Исследование силы Архимеда

Разделы: Физика


Цели:

  1. Углубить и систематизировать знания учащихся о законе Архимеда.
  2. Научить применять знания для  решения практических задач.
  3. Формировать умения  самостоятельной исследовательской работы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, тонкостенный стакан с водой, линейка, пластилин.

Компьютерная поддержка урока: презентация; таблицы, составленные в Excel.

Схема работы имеет вид:

Исследование силы Архимеда.
(применение знаний на практике)

Решение задач
(использование Power Point)
1 урок
Практическая работа.
(использование Power Point; Excel)
1 урок

Этапы урока Ход урока
Актуализация знаний Сообщение темы и целей урока.
Физический диктант.
  1. Укажите, как обозначается и в каких единицах измеряются физические величины: объем, масса, вес, давление.
  2. Какими приборами измеряются величины: объем, масса, вес, давление?
  3. Как определить объем тела, зная его геометрические размеры?
  4. Какой смысл вкладывают в понятие плотности вещества?
  5. По какой формуле рассчитывается сила Архимеда?
По готовым ответам производится самопроверка.
Применение знаний на практике. (решение задач)

1. Решение задач:

решения задач.
Разноуровневые задания выполняют не только обучающую, но и познавательную функцию. Задачи учащиеся решают самостоятельно по группам.

Задачи 1 уровня:

Живые организмы, населяющие Мировой океан, можно разделить на три группы: планктон – микроскопические водоросли, мельчайшие животные, обитающие в толще воды; нектон – рыбы и морские животные, способные самостоятельно перемещаться в воде и на её поверхности; бентос – растения и животные, обитающие на дне океана.
Сравните плотность перечисленных видов живых организмов с плотностью воды.

2. На ловле глубоководных жемчужин специализировалась этническая группа населения Южной Японии – ама, причём, профессия ныряльщика преимущественно женская. Рассчитайте силу Архимеда, действующую на полностью погруженного человека в воду, если масса ныряльщицы 70 кг. Ответ: 700 Н

Задачи 2 уровня.

1. Живущий в тропических морях моллюск наутилус может быстро всплывать и вновь опускаться на дно. Этот моллюск живёт в закрученной спиралью раковине. Когда ему нужно подняться или опуститься, он изменяет объём внутренних полостей в своём организме. Объясните поведение моллюска.

2. У восточных берегов Средиземного моря расположено Мёртвое море. В нём не водится рыба, не растут водоросли, даже утки не плавают. И не удивительно, ведь солей в море в 10 раз больше, чем в океане, - до 340 г в литре. Если рыба из впадающей реки Иордан случайно заплывёт в этот «бассейн с рассолом», она погибнет через минуту.
Какая сила будет действовать на человека массой 60 кг в этом озере (средняя плотность человека 960 кг/м3), если он погрузится на 2/3 своего объёма?
(Ответ: 437,5 Н)

3 уровня.

1. Самая тяжёлая древесина у пиратинеры, растущей в Британской Гвиане в Южной Америке. Даже в высушенном состоянии она имеет плотность 1,36 г/см3.
Будет ли плавать изделие, сделанное из этого дерева, в воде?

2. Определите, используя закон Архимеда, плотность жидкости, которую нельзя взвесить и объем которой нельзя измерить.

Обобщение и систематизация результатов. Отчёт о работе представляется в виде оформления решения задач в тетради и выступления у доски с подробным объяснением хода решения задач.
Подводятся итоги и оценивается деятельность учащихся.
Актуализация знаний.

Исследовательская работа.

Сообщение темы и целей урока.
Инструктаж по технике безопасности.
Алгоритм выполнения заданий.
Исследовательская работа предполагает творческое применение знаний в нестандартных условиях, поэтому целесообразно выполнять работу поэтапно.

1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе за несколько дней до урока даётся задание для поиска детьми методов и способов решения проблемы:
Как, имея линейку и стакан с водой, определить плотность пластилина?

2 этап - реализация проблемы.
1. Обсуждение найденных способов решения задачи.
2. Создание команд, объединяющих детей одного образовательного уровня, для практической деятельности.
3. Распределение дифференцированных заданий среди учащихся.

Применение знаний на практике.

Задание 1 уровня

Удобно использовать таблицу, выполненную в Excel. Учащиеся заполняют пропуски.

таблица 1

Задание 2 уровня:

таблица 2

Задание 3 уровня:

таблица 3
Обобщение и систематизация результатов работы. 3 этап - рефлексивный.
Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся.
Домашнее задание. Экспериментально определите объём вашего тела.