то содержательные разговоры друг с другом. Слышу, вдруг возникает тема о символике французского и российского флагов. Чем вызваны такие перемены в поведении? Осознали важность проделываемой работы? Вот и думай, что важнее – само внеклассное мероприятие или подготовка к нему? Маленькими порциями ежедневно ученики усваивают навыки культуры поведения, растёт уровень самосознания, самоконтроля, заинтересованность в общем деле. Ищу в детях поддержку: «Мурат меня не понимает. Объясните же кто-нибудь ему. Может, вас поймёт». Начинают призывать к порядку. Без агрессии спокойно объясняют, работают хорошо. Вглядываюсь в них, приучаю работать самостоятельно. Меняю виды работ. День на день не приходится.
Нация существует, пока есть культура. Педагогическая культура – это профессиональное отношение к ребёнку, родителям, учителям – коллегам, администрации. Взаимоотношения с этими лицами определяют исход профессиональной работы учителя. Конкурируй с собой, организуй себя на работу, расти. Дай оценку себе. Выполняешь ли ты высшее предназначение воспитывать и учить ребёнка, а значит:
- формировать отношения к наивысшим жизненным ценностям;
- выстраивать социальные отношения с миром;
- развивать культуру, творческую личность;
- быть добрым и счастливым.
В младшем школьном возрасте развитие интеллекта подчинено развитию эмоциональной сферы ребёнка. Одна из главных идей в научном творчестве Л.С. Выготского – психическое развитие ребёнка, единство аффекта и интеллекта. На основе развития эмоциональной сферы дети намного легче усваивают базовый компонент типовой программы. Центральной фигурой в воспитании является сам ребёнок. Взрослый должен не только учить и воспитывать, но и жить совместно с детьми жизнью, интересной для всех её участников и решать в ней свои педагогические задачи. Воспитывать в детях качества и умения, которые необходимы в общении и сотрудничестве. Эти качества связаны с развитием интеллекта и самостоятельности.
Сотрудничество – характерная черта личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. При этом ребёнку обеспечено чувство психологической защиты, условия формирования начал личностных качеств, развитие его индивидуальности, формирование знаний, умений, навыков не цель, а средство полноценного развития личности. Учитель понимает, признаёт личность ребёнка, его точку зрения, создаёт и использует ситуации, требующие от детей интеллекта и нравственной активности. Педагог исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Сотрудничество строится на основе групповой работы: обмен мнениями, общение, слушание, совместное решение проблемных задач. Сейчас я уже знаю ответ и на вопрос, что важнее, удивить или взволновать. Удивить – привлечь внимание, вызвать интерес. Взволновать – повлиять на чувственную сферу, воспитать, заложить фундамент для развития личности. Однако то и другое способствует развитию процессов сознания и мышления.
Резюме:
Просматривала видеозаписи уроков, мероприятий. Дети радуют: естественны, эмоциональны, артистичны, красивы, растут. В классе тринадцать мальчиков и три девочки. Развивается правильная речь, самосознание, чувство товарищества. На них хочется смотреть. С ними хочется общаться. О них хочется рассказывать.
И вот второй класс. Нет – нет, услышишь в минуты затишья на уроке: «А помните?..» Достали портфолио. Каждый прочитал заметки из дневника учителя. Притихли. Спрашиваю: «Интересно? Всё правильно? Ещё писать?». В знак согласия кивают головой.
От коллег можно услышать другое:
– Вы что, будете просвещать всю школу?
– Хорошая работа.
– Возомнила о себе!
Кто талантливее, успешнее, умнее – напишет о школе лучше. Мы же – рассказали о ней без прикрас. Хочется ответить некоторым администраторам: «Если не создаёте условий для работы – хотя бы не мешайте!» Учитель с многолетним стажем работы имеет право на собственное видение педагогического процесса, обобщение опыта своей работы. Он хочет ответить на вопрос, чего достиг? Но не всегда выдерживает многолетнее давление. В третьем классе мы были вместе лишь месяц.
– Прощайте, дети! Или до свидания?
Литература
1. Е.Н. Ильин «Из блокнота словесника». – Оса, «Росстани», 1994. - 48 С.