Учебный проект "Удивительный мир симметрии"

Разделы: Математика


Для активизации работы с учащимися я использую программу INTEL "Обучение для будущего", в основе которой положено понятие проекта, аккумулирующее новые педагогические технологии. Данный учебный проект - это результат самостоятельной творческой деятельности учащихся, организованной на основе использования информационных и коммуникационных технологий, имеющей социально значимую и образовательную цели.

В ходе работы над проектом выделяются следующие этапы:

  • Продумывание учителем темы проекта. Была выбрана следующая тема проекта: "Удивительный мир симметрии".
  • Выбор возрастной категории учащихся. В проекте участвовали ученики 10-го класса.
  • Формирование основополагающего вопроса. Перед учащимися был поставлен вопрос: "Является ли симметрия - основополагающим принципом устройства мира?"
  • Формулирование проблемных вопросов. Проблемные вопросы помогают исследовать различные стороны основополагающего вопроса. Учащимся были предложены исследования по следующим вопросам: "Можно ли с помощью симметрии создать порядок, красоту и совершенство?", "Во всём ли в жизни должна быть симметрия?"
  • Формулирование дидактических целей проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения; формирование навыков работы в команде.
  • Формулирование методических задач: освоить представление о симметрии в пространстве; научить пользоваться мультимедийной презентацией для оформления результатов; научить учащихся кратко излагать свои мысли устно и письменно.
  • Определение творческого названия проекта. Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. Вместе с учениками была выбрана тема проекта: "Удивительный мир симметрии".
  • Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов. Учащиеся разделились на три группы. Первая группа занималась исследованиями по проблемному вопросу: "Можно ли с помощью симметрии создать порядок, красоту и совершенство?" Форма представления результатов - презентация. Вторая группа занималась исследованиями по вопросу: "Во всём ли в жизни должна быть симметрия?" Форма представления результатов - буклет. Третья группа занималась созданием дидактического материала по данной теме.
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. На этом этапе ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?) Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
  • Самостоятельная работа групп. Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
  • Подготовка учащимися презентации по отчёту о проделанной работе. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя - консультирование, помощь.
  • Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.
  • Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Приложение 1

Приложение 2

Презентация