Урок литературного чтения на тему "Авторская поэзия: мастерская стиха" (4-й класс; система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Обобщить знания о разных видах рифм, как средстве организации стихотворной речи; открыть некоторые  секреты поэтического творчества, используя различные выразительные средства;                                                                                                                   
  • Развивать навык выразительного чтения, умение анализировать поэтическое произведение, сравнивать, обобщать; развивать эмоциональную сферу детей через работу со стихотворением; развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения.
  • Воспитывать духовно-нравственные качества учащихся на высоких образцах классической русской поэзии, музыки, живописи; воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, любовь к литературе.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран ;
  • презентация к уроку по теме (приложение 1);
  • музыкальные фрагменты из произведений:  А. Свиридов. «Метель». Романс;  П.Чайковский. «Евгений Онегин».Увертюра (приложение 2 ).

Ход урока:

1. Организационный момент ( Приветствие гостей кивком головы и улыбкой) (приложение 1 слайд1)  жужжащее чтение ( 5 минут).

2. Сообщение темы и цели урока  ( приложение 1 слайд 2 - звучит музыка: А.Свиридов «Метель»  романс)

- Сегодня на уроке мы завершаем работу по теме «Авторская поэзия: Мастерская стиха». Вспомним разные виды рифм. Перечитаем понравившиеся нам произведения русских поэтов, прикоснёмся к их творчеству. Попробуем творить и сами.

3. Актуализация знаний: ( приложение 1 слайд 3 - продолжает звучать музыка).

- Поэзия!  Что это такое? (ответы детей). 
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение К. Бальмонта «Как я пишу стихи»:

Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей  издалека,
Четвёртая смеётся набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда – не сочиняю.

- Как вы думаете, К. Бальмонт шутит или всерьёз делится секретами поэтического творчества? (ответы детей) 
- Творчество для поэта- это прежде всего труд или вдохновение? (ответы детей) 
- Это  результат изучения предмета или удивления перед ним?  (ответы детей) 
- Чем же отличается поэтическая речь от прозаической?   (ответы детей)
- Что такое рифма? Вспомните и назовите их. (приложение 1 слайд 4 - продолжает звучать музыка)  (ответы детей)
- Художник рифмует цветовые пятна на палитре и предметы на картинах. Каким образом? (приложение 1 слайд5) (ответы детей)
- В литературе принято обозначать рифмы буквами:
аабб – парная рифма
абаб – перекрёстная рифма
абба – охватная рифма

- С произведениями каких поэтов мы познакомились в этой главе? (приложение 1 слайд 6) (ответы детей)

4. Обобщение изученного о рифмах:

4.1 Парная рифма: В. Маяковский. Тучкины штучки (приложение 1 слайд7)

  • - Тихое чтение;
     - Перечитайте и подготовьтесь к выразительному чтению.
  • - Выразительное чтение( читают 2 ученика по очереди);
    - Сравните, кому из них лучше удалось передать характер этого стихотворения?
  • - Наблюдение и определение вида рифмы:
    - Какое настроение передаёт автор? Какую рифму он использует для этого?

4.2 Перекрёстная рифма:  А.Пушкин. Зимняя дорога (приложение 1 слайд 8)

  • Тихое чтение;
    - Вспомните это стихотворение и приготовьтесь читать его наизусть.
  • Чтение наизусть (1 ученик)
     - Оцените работу вашего товарища, дайте обоснование.
  • определение вида рифмы:
    - Почему автор использует именно эту рифму?    (ответы детей)
    - Эти стихотворения отличаются не только рифмой, а значит и настроением, но и ударением. Сравните эти строчки. (слайд9)
    - Понаблюдаем,  где стоят ударения? (дети прохлопывают ритм).
    - Как будут бежать лошади, если использовать размер,  которым пользуется  В.Маяковский? (ответы детей)

4.3 Охватная рифма: А. Белый. Весна. (приложение 1 слайд10).

  • читает учитель;
  • определение вида рифмы:
    - К какой рифме обратился поэт? (ответы детей)
    - Какие чувства переполняют лирического героя?(ответы детей)
  • чтение хором
    - Постараемся прочитать это стихотворение очень проникновенно.

Ф.Тютчев. Как весел грохот летних бурь…(приложение 1 слайд11)

  • тихое чтение;
    - Перечитайте и подготовьтесь к выразительному чтению.
  •  хоровое чтение по рядам;
  • наблюдение и определение вида рифмы:
    - Какое настроение передаёт автор? Какую рифму он использует для этого?

4.4 Сочетание рифм в одном стихотворении.

