Развитите познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”.

Л.Н.Толстой

Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родителей. “В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Формирование ключевых компетентностей, а к ним относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование основных исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе”.

Руководствуясь государственными документами:

решила 2007-2008учебный год посвятить этой проблеме и организовать весь учебно-воспитательный процесс в виде долгосрочного творческого проекта “Моё родное понизовье”, в котором идея воспитания учащихся на традициях патриотизма и гражданственности включается в общую систему нравственно-патриотического воспитания детей.

С любви к малой Родине начинается любовь к Родине большой. Основополагающим фактором интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривается краеведческая работа (региональный компонент). Эта работа по взаимодействию с семьей позволит привлечь к реализации данного проекта и родителей нашего класса.

Содержание и формы работы проекта “Моё родное понизовье”

  • Составление программ, разработка проектов и тем исследований.
  • Участие в конкурсах, турнирах, выставках.
  • Проведение дискуссий,
  • Выступления с сообщениями, творческими отчетами.
  • Встречи с сотрудниками музеев, библиотек, почетными гражданами cела, экскурсии.
  • Творческие работы (формы творческих работ разнообразны и традиционны. Они зависят от возрастных особенностей. Это рисунки, поделки, сочинения, стихи, сказки, фотоочерки, проекты, а также проблемные ситуации, требующие работы с архивными источниками, документами, литературой, и экскурсии, встречи, интервью).

ТЕМА ПРОЕКТА: "Моё родное Понизовье"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе, селе.

Задачи:

  • Формировать понятийные формы семейных взаимоотношений, основанных на чувствах любви, заботы, уважения, толерантности (способности к пониманию).
  • Обогащать и систематизировать знания детей о городе Астрахани, селе Икряное.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего города, села.
  • Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, семейно-групповой.

Участники проекта: ученики 3-го класс, семьи воспитанников.

Время реализации проекта: октябрь 2007 года – декабрь 2008 года.

Продукт проектной деятельности:

  1. Альбомы детских работ с рисунками и фотографиями: “Наш город Астрахань” (посвящённый 450-летию города) , “Моя семья” (посвящённый Году Семьи), “Эмблема села Икряное” (посвящённый 80-летию Икрянинского района и 200-летию села Икряное).
  2. Фотоматериал “Здесь Родины моей начало” (Наше село Икряное).
  3. Выступление перед учениками своего класса или школы.
  4. Выпуск разовых или периодических бюллетеней.
  5. Итоговое занятие “Моё родное Понизовье”.
  6. Выставка детского творчества.

Имея большой опыт работы, всё больше задумываешься, как помочь все детям, особенно слабым, развить познавательную активность. Эти учащиеся в большинстве своём не умеют применять полученные знания в проблемных ситуациях, что значительно снижает уровень их образования. Просто поменять стиль взаимоотношений учителя и ученика я не могла, ведь столько лет проработать в развивающем обучении. Может ли образовательная деятельность быть другой? Как обеспечить исследовательскую деятельность не только “хорошистов” и “отличников”, а всех, особенно тех, кто ещё не нашёл себе достойного места в образовании, потому что у них не было возможности раскрыться в самостоятельной творческой работе? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит просто – обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики.

Учителя начальных классов очень хорошо знают, как важно заинтересовать детей на уроке, чтобы детям было понятно и доступно, так как уровень развития познавательной деятельности у детей моего класса ниже среднего или слабый. А это значит, что у этих детей кругозор ограничен, слабо развита речь, низкая познавательная активность. Учиться детям очень трудно. Я подумала, а что если именно исследовательская работа поможет этим детям реализовать свои фантазии, они научатся общаться друг с другом, выслушивать мнения своих одноклассников, получат азы работы с источниками информации, будут учиться планировать свою работу, доказывать. Для этого я организовала со второго класса кружок “Истоки”.Это помогает и на рабочих уроках. Работаем в группах. Организация исследовательской деятельности тесно связана с основным учебным процессом и ориентирована на развитие познавательной, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

На своих занятиях мы учимся видеть проблему, задавать вопросы. Поиск проблемы – дело непростое. Проблема-древнегреческое слово, означает “преграда”, “задача”, “затруднение”. Многие ученые утверждают, что увидеть проблему важнее и труднее, чем ее решить. Предлагаю учащимся такие задания и упражнения, которые развивают у учащихся умение видеть проблему:

  • Составь рассказ, используя данную концовку.
  • Назови как можно больше признаков у предмета.
  • Сколько значений у предмета? (ключ, ручка и т.д.).
  • Составь рассказ от имени другого персонажа.
  • Продолжи рассказ.

