Урок русского языка в 11-м классе по теме "Текст как единица связной речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Повторение теоретических вопросов различных разделов языкознания, встречающихся в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, и их закрепление на практике.
  2. Развитие письменной связной речи.
  3. Воспитание коммуникабельного человека, умеющего общаться и проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, напечатанные высказывания о русском языке; презентация.

Ход урока

Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Вступление. /Эмоциональный настрой. Звучит классическая музыка./

Учитель: Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.

Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее чем оружие”. Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку. Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о родном языке:

“Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!.” (Слайд. Приложение 1)

– Ребята, запишите это высказывание в тетрадь. Вы можете использовать его при выполнении части “С” ЕГЭ.

Учитель: На память приходят слова писателя Льва Владимировича Успенского:

“Если есть в мире вещи, достойные названия ЧУДО, то СЛОВО, бесспорно, первая и самая чудесная из них”. (Слайд. Приложение 1.)

– Это высказывание тоже запишите в тетрадь. Вы его можете использовать в качестве цитаты при написании сочинения– рассуждения.

– Итак, ребята, наш урок проходит в творческой мастерской “Слово”. Работа будет вестись в трех группах. В каждой группе выбран руководитель. В конце урока будут определены победители в трех номинациях: “Мастер слова”, “Орфографических дел мастер”, “Пунктуационных дел мастер”.

Учитель: Слово – единица нашего языка. Слово можно сравнить с кирпичом, из которого строится дом. Несколько слов, связанных друг с другом, и мы получаем предложение. Несколько предложений, связанных друг с другом, образуют…./учащиеся добавляют: текст/.

– Чтобы создать хороший текст, нужно быть грамотным, знать, как пишутся слова. Поэтому мы сейчас проведем орфографическую разминку. Я буду называть лексическое значение слов, а вы их должны угадать и правильно записать /

(Учащиеся пишут на доске и в тетрадях).

Орфографическая разминка.

  1. Впечатление, мнение о лице, коллективе / имидж /.
  2. Противоположность двух или нескольких вариантов / альтернатива /.
  3. Торжественное открытие художественной выставки / вернисаж /.
  4. Человек, не согласный с господствующей идеологией / диссидент /.
  5. Профессиональный управляющий / менеджер /.
  6. Передача государственного или муниципального имущества в собственность отдельных лиц / приватизация /.
  7. Совокупность мировоззренческих представлений, характерных для личности или народа / менталитет /.

Повторение теории.

Учитель: Известно, что без теории нет практики. Поэтому повторим теорию.

– Итак, что такое текст? (Слайд. Приложение 1). (Учащиеся отвечают на вопросы.)

– Назовите основные признаки текста. (Слайд. Приложение 1) Тематическое и композиционное единство всех частей текста; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а также может быть статьей, книгой.

– Какие существуют стили речи? (Слайд. Приложение 1)

– Назовите типы речи. (Слайд. Приложение 1)

Учитель: Повторили теорию, поэтому можем переходить к выполнению практических заданий.

Практическая работа.

Учитель: Ребята, у вас на партах перед каждым лежат листы с заданими:

  1. Определить стиль текста и тип речи.
  2. Вставить пропущенные буквы
  3. Расставить пропущенные знаки препинания .

Текст №1. Орг…ническая химия как наука сф…рмировалась ср…внительно недавно. Тысяч…летиями человечество осваивало тайны х…мических пр…вращений соединений углерода. Сначал(..) это были самые пр…стые процессы окисления – г…рение древесины нефти угля полностью разрушающие орг…нические вещества.

П…степенно накапливался опыт химических и биохимических превращений органических веществ. На первых ступенях это как правило была деструкция превращение сложных веществ в более простые.

Текст №2. Сохранить разно…бразие наших городов и сел сохранить в них историческую память их общее н…ционально – историческое сво…образие – одна из важнейших задач наших град…строителей.

