Цели:
- развивать умение распознавать части речи по их существенным признакам, обобщить знания о знаменательных частях речи, провести разграничение частей речи на самостоятельные и служебные;
- воспитывать внимательность, сосредоточенность, самостоятельность.
Оборудование:
- Достопримечательства города (иллюстрации),
- Театр кукол, Краеведческий музей, Кремль, музыкальный театр,
- Стихи о городе Астрахани на карточках у каждого ученика.
Ход урока
1. Организация класса
2. Постановка темы и цели урока
– За окном середина осени. Каждое время года богато на праздничное событие.
- Какое событие отмечала осень в нашем городе? (Юбилей города-450 лет)
- Прошли праздничные мероприятия, но это не значит, что мы перестали интересоваться историей города, его достопримечательствами. С каждым днём, месяцем, годом он становится лучше и краше.
- Ребята, куда мы вчера ездили? (Музей Боевой славы)
- Что нового и интересного вы узнали об истории нашего города?
- Сегодня, ребята, на уроке мы совершим заочное путешествие по нашему городу. Вместе с нами будут путешествовать части речи, мы постараемся правильно распознавать их в текстах, стихах, сочинять нужные рифмы.
- О каком родном городе мы говорим?
- На доске предложение
Астрахань – город любимый и родной (какие части речи употреблены в нём?)
(Повторить правила о частях речи, о самостоятельных и служебных)
1 остановка – Словарная работа
(Из слова Астрахань составить другие слова, употребив буквы этого слова – сахар, стан, наст, хан, рана, астра …)
– На какие вопросы они отвечают? Какие это части речи?
2 остановка – Астраханский Кремль
(Дети читают стихи о городе)
Мой город, над Волгой рекой
Взгляните, красавец какой
Он лебедем крылья простёр
Родной обнимая простор
Астрахань – чудесный город
Всех чудес не перечесть
Голубых здесь много ёлок
И берёзки тоже есть
Ну-ка, снимем шапки, братцы,
Да поклонимся Кремлю!
Это он помог собраться
Городам в одну семью!
Городов России
Знаю очень много
Только нет дороже мне
Города родного
Как не гордиться мне тобой
О, Астрахань моя
Когда над Волгою родной
Стою недвижим я.
– Молодцы, ребята!
Нам предлагается такое задание: записать каждое четверостишие и правильно найти в нём нужные части речи (по карточкам)
Дети самостоятельно выполняют задание (звучит мелодия вальса)
Фронтальная проверка – несколько ребят зачитывают стихи и части речи к ним.
3 остановка – Краеведческий музей
– Ребята, чтобы попасть в музей, нам нужно перейти дорогу, повторив правила дорожного движения. Я буду читать стихи, а вы должны дополнить их нужными рифмами, записав их в три столбика по частям речи.
Иди через улицу там, пешеход
Где знаком указан тебе (переход)
Мы три родные брата
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам
Наш домик (светофор)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горим и день и ночь
(Зелёный, жёлтый, красный)
Зелёный вспыхнул впереди –
Свободен путь, (переходи).
А если жёлтый свет горит
Он приготовься (говорит)
Этот знак всем пешеходам говорит
«Путь закрыт»
Кто не подчинится –
Попадёт в (больницу)
Чтоб под машины
Вам не попадать
Правила движения
Нужно (соблюдать)
Задание проверяется.
– Молодцы, ребята. Все хорошо знаете правила дорожного движения.
– А теперь мы немного отдохнём в стенах нашего Музыкального театра и послушаем песню про наш город.
Группа девочек исполняют песню «Мой белый город»
4 остановка – Театр кукол
– Сегодня у нас заочное путешествие, а на следующей неделе мы с вами поедем в Театр кукол на представление.
– Что же нас ожидает в нём?
– Каким сказочным героям подходят все эти признаки?
Толстенький, озорной, весёлый, хвастливый (Винни Пух)
Деревянный, добрый, смешной, озорной (Буратино)
Жадный, злой, коварный, упрямый (Карабас-Барабас)
– Какие части речи мы употребили, чтобы отгадать сказочных героев?
Летает, любит варенье, любит баловаться (Карлсон)
Лечит и любит зверей, помогает всем выздоровить (Доктор Айболит)
– Какие части речи здесь вам помогли отгадать этих сказочных героев?
– Молодцы, ребята! И с этим заданием вы тоже справились.
5 остановка – Картинная галерея
– А теперь, ребята, мы мысленно перенесёмся в картинную галерею Бориса Кустодиева. Картины бывают разные, вот послушайте стихотворение «Музей» и назовите, какие жанры картин бывают и на какие вопросы они отвечают?
Здесь картины и скульптуры
Сколько хочешь ты глазей
На портретные фигуры
Нынче ты пришёл в музей
Мы картины больше любим
И на всё дадим ответ
Вот девчонка в пёстрой шубе –
Это, милый друг, портрет.
Вот пирожных сдобных груда
Хочется их сунуть в рот
Вывод следует отсюда:
На картине натюрморт.
Мы хотим с прекрасным встречи
Будь то утро или вечер
Соберём подруг, друзей
И пойдём в большой музей.
На любой здесь вкус картины
Что же любит зритель наш?
Рощу с красною рябиной?
Это, милый друг, пейзаж.
– Давайте назовём жанры картин – портрет, пейзаж, натюрморт.
– Какие это части речи и на какие вопросы они отвечают?
(Нужно выполнить звуко-буквенный анализ этих слов: 1 ряд – портрет, 2 ряд – пейзаж, 3 ряд – натюрморт)
Проверка задания.
– Молодцы, ребята!
– Сегодня мы очень много путешествовали по городу, выполнили много заданий.
3. Итог урока
– О чём мы говорили на уроке, что распознавали в словах?
– Чему научились?
– Назовите самостоятельные и служебные части речи.
На следующих уроках мы подробнее будем изучать части речи, сравнивать их между собой и правильно употреблять их в русском языке.
Урок окончен. До новых встреч!