- Итак, мы рассмотрели все виды рифм . Повторим их ещё раз. (приложение 1 слайд12)
   - А бывает ли так, что в одном стихотворении поэт использует сразу все три вида рифм? (ответы детей)

С. Маршак. Как поработала зима…(приложение 1 слайд13)

  • тихое чтение;
  • чтение по четверостишиям с определением рифмы; ответы детей) 
  • чтение наизусть ( по желанию)

 А.Фет. Это утро…(приложение 1 слайд14

  • тихое чтение; 
  • наблюдение над словом:

  • - Что заметили в этом стихотворении? (ответы детей)
    а) использование форм одного и того же слова (это, этот, эта, эти);
    б) отсутствие глаголов;
  • определение вида рифмы; (ответы детей)
  • выразительное чтение (1 ученик).
    - Оцените работу вашего товарища, дайте обоснование.

4.5 Онегинская строфа.

- А кто был первым, кто  использовал сразу все три вида рифм? (приложение 1 слайд15 – звучит   музыка: П.И.Чайковский «Евгений Онегин» Увертюра) (ответы детей)
- Прочитаем одну из строф романа и послушаем фрагмент увертюры к опере «Евгений Онегин».

 А. Пушкин. Зима! Крестьянин торжествуя…(приложение 1 слайд16)

  • тихое чтение;
  • чтение по четверостишиям с определением рифмы:
- Какие три картины изобразил автор? (ответы детей)
- Какие рифмы использовал поэт и как при этом менялось настроение?
  • чтение  наизусть( по желанию)
  • словарная работа:

- Найдите слова, которые теперь в нашей речи не употребляются (дровни, бразды, кибитка, ямщик, на облучке, кушак, дворовый мальчик).
- Попытайтесь дать объяснение этим словам. ( учитель помогает при необходимости) 
- Проходит время, изменяются не только слова, которые люди употребляют в своей речи, изменяется сама жизнь.
- Время- это уже история…Пора и нам сходить на выставку.

5. Посещение международной выставки «необычный взгляд на мир»

(приложение 1 слайд 17)-звучит музыка: А.Свиридов «МЕТЕЛЬ» Романс
- Перед вами две скульптуры С. Дали. Всмотритесь повнимательнее! Символом чего являются эти скульптуры? Можно ли сказать, что человек победил время? (ответы детей)
- Да, время течёт…
- Время течёт быстро – и нет уже давно рядом с нами великих поэтов, о которых мы говорили сегодня. ( приложение 1 слайд18- музыка продолжается)
- Короток их век, но время не остановить и их великие творения сегодня были с нами на уроке:

Мы все умрём - людей бессмертных нет.
И это всё известно и не ново,
Но мы живём, чтобы оставить след –
Дом, иль тропинку, дерево, иль слово…
- Они оставили нам… слово (приложение 1 слайд19- музыка продолжается)
- Поэты очень разные по возрасту (жили в разные века), темпераменту, характеру дарования и мировоззрению. Но их роднит то, что они знали цену поэтическому слову, понимали ответственность поэта перед временем и народом.

6. Творческая мастерская

- Пришло время творить и нам.
- Переведите прозаическую речь в стихотворную.
- Это отрывки из стихотворений В.Берестова. Рифмующиеся слова выделены курсивом:

Задание 1  (приложение 1 слайд 20)

Он тянет и тянет руку над партою.
Неужто никто и не взглянет на него?
Не нужно отметок в журнал и в дневник,
Довольно того, что он проник в тайну.
Чтоб чудо свершилось, решилась задача…
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

- Звучит правильный  вариант:

Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Не нужно отметок в журнал и в дневник,
Довольно того, что он в тайну проник.
Чтоб чудо свершилось, задача решилась…
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

Задание 2  (приложение 1 слайд 21)

Кому двенадцать лет, тот в детский сад 
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом золотом детстве
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Скорей его забыть! Ведь оно
Пятно в геройской биографии.

- Звучит правильный  вариант:

Кому двенадцать лет, тот в детский сад 
Ходил тысячелетия назад.  
Об этом самом детстве золотом 
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Скорей его забыть! Ведь оно
В геройской биографии пятно.

Задание 3  (приложение 1 слайд 22)

- А в этом стихотворении рифмующиеся слова не выделены. Найдите их и восстановите стихотворение:

Вот девчонка с отцом собирает грибы.
Прохожу мимо них и гляжу молодцом,
И молчу… А не худо бы спросить,
Как мне выбраться нынче отсюда.

- Звучит правильный  вариант:

Вот девчонка грибы собирает с отцом.
Прохожу мимо них и гляжу молодцом,
И молчу… А спросить бы не худо,
Как мне выбраться нынче отсюда.

7. Итог урока (приложение 1 слайд 23- звучит музыка: А.Свиридов «МЕТЕЛЬ» Романс ).

- Каков же мир чувств, впечатлений и переживаний поэта?
- Подходит ли эпиграф к главе и уроку, к этим произведениям?
- Открылись ли и вам некоторые секреты поэтического творчества?
- Спасибо, вам, ребята, за активность, за умные ответы, за ваше творчество! 
- Я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете для себя новое в поэзии.

На душе светло, как в храме,
Ни проблем, ни бурь, ни вьюг.
Я пришла к вам - со стихами,
Кто их принял, тот мой друг…