Важно использовать наблюдение как способ выявления проблем, сложных и не очень. Внешне метод наблюдения выглядит простым и доступным, а на практике это не простая задача. Наблюдение, пожалуй, самый популярный и доступный метод исследования, используемый в начальной школе. Дети на занятиях любят задания “Найди ошибки художника”, “Чем отличаются парные картинки?” и т.д.

“Выполняя исследовательскую работу с ребенком, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели” (А.И. Савенков, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Московского педагогического университета). Вполне достаточно общей характеристики. Даже профессиональный ученый не всегда знает, что он хочет сказать.

Учимся выдвигать гипотезы. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно уметь вырабатывать гипотезы по принципу “чем больше, тем лучше”. Выдвижение предположений может стать фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка. На уроках выполняем упражнения, позволяющие тренировать способность вырабатывать гипотезы по А.И. Савенкову.

В классе оформила уголок “Это интересно”, где дети задают друг другу письменные вопросы, а потом проводим час вопросов и ответов. При активном участии родителей проходят интеллектуальные игры. Для формирования исследовательского мышления важно провожу специальные занятия для развития творческих способностей, внимания, памяти младших школьников. В классе совместно с родителями реализуется коррекционно-развивающая программа “В мире профессий”, где большое внимание уделяется проектной деятельности. Дети, работая индивидуально, создают проекты “Моё имя”, “Моя семья”, “Профессия моей мамы, моего папы”. Дети решают логические задачи, учатся сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, что важно для формирования исследовательских навыков детей.

На уроках окружающего мира, знакомясь с темой “Геральдика”, дети узнали о законах построения гербов, увидели гербы разных городов. Им стало интересно, а есть ли герб у нашего села? Это и стало предметом одного нашего исследования.

Для исследовательской работы сначала выбрали тему детского проекта: “Путешествие в геральдику”. Творческое название: “Здесь Родины моей начало”.

Цели:

  • Развивать:
    • интерес к изучению своей Родины, своего края;
    • творческие способности;
    • исследовательские навыки.
  • Формировать:
    • представления о разных законах составления гербов;;
    • исторические понятия;
    • умения получать информацию из различных источников.

Основополагающий вопрос.

Есть ли герб у нашего села?

Проблемные вопросы:

  • Что такое геральдика и её законы?
  • Богатства нашего края.
  • Герб села Икряное.

1. На подготовительном этапе мы определили темы, по которым должны работать дети, определили порядок работы, наметили план.

Структура проекта:

\

  • Краеведы собирают материал о богатствах и достопримечательностях нашего района, села, узнают о появлении в селе лотоса.
  • Затейники придумывают задания для игр.
  • Историки – создают справочную страничку: собирают исторический материал о гербах, о гербоведении.
  • Художники изображают герб села, используя материал, который нашли дети предыдущих групп.

Группа краеведов провела работу над проблемой “Богатства нашего района”. Был поставлен проблемный вопрос: Чем славится наш край?

В ходе исследования провели экскурсию в музей, посетили библиотеку.

В музее дети узнали о богатствах нашего края, которые способствовали основанию села Икряное. В библиотеке им посоветовали прочитать статьи В.Коновалова “Икрянинский район”, Н.Никифоровой “Всё самое, самое, самое Астраханского края.”

У ученицы Бусыгиной Юлии папа работает на судостроительном заводе “Красные Баррикады”. Мы пригласили его к нам в класс. Он рассказал, что сейчас завод строит буровые плавучие платформы.

На классном часе мы обобщили полученный материал и сделали вывод, что наш район богат овощами, рыбой. А судостроительный завод “Красные Баррикады” имеет мировое значение. А также была оформлена папка “Дары Икрянинской земли”, где собраны картинки овощей и фруктов, стихи и загадки о них.

