Современная наука и практика пытаются развести понятия “самоуправление” и “соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми. Мне, как практику и классному руководителю со стажем ближе принципы самоуправления, выделенные Н.П.Капустиным:
- консультативная помощь классного руководителя;
- предметность деятельности (есть деятельность - есть самоуправление, нет деятельности - нет самоуправления);
- единое планирование;
- выборность органа самоуправления;
- сменяемость функции руководства и подчинения;
- участие всех учащихся в самоуправлении;
- согласие, разногласия могут возникнуть в ходе выработки решения, после действует правило - принятое решение обязательно для всех.
Опираясь именно на эти принципы и принципы Педагогики Индивидуальности О.C.Гребенюка, и была разработана структура самоуправления класса.
Структура классного ученического самоуправления:
В совет самоуправления класса (ССК) входят шесть учащихся, избранных путем тайного голосования. Срок действия ССК - 2 месяца, затем выбирается новый состав. Все члены совета поочередно исполняют роль президента, который отвечает за работу каждого члена совета в конкретный промежуток времени.
Функции ССК:
- cоставление плана работы совместно с классным руководителем;
- организация и проведение классных мероприятий;
- анализ эффективности проведенных мероприятий;
- организация дежурства;
- подготовка и проведение конкурса “Лучший ученик класса”;
- разработка проектов;
- организация связи с консультационным советом и лицейским советом школы.
Цели
- Повышение активности учащихся в классных делах.
- Реализация интересов каждого учащегося.
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи
- Создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- Дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- Развивать креативность;
- Роздать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- Формировать толерантность.
Совет самоуправления класса проводит
Формы проведения
- планирование;
- проектирование;
- тренинги;
- ролевые игры.
Как просто по пунктам, опираясь на научные труды, все расписать на бумаге. Однако реальность каждого школьного дня диктует свои условия.
Нельзя прийти в класс и объявить детям: “С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа, у меня она заняла год:
1 этап:
- Сбор информации (диагностика и мониторинг ученического и родительского коллективов)
2 этап:
- Планирование, с учетом особенностей класса.
3 этап:
- Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг- игры).
4 этап:
- Контроль (самоконтроль учащихся).
5 этап:
- Коррекция (внесение изменений).
И снова анализ.
За девять месяцев учебного года была составлена схема распределения детей по сферам интересов, разработаны индивидуальные карты развития и воспитания, проведен мониторинг самоанализа личности. Каждую четверть проводились командные тренинги, в которых предоставляется полная свобода реализации каждого и как руководителя, и как функционера.
Этот учебный год я начала без плана воспитательной работы.
В сентябре для разработки его я привлекла ребят. Во-первых, мне всегда казалось, что план составленный педагогом опирается на цели и задачи в воспитании, диктуемые социальным заказом, во- вторых, мне всегда была близка позиция гуманистического подхода в воспитании (воспитание как актуализация нравственных качеств ребенка через выстраивания совместной деятельности).Существует много приемов и технологий этого процесса. Я воспользовалась известными приемами немного модифицировав их.
1 этап “Самоопределение”
Ребятам предлагалось написать в виде прилагательных ответ на вопрос: “Каким ты видишь себя в будущем?”
2 этап “Коллективное определение”
Групповая работа. Ребята распределили прилагательные по степени схожести.
Пример: отзывчивый, толерантный, дружественный.
3 этап “Ценностное определение”
Я рассказала ребятам о том, что в разные эпохи люди обращались к различным ценностям, но именно совокупность таких ценностей, как истина, свабода, добро позволяла сохраниться жизни и развиваться человечеству.
В беседе с ребятами я предложила соотнести написанные ими прилагательные с общечеловеческими ценностями. Несоответствующие прилагательные прикреплялись отдельно.
Особо бурно обсуждали прилагательное “богатый”, выяснили, что материальное богатство - это не самоцель, богатым можно стать путем достижения цели-ценности (например, стремясь к истине, сделать научное открытие и получить премию).
Таким образом, совместно с ребятами мы сконструировали ряд целей-ценностей, которые надо достичь, чтобы стать человеком, обладающим свойствами (см. 1этап).
4 Этап “Коллективное проектирование”
Я спросила у ребят: “Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?”
В беседе родилась мысль о том, что нужно продумать конкретные дела класса, а может быть и школы. Так родились пять классных программ-проектов.
5 этап “Выборы самоуправления”
В беседе с ребятами мы пришли к выводу, что необходимо курировать каждый проект в процессе его воплощения. Обсуждался вопрос ответственности за результаты деятельности по достижению целей.
Ребята предложили создать Совет Самоуправления Класса (ССК).
Классное самоуправление появилось на основе конкретных дел, осознанно, а не стало лишь очередной игрой.
Одним из таких дел стал конкурс “Лучший ученик класса”, варианты положения, оценочных листов предложил каждый ССК,а потом сформировали единые подходы к конкурсу.
Положение о проведении конкурса “Лучший ученик класса”.
Условия конкурса: Победителем конкурса может стать любой ученик класса, набравший максимальное число очков по итогам года.
Каждый ученик в конце четверти получит лист для самооценки, затем Совет самоуправления класса, представители родительского комитета, классный руководитель оценят достоверность предъявленной информации и подсчитают количество баллов.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.
Оцени себя (реально)!
Учебная дисциплина
Баллы мах | Твой балл | Балл ССК | |
Ведение дневника (вовремя сдавать, заполнять, не забывать) | 3 | ||
Посещение уроков без опозданий | 5 | ||
Отсутствие пропусков уроков без уважительных причин | 5 | ||
Отсутствие замечаний за поведение на уроках | 10 | ||
Деловая форма одежды в школе | 3 |
Учеба
Окончание четверти без троек | 25 | ||
Выполнение всех Д/З | 5 | ||
Активная работа на уроке | 5 |
Участие в жизни класса
Активное участие в классных мероприятиях | 5 | ||
Конкурс “Портфолио” | 10 | ||
Дежурство по классу | 3 | ||
Вежливость | 10 | ||
ВСЕГО | МАХ-89 | ||
ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ПРОЕКТА | 15 | ||
Итог | Мах-104 |
Самоуправление в классе действует уже третий год, после первого опыта мы внесли изменения, дополнили положение о конкурсе впереди большая диагностическая работа, анализ и коррекция. Будут новые находки и открытия. Важно, что ребята почувствовали- мнение каждого очень важно для всех и от каждого зависит результат общего дела.
Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.
И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь дорасти детям. И тогда заветные слова “Дети сами” не станут пустой декларацией.