Цели:
- Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100.
- Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.
- Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование: рисунки с изображением Иван-Царевича, Змея Горыныча, Кощея; карточки с числами и буквами, орнамент из цифр для каллиграфической минутки, листки с примерами для групповой работы.
План:
1. Орг. момент.
2. Объявление темы урока.
3. Каллиграфическая минутка.
Какая цифра спряталась в орнаменте?
Пропишем её. 22222.
4. В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем выполнив первое задание.
1) Назовите числа, Сколько в числе единиц и десятков? Найдите “лишнее” число; расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернём карточки. Что получилось?
35, 73, 33, 40, 13, 23.
73 |
|
35 |
|
33 |
|
23 |
|
13 |
К |
|
О |
|
Щ |
|
Е |
|
Й |
5. Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея.
1) Индивидуальное задание у доски (3 человека).
38+2 65+5 28+2
46-4 87-3 39-6
46+40 87+10 39+30
2) Работа по карточкам у каждого ученика.
82+8 56+6 76+4
100-20 50+30 90-40
75-5 91-90 83-3
Поведет Ивана-Царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).
3) “Лабиринт”. Выходят дети к доске и чертят линией к числу.
4) Волшебный клубочек привёл Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: “Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький”. По какой дороге идти Ивану?
5) а) А на дороге числа записаны рядами. Найдите закономерность, продолжите ряды чисел:
20, 17, 14, …, …, …, …
2, 4, 7, 11, …, …, …, …
б) Работа по карточкам у каждого ученика.
12,14,16,…,….,……,……
2,5,8,11…, ….., …… .
Проверка индивидуального задания.
6. Ребята победили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находился меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт тремя замками. А замки не простые – на каждом пример. Что скажете?
Замки откроются, если мы исправим ошибки, сделаем их невидимками. Стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действия.
46=50 28+1=30 55 = 50
4+46=50 1+28+1=30 64+1 = 68
Итак, меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен!
7. Решение примеров на сложение и вычитание. Работа в парах.
Замок Кощея находится на огромной высокой скале. Поможем Ивану-Царевичу преодолеть скалу, решив примеры.
60 – 5 30 – 8 33 + 7 58 + 2 – 4
40 – 7 52 – 30 80 – 5 78 + 20 – 6
Работаем в парах, помогаем друг другу. Результаты пишем поочерёдно карандашами разного цвета.
8. Решение задачи.
Вот и добрались до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя! Если не выполнишь голова с плеч! Вот первое задание.
В моём саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок было 12, серебряных 8. 9 яблок я сорвал. Сколько осталось яблок?”
а) Запись краткого условия, разбор задачи.
Было – 12 яблок и 8 яблок.
Сорвал – 9 яблок.
Осталось - ?
б) Самостоятельное решение задачи.
в) Проверка, вписывание чисел в схему.
9. “Ну, Иван, забирай Василису, – сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня четыре башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?”
10. Итоги урока.