Цели:
- обобщить знания детей об осенних признаках;
- развивать любовь к родной природе;
- расширять кругозор учащихся.
Ход утренника
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить об осени. Каждый человек видит её по-своему. Многие поэты воспевали её красоту, а разнообразие красок осени настолько велико, что ни один художник не откажется от возможности показать всю красоту природы в это время года.
Где осени следы?
В кувшине с добрым чалом,
В листочках золотых,
Последних, запоздалых.
Утёнка помнишь ты?
За лето уткой стал он.
Где осени следы?
В арыке без воды,
В рубиновом гранате,
В янтарном винограде.
И в перелётах птиц
Под вечер на закате.
Где осени следы?
В шуршащих школьных картах,
И в выкрашенных партах.
У скользкого порога
И стынущей воды…
Там осени следы.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.
Ученик:
Что вы, птахи, засуетились? Что туда-сюда носитесь без толку? Или испугал кто?
Птицы:
Пугать никто не пугал. Да только осень сюда идёт. Пора нам в стаи сбиваться, в тёплые края собираться.
Ученик:
И, правда: вон уже и рожь в поле сжали и снопы связали. И рябина по лесам раскраснелась. Оглянуться не успеешь, как осень здесь будет!
Входит Осень.
Ученик:
Как? Откуда ты взялась?
Осень:
На туче приехала. Ветер северный за погонщика был, дождик-изморозь за указчика. Да зори холодные долго светят, да листья дорогу стелют… Мне на пути нигде преграды не было!
Ученик:
Что ж, значит пришло твоё время хозяйничать на земле. Только уж очень не торопись тучи гнать, дожди поливать. Дай ты людям с делами управиться, птицам в дальние края собраться, животным к зиме приготовиться.
Сценка из жизни животных
Медведь: Осенью у нас, медведей, забот немало. Во-первых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас, медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся сладким медком диких пчёл и ос. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир-это запас пищи на всю зиму. Живём мы, медведи, лет до пятидесяти.
Лиса: А мы, лисы, к зиме меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а самое главное – удивительное чутьё, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей-полёвок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
Ученик: Не торопись, Осень, дай приготовиться!
Осень: Так что ж мне, выходит, без дела сидеть?
Ученик: Почему это без дела? Ты пока леса разукрась, паутинки развесь. Прибери землю к празднику Урожая. А хочешь, с детьми поиграй, послушай стихи, песни.
Осень: Вот это мне по душе! Здравствуйте, ребята!
Я осень золотая,
В гости к вам пришла
И подарки детям
Всем я принесла.
Дети:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
И тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам муки.
Дети:
Значит, будут пироги!
Осень:
Принесла вам гречки.
Дети:
Каша будет в печке!
Осень:
Принесла вам овощей.
Дети:
И для супа, и для щей!
Осень:
Принесла вам мёду.
Дети:
Полную колоду!
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень:
Дождику вы рады?
Дети:
Не хотим, не надо!
Осень:
Кто под дождик попадёт, тот сейчас плясать пойдёт!
Игра «Дождик»
«Дождик» догоняет ребят. Пойманные ребята танцуют под музыку.
Надоело, надоело,
Смотришь в небо,
Солнце ждёшь,
А на землю то и дело
Сыплет скучный серый дождь.
Дождик, дождик, дорогой,
Отдохни денёк – другой!
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что осень славится овощами? Овощи – копилка витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся «докторами» заболевших людей.
Морковь и фасоль лечат от малокровия тех ребят, чьим щёчкам необходимо порозоветь. Перец лечит дёсны. А салат и томат заставляют толстячков худеть. Капуста лечит желудок, а репа, кабачок, баклажан и арбуз помогают тем, у кого болит печень. Бабушки и дедушки, у которых поднялось давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свёкле.
Сценка «Спор овощей»
1-й ведущий.
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьёзный спор.
(На сцену выходят дети, играющие роли овощей.)
2-й ведущий.
Кто из вас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек,
Ну и хвастунишка!
Горошек.
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
1-й ведущий.
От обиды покраснев,
Свёкла проворчала…
Свёкла.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала!
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста.
Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики – плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой!
Огурец.
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно!
2-й ведущий.
Тут надулся помидор
И промолвил строго…
Помидор.
Не болтай, огурчик, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж конечно, сок томатный!
Картошка.
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
1-й ведущий.
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
Чтоб красивым, сильным быть
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Ученик.
Падают с ветки
Жёлтые монетки,
Под ногами
Целый клад!
Это осень золотая,
Дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам, и всем подряд.
Ученик.
Лист осенний кружится,
Замерзает лужица.
В сад сейчас гулять пойдём,
Листьев там мы наберём.
Игра «Листья»
Дети должны собрать как можно больше листьев с завязанными глазами.
Осень в лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину –
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
«Стыну…»
И дрожит от холода.
А берёзка рада
Жёлтому наряду:
«Ну и платье,
Что за прелесть!»
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно
И берёзка шепчет:
«Зябко…»
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно,
И шумит он:
«Мёрзну! Мёрзну!»
Обмануло золото,
Не спасло от холода.
Лист.
Птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели
И ветры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль как птицы
И нам улететь!
Лист.
О, буйные ветры,
Скорее, скорей,
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим.
Летите, летите,
Мы с вами летим!
Танец листьев
Хороша зима снегами,
Весна – цветами,
Лето – грибами,
А осень – стогами.
Дети хором: Осень, осень,
В гости просим!
Под музыку дети выходят из зала.