Цели:
- Обобщить знания о разных видах рифм, как средстве организации стихотворной речи; открыть некоторые секреты поэтического творчества, используя различные выразительные средства;
- Развивать навык выразительного чтения, умение анализировать поэтическое произведение, сравнивать, обобщать; развивать эмоциональную сферу детей через работу со стихотворением; развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения.
- Воспитывать духовно-нравственные качества учащихся на высоких образцах классической русской поэзии, музыки, живописи; воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, любовь к литературе.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран ;
- презентация к уроку по теме (приложение 1);
- музыкальные фрагменты из произведений: А. Свиридов. «Метель». Романс; П.Чайковский. «Евгений Онегин».Увертюра (приложение 2 ).
Ход урока:
1. Организационный момент ( Приветствие гостей кивком головы и улыбкой) (приложение 1 слайд1) жужжащее чтение ( 5 минут).
2. Сообщение темы и цели урока ( приложение 1 слайд 2 - звучит музыка: А.Свиридов «Метель» романс)
- Сегодня на уроке мы завершаем работу по теме «Авторская поэзия: Мастерская стиха». Вспомним разные виды рифм. Перечитаем понравившиеся нам произведения русских поэтов, прикоснёмся к их творчеству. Попробуем творить и сами.
3. Актуализация знаний: ( приложение 1 слайд 3 - продолжает звучать музыка).
- Поэзия! Что это такое? (ответы детей).
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение К. Бальмонта «Как я пишу стихи»:
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда – не сочиняю.
- Как вы думаете, К. Бальмонт шутит или всерьёз делится секретами поэтического творчества? (ответы детей)
- Творчество для поэта- это прежде всего труд или вдохновение? (ответы детей)
- Это результат изучения предмета или удивления перед ним? (ответы детей)
- Чем же отличается поэтическая речь от прозаической? (ответы детей)
- Что такое рифма? Вспомните и назовите их. (приложение 1 слайд 4 - продолжает звучать музыка) (ответы детей)
- Художник рифмует цветовые пятна на палитре и предметы на картинах. Каким образом? (приложение 1 слайд5) (ответы детей)
- В литературе принято обозначать рифмы буквами:
аабб – парная рифма
абаб – перекрёстная рифма
абба – охватная рифма
- С произведениями каких поэтов мы познакомились в этой главе? (приложение 1 слайд 6) (ответы детей)
4. Обобщение изученного о рифмах:
4.1 Парная рифма: В. Маяковский. Тучкины штучки (приложение 1 слайд7)
- - Тихое чтение;
- Перечитайте и подготовьтесь к выразительному чтению. - - Выразительное чтение( читают 2 ученика по очереди);
- Сравните, кому из них лучше удалось передать характер этого стихотворения? - - Наблюдение и определение вида рифмы:
- Какое настроение передаёт автор? Какую рифму он использует для этого?
4.2 Перекрёстная рифма: А.Пушкин. Зимняя дорога (приложение 1 слайд 8)
- Тихое чтение;
- Вспомните это стихотворение и приготовьтесь читать его наизусть. - Чтение наизусть (1 ученик)
- Оцените работу вашего товарища, дайте обоснование. - определение вида рифмы:
- Почему автор использует именно эту рифму? (ответы детей)
- Эти стихотворения отличаются не только рифмой, а значит и настроением, но и ударением. Сравните эти строчки. (слайд9)
- Понаблюдаем, где стоят ударения? (дети прохлопывают ритм).
- Как будут бежать лошади, если использовать размер, которым пользуется В.Маяковский? (ответы детей)
4.3 Охватная рифма: А. Белый. Весна. (приложение 1 слайд10).
- читает учитель;
- определение вида рифмы:
- К какой рифме обратился поэт? (ответы детей)
- Какие чувства переполняют лирического героя?(ответы детей) - чтение хором
- Постараемся прочитать это стихотворение очень проникновенно.
Ф.Тютчев. Как весел грохот летних бурь…(приложение 1 слайд11)
- тихое чтение;
- Перечитайте и подготовьтесь к выразительному чтению. - хоровое чтение по рядам;
- наблюдение и определение вида рифмы:
- Какое настроение передаёт автор? Какую рифму он использует для этого?
4.4 Сочетание рифм в одном стихотворении.
- Итак, мы рассмотрели все виды рифм . Повторим их ещё раз. (приложение 1 слайд12)
- А бывает ли так, что в одном стихотворении поэт использует сразу все три вида рифм? (ответы детей)
С. Маршак. Как поработала зима…(приложение 1 слайд13)
- тихое чтение;
- чтение по четверостишиям с определением рифмы; ответы детей)
- чтение наизусть ( по желанию)
А.Фет. Это утро…(приложение 1 слайд14)
- тихое чтение;
- наблюдение над словом:
- определение вида рифмы; (ответы детей)
- выразительное чтение (1 ученик).
