Цель: уметь соотносить единицы длины.
Задачи:
- закрепить знание соотношений единиц длины; упражнять в сравнении этих величин; упражнять в решении задач; совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- воспитать интерес к математике, активность на уроках, чувство взаимопомощи.
Встали ровненько. Садитесь. Девиз нашего урока сегодня:
“Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим”.
II. Сообщение темы, цели урока.
Сегодня мы с вами вспомним то, что уже изучили по теме: “Величины”, будем упражняться в сравнении этих величин, решим задачу, вспомним приемы письменного умножения, сложения, вычитания и деления многозначных чисел.
Урок у нас будет необычный; поэтому учебники нам сегодня не понадобятся. Мы совершим путешествие по сказке братьев Гримм “Бабушка Метелица” (фотография писателей и книга демонстрируются детям).
III. Повторение изученного материала.
Сказка “Бабушка Метелица” начинается так: “ У одной вдовы было 2 дочери: родная дочка и падчерица (объясняется значение слова “падчерица”). Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица – хорошая и прилежная. Но мачеха не любила её и заставляла делать всю тяжёлую работу. Она целыми днями пряла “веретено”.
– Кто из вас, ребята, знает, что такое “веретено”? (показывается рисунок веретена, на доске записано само слово, показывается рисунок).
– Прясть веретено – очень трудоёмкая работа, поэтому давайте ей поможем в этом непростом деле.
1) математический диктант
Перед вами полоски бумаги, на которые вы будете записывать ответы.
(У детей лежат полоски бумаги, записав ответ, они сворачивают листок, дальше записывают и сворачивают, по окончании математического диктанта разворачивают по одному ответу и вместе проверяем).
– записать число, в котором 30 единиц II класса и 300 единиц I класса;
– 8 сотен тысяч 7 десятков тысяч 5 единиц тысяч;
– Самыми высокими облаками являются серебристые облака, которые проявляются на высоте 90 км. Вырази эту высоту в метрах;
– У старика Хоттабыча есть борода, её длина 7 дм. Сколько см борода у Хоттабыча?
– Длина пиявки 12 см. Сколько это мм?
– Высота хоккейных ворот 120см, а футбольных в 2 раза больше. Какой высоты футбольные ворота?
– Сколько квадратных дециметров в 2-х метрах квадратных?
– Сколько квадратных сантиметров в 3-х метрах квадратных?
(Дальше идет проверка).
– Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, помогли падчерице.
2) работа в тетради
– Что случилось однажды с падчерицей? (уронила в колодец, прыгнула в колодец).
– Что встретила падчерица на своем пути? (печку)
– О чем печка попросила падчерицу? (вынуть хлебы).
– Давайте поможем падчерице вынуть хлебы из печки, но они непростые, на каждом хлебце – задание. (На доске рисунок печки, с разрезом, куда вставлены нарисованные хлебцы, и на каждом написано задание).
Вырази в метрах: | Вырази в квадратных метрах: |
18 км=… | 8 кв. км=… |
8 км 070 м=… | 1.500 кв.дм=… |
70 км 006 м=… | 230.000 кв.см=… |
50 км 407 м=… | 38 а =… |
3) решение примеров
– Молодцы! Пошла она дальше, видит – стоит яблоня, вся усыпанная спелыми яблоками, а на каждом яблоке – примеры, которые нужно решить ( на доске прикреплён рисунок яблони с прорезями, в которые вставлены нарисованные яблоки).
238*4 | 304*3 | 129*6 |
938:8 | 984:8 | 876:4 |
IV. Физминутка.
– Пошла падчерица дальше, а навстречу ей вышла Бабушка-Метелица. Пока они разговаривают, мы с вами отдохнем. (показывается рисунок бабушки-Метелицы).
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
V. Закрепление пройденного материала.
– Итак, вернемся к сказке. О чем попросила Метелица девочку? (остаться, помочь взбить ей перину). Но перина у Метелицы – необычная. Когда её взбивают, то у людей на земле идет снег. Задание: на снежинках – уравнения, их нужно решить.
х+75=150 | х*6=240 | 350:у=5 |
– Как вознаградила Метелица девочку за работу? (когда она проходила мимо ворот, то на неё полил золотой дождь, она вся покрылась золотом).
– Правильно, ворота закрылись, и девочка очутилась на земле. (показывается рисунок девочки, украшенный “золотом”).
– Но ленивице тоже захотелось к Бабушке-Метелице.
– Как помогала ей Ленивица?
– Что она получила за свою работу? (котёл черной смолы)
– Но котел тоже непростой.(показывается рисунок)
– Чтобы Ленивице отмыться, надо решить задачу, которая записана на котле. Поможем Ленивице?
“В шести вагонах поезда по 50 пассажиров, а в 10 вагонах по 36 пассажиров. Сколько всего пассажиров было?”
(Идёт работа над задачей и дальше дети самостоятельно её решают, называют только ответ).
– Молодцы! Все старались, очень хорошо поработали! Но мы тоже можем получить “золото”. Для этого Метелица предлагает нам решить задание по карточке №1.
927-792 | 308-195 | 658+342 | 389+572 |
(Дети решают самостоятельно, карточки лежат у всех на партах).
VI. Оценивание.
– Кто решил примеры – поднимите руки (дети награждаются “золотом”).
VII. Итог урока.
– Сегодня мы очень многое успели сделать с вами. Чему учит нас сказка? (ответы детей)
– Что мы повторили за урок? Молодцы! Спасибо всем за работу. Урок окончен.