Дидактическая цель:
- Воспитывать в детях бережное отношение к животному миру.
- Расширять представления детей о мерах по защите и охране фауны.
- Формировать целостное восприятие окружающего мира.
Тип урока: урок-усвоение новых знаний
Задачи:
1. Обучающие:
- Познакомить детей с мерами по защите и охране животного мира.
- Помочь учащимся понять первичные потребности и проблемы людей и животных, нуждающихся в помощи, а также осознать, что существуют различные точки зрения на проблемы, которые требуют анализа и обсуждения.
- Выявить значение животных в жизни человека.
2. Воспитательные:
- Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в природе и окружающей жизни.
- Воспитывать в детях бережное отношение к природе, животному миру.
- Формировать понятия о доброте, отзывчивости.
3. Развивающие:
- Развивать навыки грамотной устной и письменной речи.
- Развивать творческий потенциал учащихся.
- Развивать умение высказывать собственную точку зрения.
Методы:
- Словесный
- Зрительно-слуховой
- Проблемно-поисковый
- Самостоятельная работа
Формы организации:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
Средства обучения:
- компьютерная техника (презентация)
- видеоаппаратура (просмотр отрывка видеофильма)
- доклады учащихся
- сюжетные картинки
- дидактический материал
Учащиеся класса разделены на 3 группы. Каждая группа занимает свое место за столом.
Ход урока
1. Организационный момент
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный.
Ведь в классе у ребят –
Урок уж больно важный.
2. Актуализация знаний
1. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня на лесной опушке с утра стоит переполох. Интересно, кто же там шумит? Ответить на этот вопрос мы сможем только тогда, когда разгадаем кроссворды.
(Каждой группе раздаются заготовки кроссвордов. В клеточки кроссвордов дети вписывают названия животных. В выделенных клеточках можно прочитать подзаголовки темы урока - «Природа в беде», «Помоги животным», «Красная книга»)
2. Постановка цели и задач урока
- Ребята, кто же поднял шум на опушке?
- Что произошло?
- Оказывается, стряслась большая беда. Почему же необходимо бережное отношение к любому объекту природы?
(Ответы детей)
- Сегодня мы поговорим с вами об охране животных. Посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли. Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло более 150 видов животных, причем, половина из них – за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
3. Первичное усвоение новых знаний
1. Погружение в проблему по охране животных
- Послушаем, о чем нам расскажет «пострадавшая сторона».
Сообщения учащихся:
- Это было более 250 лет назад. В 1741 г. экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом животных становилось все меньше и меньше, и к 1768 г. их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.
- В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей – странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя…
По вине человека исчезло много других зверей и птиц, насекомых и растений.
- Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка, каждое уничтоженное животное – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще – что же станет с природой? Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Что же тогда говорить о больших ранах…
- С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Исчезают ценные породы деревьев, гибнут редкие виды животных. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов…
Зато все больше загрязняются воздух, водоемы. От этого страдают не только растения и животные, но и сам человек.
- Животным приходится трудно и по другим причинам. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 2002 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов.
Опасны и бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу мяса таких животных может привести к серьезным болезням людей.
Театрализованное представление «Разноцветная река» (см. Приложение 1)
(Ответы детей)
- Нельзя забывать и о природных катаклизмах и чрезвычайных ситуациях: ураганах, наводнениях, лесных пожарах! Они тоже приносят много бедствий не только человеку, но и животным.
Просмотр отрывка видеофильма про лесные пожары. Фильм предоставлен Областным детским экологическим центром.
2. Подбор методов и способов выхода из сложившейся ситуации
- Люди всего мира поняли, что природа планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведутся большие работы по охране природы. Проводится такая работа и в нашей стране. Что же в данной ситуации могут предложить наши «защитники»?
Сообщения учащегося об экологической организации «GREENPEACE». (см. Приложение 1) Просмотр видеозаписи о деятельности организации «IFAW.org» (продолжение фильма)
4. Физминутка
5. Первичная проверка понимания
Игра «Согласен – не согласен» (с использованием сигнальных карточек зеленого и красного цвета)
- Ответьте на каждое утверждение, используя сигнальные карточки:
1) В зоне стихийного бедствия следует спасать только людей.
2) Людям, проживающим в районах, подверженных стихийным бедствиям, следует запретить содержание домашних животных.
3) В зоне стихийного бедствия люди и животные нуждаются в помощи и друг в друге – разделить их невозможно.
4) Если люди не пересмотрят свое отношение к сложившейся ситуации (уничтожение животных, загрязнение водоемов, воздуха и др. экологические бедствия), то им грозят тяжелые заболевания и гибель.
5) Не оказание помощи кому-либо во время стихийного бедствия является проявлением жестокости.
6) Следует оказывать помощь людям и животным исключительно в нашей стране. Беды зарубежных стран нас не касаются.
- Объясните свой выбор цвета карточки.
6. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образцу
1. Обсуждение способов применения полученных знаний
Сообщение учащегося о Хвалынском национальном парке, расположенном в Саратовской области (см. Приложение 1)
- Послушаем вердикт «судей»
Презентация «Природа в опасности». (В создании презентации участвовали учащиеся и их родители)
Знакомство с Красной книгой (сообщение учащегося) (см. Приложение 1)
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются птицы,
Охраняются даже цветы!
2. Творческое применение полученных знаний
- Тест «КАКИЕ ФАКТЫ ВАМ УДАЛОСЬ ЗАПОМНИТЬ?» (см. Приложение 2)
- Эмблемы (каждая группа на подготовительном этапе к уроку готовит эскиз эмблемы своей команды. На уроке учащиеся защищают свою работу).
- Загадки (см. Приложение 3)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Продумать свои методы защиты животных и растений, находящихся в беде; выполнить рисунки
8. Подведение итогов
- Давайте подведем итог нашего урока.
- Над чем же заставил задуматься нас сегодняшний урок?
- Как надо относиться к природе, людям?
(Ответы детей)
(Оценки за урок)