Цель урока:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний по теме;
- практическое применение изученного материала;
- перенос ЗУН учащихся в нестандартные условия.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, мыслительных операций;
- развитие навыков групповой деятельности;
- развитие рефлексивных умений;
- развитие умения применять полученные знания;
- развитие информационной и коммуникационной компетентности учащихся.
Воспитательные:
- воспитание творческого подхода и ответственности к выполнению работы;
- содействовать в ходе урока развитию навыков сотрудничества, коллективизма;
- воспитывать культуру труда, трудовую дисциплину учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: игра, соревнование команд.
Средства урока: рисунки для защиты, оценочные листы, вопросы, загадки, ящик, устройства ПК.
Методическое обеспечение урока: парная или индивидуальная, групповая формы работы, вопросы, ответы, эстафета, защита-доклад, оценка и самооценка, угадывание, обсуждение-беседа, диалог, рефлексия.
Подготовка к уроку: При изучении темы: “Устройство компьютера” учащимся предлагается подготовить плакат (рисунок) компьютера будущего таким, каким они себе его представляют. Один проект могут готовить 1-2 учащихся, защита проекта происходит по заданному плану. Перед уроком класс делится на команды по 5-6 человек в зависимости от количества учащихся в классе. Ученики, которые готовили один проект на двоих, должны быть в одной команде. Команды придумывают себе название.
Правила соревнования команд: оценивает работу учащихся и команд жюри по оценочному листу. В состав жюри могут входить другие учителя, родители, специалист компьютерной фирмы и т.д. На первом этапе урока учащиеся защищают проект и зарабатываю баллы своей команде. После защиты команды соревнуются в знаниях, им предлагается ряд конкурсов. Итогом урока становится рефлексия с самооценкой.
План урока:
- Орг.момент. /10мин/
- Защита проекта. /45мин/
- Соревнование команд. /25мин/
- Итоги, рефлексия. /10мин/
Ход урока
I. Орг.момент.
Обеспечить готовность класса к уроку, сообщить цели урока, план урока и правила соревнования. Настроить учащихся на плодотворную работу, обеспечить благоприятный эмоциональный фон урока.
II. Защита проекта.
Учащиеся выходят для защиты проекта к доске с заранее подготовленным докладом, рассказывают по рисунку о своем компьютере будущего, затем отвечают на вопросы жюри и других учащихся.
План защиты:
- поколение, фирма;
- характеристика внутренних устройств (память, процессор, дисководы…);
- возможности компьютера;
- его программное обеспечение;
- характеристика подключаемых устройств.
Критерии защиты проекта:
- нестандартность и качество выполненного рисунка;
- качество защиты, полнота раскрытия пунктов плана защиты;
- ораторские способности учащегося;
- ответы на дополнительные вопросы.
Оценочный лист по защите проекта. Максимальное количество баллов -20.
Ф.И. учащегося, команда |
Нестандартность проекта (5б) |
Полнота и качество защиты по плану (5б) |
Ораторские способности (5б) |
Ответы на вопросы (5б) |
Итого баллов |
Критерий оценки за проект:
“5” - 18-20 баллов;
“4” - 14-17 баллов;
“3” - 10 – 13 баллов;
“2” - не ставится, учащемуся дается дополнительное время на подготовку проекта.
III. Соревнование команд.
Соревнование происходит по конкурсам. Жюри выставляет баллы в общий оценочный лист, за каждый правильный ответ в конкурсе ставится 1 балл.
1 конкурс: “Вопрос-ответ” Вопросы по истории развития ВТ. Каждой команде по 2 вопроса. Если команда не знает ответ, то право ответа переходит той команде, которая первой подняла руку.
- Сколько поколений ЭВМ существует? (5)
- На чем работали ЭВМ IV поколения? (БИС - большие интегральные схемы)
- К каким годам относятся ЭВМ III поколения? (конец 60-х)
- Первый программист мира. (Ада Лавлейс)
- Название первых отечественных ЭВМ. (МЭСМ, БЭСМ)
- В каком поколении ЭВМ появились дисплеи? (III)
- На чем работали ЭВМ II поколения? (транзисторы)
- В какой период стали выпускать ЭВМ V-го поколения? (конец 80-х)
- Кто изобрел арифмометр? (Чебышев, Беббидж)
- На чем работали ЭВМ I поколения? (электронных лампах)
- В каком поколении ВТ появились микро и мини? ЭВМ (IV)
- Что служило устройством управления в III поколении ВТ? (инженерный пульт)
2 конкурс. “Загадки”. Загадывается загадка. Отгадку говорит та команда, которая первой подняла руку. Нужно правильно отгадать и связать отгадку с информатикой.
- Шестигранный ученик
Нос во все совать привык?
- Нам без них – чего лукавить?
Ни прибавить, ни убавить.
Так и скачут тут и там,
Как скворцы по проводам.
(Карандаш)
- Виноваты, что спешат,
Виноваты, что стоят,
Виноваты, что отстали,
Сколько раз их разбирали.
(Счеты)
- В доме светится окно,
А в окне идет кино?
(Часы)
- На столбе высоком
Налилась груша соком.
(Телевизор)
- Всех перемыть ему не лень,
И по своей охоте
В труде проводит каждый день
И тает на работе.
(Лампочка)
- Писать – работа нелегка,
Но справляюсь я вполне,
Ведь 33 моих дружка
Всегда помогут мне.
(Мыло)
- Десять братьев не разлучных
Арифметике нас учат:
Помогают нам познать
Как делить и умножать
Прибавлять и отнимать.
(Буквы)
- Какого роста – узнаете вы просто:
Ее ведь так разметили,
Чтоб сразу рост приметили.
(Цифры)
- Серенькая крошка
Боится очень кошку.
Но эта же малютка
Слонов пугает жутко.
(Линейка)
(Мышь)
3 конкурс “Волшебный ларец”.
В ящике-ларце находится предмет, каждой команде ложится по одному предмету. Любой игрок команды вытаскивает предмет (устройство или его часть). Команда через 1 минуту должна его назвать и дать характеристику.
Предметы: картридж струйного принтера, микрофон или наушники, дискета или компакт-диск, прорезиненный шарик мыши, клавиши, звуковая или видеокарта и т.п.
Общий оценочный лист на соревнование.
Название команды |
Баллы за защиту проекта |
Конкурс “Вопрос-ответ” |
Конкурс “Загадки” |
Конкурс “Волшебный ларец” |
Итого баллов |
IV. Итоги, рефлексия.
Анкета рефлексии Ф.И. ____________________________ Поставь себе оценку по 5-балльной шкале. Оценка за проект и его защиту Оценка за работу в команде |
Образцы работ учащихся. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4