Вид: развивающий урок.
Тип: обобщающий урок.
Технология: здоровье сберегающая, проблемное обучение.
Форма проведения: коллективная.
Время проведения: 15 урок по теме “Фольклор народов России”
Цель урока: Обобщить знания учащихся о традициях и фольклоре народов Севера.
Задачи:
Образовательные: расширять кругозор учащихся, развивает речь, воображение и творческие способности учащихся.
Развивающие: развивать речь учащихся, память, мышление и творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма, толерантность, коммуникативные навыки.
Оборудование: костюмы для детей (национальная одежда народа ханты и русского народа). Выставка рисунков, макеты чума, нарты, малицы. Кассета с аудиозаписями, диапроектор, компьютер, экран, слайды.
Ход урока
Организация учебного процесса.
Ученик. Чтение стихотворения Р.Ругина “Молитва рыбака”
Учитель. Сегодня, ребята, мы отправимся в тундру. Для того чтобы туда попасть вам предлагаю отгадать загадки:
По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается -
От врагов спасается. (Олень).
Ученик: Олень от них убегает, а они не отстают (нарты).
Учитель: Пусть быстрая оленья упряжка помчит нас в тундру, упражнение “Олени”.
- Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)
Учитель: Народная мудрость гласит:
А что? Вы узнаете, составив поговорку.(дети составляют из карточек поговорку)
Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.
Учитель: Как вы понимаете поговорку?
Ученик: В дальней, тяжелой дороге, можно узнать какой олень сильный, выносливый.
Учитель: Северные народы уважают и любят - оленей. Заботятся о них. Кочуют вместе с ними. Отыскивают лучшие ягельные пастбища, спасают от злейшего врага - овода. Охраняют от хищника - волка.
Учитель: А теперь, мои друзья, давайте познакомимся с теми, кто живет в тундре.
Чтение стихотворений: “Белка”, “Олень”, “Журавль стерх”, “Заяц”, “ О гусе”, “Белый медведь”, “ Волк”.
Объясните значение приметы: Гуси летят - от зимы спешат.
Учитель: Когда пастухи вместе со стадом оленей кочуют по тундре, то в тех местах, где большие и богатые пастбища, они делают остановку. Ставят свои жилища. Раскладывают костры. Вот такое место и называется - стойбище.
Загадка.
Словно треугольник в тундре стоит, В небе над ним дымок дрожит. В летний зной и холода. Служит людям он всегда. (Чум)
Ученик: А вот перед нами и чум. Чум — одно из самых древних жилищ человека на земле.
Он похож на шалаш. Такие простые шалаши самые первые люди строили, там где не было пещер. В чуме и зимой тепло и сухо.
Послушайте и отгадайте загадку.
Девочки исполняют танец огня.Волшебник среди чума
На железе сидит.
И угостить может,
И укусить может, (очаг)
Ученик: У коренных народов Севера нет официальных праздников. Но есть дни радости - свадьба, рождение ребенка, приезд гостей, День оленевода. Все эти радостные события сопровождаются танцами, песнями и спортивными состязаниями.
Игры: “Хаер”, “Рыбаки и рыбки”.
Учитель: А теперь посмотрите на эти вещи:
игольница, платья. Рассмотрите орнаменты.
Каждый орнамент имеет свое название: Убегающие
олени”, “Грудь песца”,
“Подобный чуму”, “Головки”, “Уши зайца”.
Женщины северных народов сами шьют себе одежду из шкур оленей. Как называется одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур. (Малица)
А еще они такие мастерицы, что умеют из разноцветных кусочков оленьего меха создавать настоящие картины.
Но главное, вы должны знать, что все меховые вещи сшиваются не нитками, а оленьими жилами. Учитель: Л. Лапцуй писал: С рождением песня входит нам в сердце, А в смертный час стоит у изголовья... - Для чего человеку песня?
Ученик: Песня сопровождает человека всю жизнь: она поется в радости и в горе, когда мы работаем и отдыхаем, мы поем хором и тогда когда одни...
(2-6 класс исполняет колыбельную песню на языке народов ханты. 3 класс исполняет русские народные колыбельные).
Учитель: Наверное, нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Вспомните русские сказки похожие на северные сказки.
Ученик: “Как медведь хвост потерял” (Ненецкая сказка).
Учитель: В чем их сходство и различие? “Как ворон лису перехитрил” (ненецкая сказка)
Вспомните сказки, в которых встречаются герои этой сказки. “Почему собаки только лают”.
Дети. “Почему собаки только лают”. Похожа со сказкой Р. Киплинга “ Откуда у кита такая глотка”.
Итог урока. Викторина.
Назовите коренные народы Ямала?
- Должны ли пришлые народы изучать культуру
Ямала?
- Назовите северных писателей.
- Какие качества человека наиболее ценятся на
Севере?
- Объясните значения слов: чум, нарты, малица,
ханты.
- Назовите основное занятие ханты?
- Какую рыбу ловят в наших реках и озерах?
- На чем вывозят ханты свою добычу, возвращаясь с
охоты?
Литература
- Л. В. Федоров. Ямальский калейдоскоп, Тюмень, Издательство СО РАН. 2003 г.
- Л. В. Федоров. Северные родники. Тюмень, Издательство СО РАН. 2001 г.