Затейники под руководством учителя придумали настольную игру “Лото”, в которой надо отыскать названия рыб и найти соответствующую картинку. Проведены были электровикторины: “Растения нашего края”, “Овощи, фрукты, ягоды”.

Историки в соответствии со своими познавательными интересами, сами выбрала объектом своего исследования гербы России и города Астрахани. Дети решили узнать, есть ли герб у нашего села Икряное?

В ходе исследования дети сами выбирали пути:

  • самостоятельно прочитали о геральдике и узнали о законах построения гербов: о их форме, цвете и предметах, которые могут быть изображены на гербах;
  • побывали в единственном в России Икрянинском Музее Рыболовства и узнали, как выглядит герб города Астрахани и какова история этого герба;
  • в библиотеке прослушали рассказ, посвящённый 80-летию Икрянинского района;
  • посмотрели в Интернете, посетили наше сельское муниципальное образование и узнали, что Эмблема с. Икряное   Утверждена решением Представительного Собрания Икрянинского района  от 20.06.2000 № 34(в редакции от 13.09.2005 г. № 24/2005;
  • приняли участие в празднике “Золотая осень”,
  • приняли участие в конкурсе “Дары осени нашего края”.

Результатами исследования является Презентация, рисунки, фотоальбом.

В ходе всей работы ребята узнали, что Герб – символ, знак отличия, эмблема государства. Выяснили, что придумать герб – непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов.

На уроке ИЗО дети попытались нарисовать герб села Икряное, соблюдая все правила составления гербов. Затем сделали вывод, что Герба у села Икряное нет, но есть эмблема. Она составлена по правилам геральдики. Только детям показалось, что не совсем точно авторы использовали “язык” цвета. Обидным показалось, что не все богатства нашего края отражены.

Но особенно заинтересовало детей изображение на эмблеме лотоса. Валера Воскобойников вспомнил, что видел этот цветок на речке Икрянке. Провели экскурсию на речку Икрянка, где растёт лотос, посетили библиотеку, где были предложены статьи о лотосе. Но сведений о том, как появился лотос в нашем селе, нет ни в библиотеке, ни в музее. Организовали встречу с жителями с.Икряное, узнали, как семья Сугаиповых посадила этот дивный цветок и ухаживала за ним. Дети в мае побывали на том месте, где должен расцвести лотос. Все переживали, будет ли он цвести в этом году, ведь была суровая зима. Наметили прийти на это место в августе, когда должен будет цвести лотос.

Весь материал под руководством учителя обработали, обсудили и выполнили на уроках технологии коллективную объёмную работу из бумаги и пластилина “Лотосовое поле”. На будущее уже наметили новое исследование о лотосе “ Каспийская роза”, которое проведём в 4-м классе.

В конце учебного года провели литературно-музыкальную композицию “Здесь Родины моей начало”, где и были представлены все творческие работы детей, презентации каждой группы, звучали стихи и песни о родном крае. Представители каждой группы знакомят участников проекта с результатами своих исследований. На основе полученных знаний объявляется конкурс на создание герба села Икряное.

На выставке рисунков отобрали те работы, которые наиболее близко отразили эмблему нашего села. Наградили детей грамотами, медалями. Выступили родители.

Детям отводилось большое место на всех этапах проекта: они вместе с родителями участвовали в экскурсиях и изготавливали материалы по итогам этих экскурсий, фотографировали, участвовали в изготовлении совместных творческих работ. Посещение архивов, музей, библиотек, беседы с очевидцами тех или иных событий дает богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор позволяет развиваться навыкам анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благоприятно отражается в учебной деятельности на различных уроках. В результате работы над проектом был достигнут конечный результат. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. Результат проекта может быть использован другими коллективами. А, главное, получено удовольствие от своей работы.

Литература

  1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.М.: “Сентябрь”, 2003. – 204 с.
  2. Савенков А. И., рабочая тетрадь “Юный исследователь”.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 20037.
  4. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
  5. Гайденко Е. Шаги в науку с первого класса. // Начальная школа. Методическая газета для учителей начальной школы. 2006.№ 10.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа.2005. № 9.
  7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. № 3.

Презентация