Применение информационно-коммуникативных технологий в биоэкологическом образовании школьников

Разделы: Биология


Система образования – один из главных потребителей информационных технологий. Информационные технологии рассматриваются как конкретный способ работы с информацией или как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. Бесспорно, что все педагогические технологии являются информационными, поскольку учебный процесс основывается на обмене информацией между учителем и учащимися. Тем не менее, в современной трактовке информационная технология обучения – это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютеры, видео- и аудиоаппаратуру и др.) для работы с информацией. [3]

Следует отметить, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного усвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя в настоящее время – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя. Очевидно, что всякое умение приходит к учащимся не без помощи учителя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставленную школьнику, которая, в конечном счете, ведёт к целеполаганию, автоматизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития.[3]

“Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования” (Н.Н. Рубакин).[1] В этом направлении широкие возможности представляет УМК “Сферы” по биологии издательства “Просвещение”. Данный комплекс, включающий в себя учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор и электронное сопровождение позволяет осуществлять фронтальную, групповую и индивидуальную деятельность учащихся под руководством, но без непосредственного участия учителя. УМК “Сферы” позволяет максимально использовать реальные и потенциальные возможности школьников, создавать наилучшие условия для развития способностей и талантов каждого ученика.

Ориентироваться в обучении не на имеющийся, а на более высокий уровень развития – это важнейшее условие активизации человеческого фактора в учебном процессе. Для этого учителю рекомендуется постоянно изучать учебные возможности школьников. Изучение учебных возможностей является в современных условиях не пожеланием, а обязательным требованием.[2]

Большое значение для повышения познавательной активности имеет создание в ученическом коллективе атмосферы успеха. В.А. Сухомлинский утверждал, что ребёнок стремиться работать тогда, когда труд даёт ему радость.[1] Работа с УМК “Сферы” позволяет доставить радость успеха в учении, пробудить чувство гордости. Даёт возможность обеспечить успех каждому школьнику, развивать даже самые малые познавательные способности, внушать уверенность в достижении положительных результатов, учить учиться, не допускать, чтобы ученик отстал, позволяет формировать содержательные мотивы учения, находить новые стимулы, лежащие в самом учении.

УМК “Сферы” позволяет организовать управление учебно-воспитательным процессом на демократических началах, на основе равноправного участия учителя и учащихся, представляет простор для творчества, инициативы, социальной активности. В наши дни проблема создания атмосферы доверия, взаимного уважения, симпатии между учителем и учеником, атмосферы свободы и творческого сотрудничества имеет особую актуальность.

Данный комплекс даёт возможность привлечь учащихся к оценочной деятельности, организации на уроке самооценки и самоконтроля.

Успех процесса обучения во многом зависит от творческого подхода учителя к работе, от его педагогических умений и навыков.

Литература

  1. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.
  2. Магомедов Н.М., Хисматуллина Л.Я. Педагогика школы: учебное пособие. – Самара: - Издательство “Самарский университет”, 1993. -196 с.
  3. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2008. – 206 с.