- Оцените работу вашего товарища, дайте обоснование.
- Что заметили в этом стихотворении? (ответы детей)
а) использование форм одного и того же слова (это, этот, эта, эти);
б) отсутствие глаголов;
4.5 Онегинская строфа.
- А кто был первым, кто использовал сразу все три вида рифм? (приложение 1 слайд15 – звучит музыка: П.И.Чайковский «Евгений Онегин» Увертюра) (ответы детей)
- Прочитаем одну из строф романа и послушаем фрагмент увертюры к опере «Евгений Онегин».
А. Пушкин. Зима! Крестьянин торжествуя…(приложение 1 слайд16)
- тихое чтение;
- чтение по четверостишиям с определением рифмы:
- Какие рифмы использовал поэт и как при этом менялось настроение?
- чтение наизусть( по желанию)
- словарная работа:
- Найдите слова, которые теперь в нашей речи не употребляются (дровни, бразды, кибитка, ямщик, на облучке, кушак, дворовый мальчик).
- Попытайтесь дать объяснение этим словам. ( учитель помогает при необходимости)
- Проходит время, изменяются не только слова, которые люди употребляют в своей речи, изменяется сама жизнь.
- Время- это уже история…Пора и нам сходить на выставку.
5. Посещение международной выставки «необычный взгляд на мир»
(приложение 1 слайд 17)-звучит музыка: А.Свиридов «МЕТЕЛЬ» Романс
- Перед вами две скульптуры С. Дали. Всмотритесь повнимательнее! Символом чего являются эти скульптуры? Можно ли сказать, что человек победил время? (ответы детей)
- Да, время течёт…
- Время течёт быстро – и нет уже давно рядом с нами великих поэтов, о которых мы говорили сегодня. ( приложение 1 слайд18- музыка продолжается)
- Короток их век, но время не остановить и их великие творения сегодня были с нами на уроке:
Мы все умрём - людей бессмертных нет.- Они оставили нам… слово (приложение 1 слайд19- музыка продолжается)
И это всё известно и не ново,
Но мы живём, чтобы оставить след –
Дом, иль тропинку, дерево, иль слово…
- Поэты очень разные по возрасту (жили в разные века), темпераменту, характеру дарования и мировоззрению. Но их роднит то, что они знали цену поэтическому слову, понимали ответственность поэта перед временем и народом.
6. Творческая мастерская
- Пришло время творить и нам.
- Переведите прозаическую речь в стихотворную.
- Это отрывки из стихотворений В.Берестова. Рифмующиеся слова выделены курсивом:
Задание 1 (приложение 1 слайд 20)
Он тянет и тянет руку над партою.
Неужто никто и не взглянет на него?
Не нужно отметок в журнал и в дневник,
Довольно того, что он проник в тайну.
Чтоб чудо свершилось, решилась задача…
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!
- Звучит правильный вариант:
Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Не нужно отметок в журнал и в дневник,
Довольно того, что он в тайну проник.
Чтоб чудо свершилось, задача решилась…
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!
Задание 2 (приложение 1 слайд 21)
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом золотом детстве
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Скорей его забыть! Ведь оно
Пятно в геройской биографии.
- Звучит правильный вариант:
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом детстве золотом
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Скорей его забыть! Ведь оно
В геройской биографии пятно.
Задание 3 (приложение 1 слайд 22)
- А в этом стихотворении рифмующиеся слова не выделены. Найдите их и восстановите стихотворение:
Вот девчонка с отцом собирает грибы.
Прохожу мимо них и гляжу молодцом,
И молчу… А не худо бы спросить,
Как мне выбраться нынче отсюда.
- Звучит правильный вариант:
Вот девчонка грибы собирает с отцом.
Прохожу мимо них и гляжу молодцом,
И молчу… А спросить бы не худо,
Как мне выбраться нынче отсюда.
7. Итог урока (приложение 1 слайд 23- звучит музыка: А.Свиридов «МЕТЕЛЬ» Романс ).
- Каков же мир чувств, впечатлений и переживаний поэта?
- Подходит ли эпиграф к главе и уроку, к этим произведениям?
- Открылись ли и вам некоторые секреты поэтического творчества?
- Спасибо, вам, ребята, за активность, за умные ответы, за ваше творчество!
- Я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете для себя новое в поэзии.
На душе светло, как в храме,
Ни проблем, ни бурь, ни вьюг.
Я пришла к вам - со стихами,
Кто их принял, тот мой друг…