Вся страна это гр…ндиозный культурный ансамбль. Он должен быть с…хранен в своем п…разительном богатстве. В…спитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – в…спитывает человека его страна.(Д. С. Лихачев)

Текст №3. Она сидела передо мной ак…уратная вся умная и красивая красивая и в одежде и в своей женской м…лодой поре к…торую я смутно чувствовал, до меня доходил зап…х духов от нее к…торый я принимал за само дыхание; к тому же она была учительница не арифметики какой(?) нибудь не истории, а з…гадочного француз…кого языка от которого тоже исходило что-то особое сказочное (не)подвластное любому – каждому как например мне. Не смея поднять глаза на нее я не посмел и обмануть ее. Да и зачем в конце концов мне было обманывать? (В.Распутин “Уроки французского”)

Учитель: Ребята, порядок работы таков:

1 группа работает с текстом №1;
вторая – с текстом №2;
3 группа – с текстом №3. (Учащиеся выполняют задания)

Учитель: Итак, проверим, как вы справились с заданиями. Слово ребятам из первой группы. Вторая и третья группа внимательно слушают ответы, следят по карточкам, могут высказать свое несогласие, обосновать его.

– А сейчас слово учащимся 2 группы, затем – 3 группы.

Учитель: Ребята, хочу обратить ваше внимание на 2 текста, помещенные в раздаточном материале. Вам предлагается сравнить данные тексты. Прочитайте тексты и ответьте, который из них вам понравился и почему?

Текст а.

Людьми держится мир, а также его история и культура. Хорошие люди встречаются редко, но встречаются. И от общения с ними нам становится хорошо.

Текст б.

Удивительными людьми держится мир, его история, его культура.

Удивительные люди встречаются нечасто, но все – таки встречаются. И от общения с ними, от их присутствия в нашей жизни хочется жить, делать, верить, тратить себя полней и целесообразней.

Это правда: не место красит человека, а человек место. (М.А. Дудин)

(Ребята отмечают, что второй текст отличается от первого. Во 2-м тексте использованы средства выразительности речи: эпитеты, ряды однородных членов предложения, использована поговорка).

Упражнения для определения средств выразительности речи.

Учитель: Я буду читать примеры, а вы должны написать, какое это средство выразительности речи.

1. Луна хохотала. 2. Голубые береты. 3. Мальчик с пальчик. 4. Дело хорошее. Езжайте в Курск. Там вас ждут. 5. Звонкая тишина. 6. Воробышки игривые, как детки сиротливые. 7. Царство зелени. 8. В сто сорок солнц закат пылал. 9. Не жалею, не зову, не плачу. 10. Чудесный наш поселок! (Слайд. Приложение 1)

Учитель: Проверьте себя. Для этого посмотрите на следующий слайд. (Слайд. Приложение 1)

Олицетворение. 2. Перифраз. 3. Литота. 4. Парцелляция. 5. Оксюморон. 6. Сравнение. 7. Метафора. 8. Гипербола. 9. Градация. 10. Инверсия.

Работа с учебником. Учитель: Наш учебник – это кладезь замечательных текстов. Откройте учебник на странице 174 (авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). В упражнении № 312 прочитайте последние два абзаца.

– Определите стиль речи, тип текста.(Публицистический стиль; рассуждение).

– Какую проблему рассматривает автор? (Нравственная проблема: почему люди не всегда проявляют милосердие по отношению к обиженным, пострадавшим?)

Творческая работа. Ребята, вам предлагается на черновике начать писать сочинение на тему: “Счастье в моем понимании”. Это должно быть сочинение – рассуждение в публицистическом стиле. (Учащиеся пишут 5 – 7 минут).

Учитель: Кто желает прочитать начало своего сочинения? (Читают 2 или 3 учащихся)

Учитель: Если есть начало, то будет и конец. Итак, домашнее задание: написать сочинение “Счастье в моем понимании”.

Подведение итогов. Учитель: Я благодарю вас за сотрудничество. Уверена в том, что сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что работать с текстом – это очень увлекательно, интересно и необходимо для успешной сдачи ЕГЭ .

– Каждая группа во главе с руководителем назовут победителей в следующих номинациях: “Орфографических дел мастер”, “Пунктуационных дел мастер”, “ Мастер слова”.

(Учащиеся называют имена победителей. Победители награждаются медалями.)

Рефлексия.

Учитель:

Ребята, понравился ли вам урок?

– Что вы запомните?

– Какие мысли вы уносите с урока?

Приложение 1